Своя игра
Своя игра
- Ведущий:
- Пётр Кулешов
- Режиссёр:
- Юрий Первушин
- Редакторы:
- Сергей Дубов, Ирина Тюрикова, Ольга Хворова, Дмитрий Борок
- Производство:
- Студия 2В
- Композитор:
- Александр Иванов (1994—2013),
Иван Баландин (с 2013)
- Язык:
- Русский
Производство:
- Продюсер:
- Сергей Пехлецкий
- Продолжительность:
- 25 минут при старых правилах, 40 при новых
Вещание:
- Канал:
- РТР (1994—1996),
НТВ (1997—1999, с 2001),
ТВ-6 (2000)
- Период трансляции:
- с 7 апреля 1994 года
Своя игра — популярная телевизионная игра-викторина на канале НТВ. Является аналогом американской телеигры Jeopardy!. Ведущий — Пётр Кулешов.
Содержание
Правила игры
В игре принимают участие три игрока. Их основная цель — отвечать на вопросы и набрать к концу игры как можно больше очков. В начале игры у каждого из них 0 очков (в 1994—1996 годах игроки в начале игры имели по 50 очков).
Игра состоит из трёх раундов и финала. В каждом из раундов (кроме финального) 30 вопросов — 6 тем по 5 вопросов в каждой. В первом раунде цена вопроса варьируется от 100 до 500 рублей, во втором — от 200 до 1000, в третьем — от 300 до 1500. Чем выше цена вопроса, тем он сложнее. Вопросы в игре сформулированы в виде утверждений, где искомое слово заменено местоимением. Игроки должны догадаться, о чём идёт речь в вопросе, и дать ответ.
До 2001 года в игре было 3 раунда — «Синий», «Красный» и «Своя игра» (финальный раунд). В Синем раунде вопросы стоили от 10 до 50 очков, в Красном — от 20 до 100.
В начале игры правом выбора первого вопроса обладает игрок, стоящий за центральным столом. Право ответа получает тот игрок, который первым нажмет на кнопку на своём столе. Однако, если он нажмет её до того, как ведущий закончит зачитывать вопрос, то его кнопка будет заблокирована на 2 секунды. Если игрок отвечает правильно, то стоимость вопроса переходит на его счет и он получает право выбора следующего вопроса. Если же он отвечает неверно, то стоимость вопроса снимается с его счёта, а другие игроки получают возможность ответить на тот же вопрос. Если правильный ответ так и не прозвучит, то его объявляет ведущий, а вопрос вновь выбирает последний выбиравший игрок.
Каждый раунд продолжается до тех пор, пока в нём не будут разыграны все вопросы, либо пока не истечёт отведённое для него время. В следующем раунде право первого выбора вопроса достается тому игроку, у кого меньше всего очков на счету.
Специальные вопросы
Помимо обычных вопросов, в игре существуют несколько специальных — «Кот в мешке», «Вопрос-Аукцион». В настоящий момент точное число «Котов в мешке» и «Вопросов-Аукционов» в раунде заранее неизвестно. Вне зависимости от правильности ответа игрок, отвечавший на специальный вопрос, получает право выбора следующего вопроса.
Кот в мешке
Если игроку достался «Кот в мешке», он обязан передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только тот игрок, которому подбросили «Кота». Ведущий называет тему вопроса, а получивший его игрок выбирает стоимость — минимум или максимум цен вопросов в раунде (например, в первом раунде можно выбрать стоимость, равную 100 или 500). Игрок обязан отвечать на вопрос, молчание приравнивается к неверному ответу.
Обычно, вопрос, скрывающийся в «Коте в мешке», связан с изображениями или со звуком.
Впервые «Коты» были введены в 1997 году, причем изначально игрок мог оставить его себе, а игрался вопрос за фиксированную стоимость, установленную редакторской группой. Это правило просуществовало всего несколько месяцев.
В начале 2005 года было предпринято нововведение — тема и стоимость «Кота» становились известны до передачи вопроса открывшему его игроку. Тем самым, у последнего была большая свобода для тактических действий. Впрочем, данное правило просуществовало всего несколько игр, а затем было отменено.
Нынешние правила «Кота в мешке» начали действовать в первой половине 2007 года.
Вопрос-аукцион
Если вопрос оказывается аукционом, то игроки торгуются за него, и в результате он достаётся тому, кто сделал наибольшую ставку. Минимальная ставка — номинал вопроса, ставки должны быть кратны 100 очкам, при этом ставка игрока не может превышать суммы у него на счету. Если игрок идёт ва-банк (ставка, при которой игрок ставит на кон все имеющиеся у него очки), то перебить его ставку можно только бо́льшим ва-банком.
Торги начинает делать игрок, выбравший «Вопрос-Аукцион» (в случае, если его счёт меньше стоимости вопроса, его ставка — номинал), затем идёт тот из двоих оставшихся, у кого сумма на табло меньше. После ставки третьего игрока торги идут по кругу. Любой игрок в любой момент, за исключением первоначальной ставки, может сказать «Пас» и выбыть из торгов, либо же ставка другого игрока превысит его счёт, и он выбывает из торгов автоматически.
До 2001 года «Вопрос-Аукцион» назывался «Своя игра», так же, как и программа.
В 1994 году игрок, открывший «Свою игру», сам играл этот вопрос за назначенную им ставку (именно такое правило действует в оригинальной версии программы). В 1995 году была введена возможность торгов за вопрос, причем право поставить следующую ставку имел игрок, первым нажавший на кнопку, а ва-банк перебивался любой большей ставкой. Затем ва-банк нельзя было перебивать вообще (это правило придумал сам Пётр Кулешов), и лишь потом правила торгов стали аналогичны современным.
Вопрос от спонсора
Впервые «Вопрос от спонсора» появился в игре в Юбилейных играх в 2004 году. Тогда в качестве спонсора передачи выступала корпорация Microsoft. Потом данный тип вопроса на некоторое время исчез и возобновился в 2006—2007 годах. Отвечал на вопрос тот, кто его обнаружил. Стоимость вопроса в случае верного ответа удваивалась, однако в случае неправильного ответа отвечающий ничего не терял. С 2014 года «Вопрос от спонсора» разыгрывается как обычный вопрос, то есть отвечает на него тот, кто нажал кнопку, и играет его за номинал. В настоящее время эта категория исключена.
Вопросы от…
Тема вопросов во втором раунде, появившаяся в 2008 году. Вопросы задаёт известный человек или представитель некой профессии. Все вопросы так или иначе связаны с родом занятий автора и демонстрируются игрокам на экране в виде видеозаписей, где герой задаёт вопрос, находясь в своей обстановке (например, пожарный — возле пожарной машины). Вопросы темы всегда разыгрывается подряд, то есть если один из вопросов темы был открыт, далее следует разыграть 4 остальных, и лишь потом играть остальные вопросы. В первой финальной игре Игр 15-летия эта тема была в каждом из трёх раундов (соответственно, в каждом раунде вопросы задавал другой автор). Чуть позже данная тема стала появляться во 2-м раунде и до недавнего времени существовало правило, когда игроки открывшие тему «Вопросы от…» должны были играть все вопросы подряд, но начиная с «Игр на выносливость» (2015) правила изменены, т.е игроки, открывшие «Вопросы от…» могли продолжать отвечать на данную тему, либо перейти к другим темам и затем вернуться к теме «Вопросы от…».
Финал
К финальному раунду допускаются только те игроки, у которых на счету положительная сумма. В нём разыгрывается только один вопрос, причём отвечать на него обязаны все участники. Если у всех трёх участников отрицательные суммы на счету, то победителем считается игрок с наибольшим счётом, а финальный раунд не разыгрывается. Если у всех трёх игроков на счету «нули», то победителя нет.
Игрокам предлагается 7 возможных тем финального раунда на выбор. Они по очереди (по возрастанию сумм на счёте) убирают по одной теме, которая им не нравится, до тех пор, пока не останется последняя. До 2001 года в финале игроки не имели права выбора и играли ту тему, которая была заранее заготовлена редакторами. Затем игроки делают свои ставки, после чего звучит сам вопрос.
Победителем игры объявляется тот, кто по итогам финального раунда набрал наибольшую сумму очков. Он получает эквивалент набранной суммы в рублях.
Перестрелка
В обычных играх
В случае равенства сумм у двух или трёх игроков после финала проводится дополнительный раунд — «перестрелка». Кандидатам на победу задаются 5 вопросов из одной темы со стоимостью от 100 до 500 очков в порядке возрастания сложности. Если по итогам этого раунда победитель не определён, проводится новая «перестрелка», и так далее до выявления победителя.
В командных турнирах
В командных турнирах правила «перестрелки» не используется, а победителями считаются два игрока (или три, при равенстве у всех трёх игроков).
История
Первый выпуск «Своей игры» вышел в эфир 7 апреля 1994 года на канале РТР. Система розыгрыша меняется от года к году.
Галерея изображений
Рекорды
Старые правила (с 1994 по 2000 год)
Категория | Результат | Обладатель | Цикл и номер игры |
---|---|---|---|
Крупнейший выигрыш | 2.400.000 (2.400) рублей | Александр Либер | Золотая дюжина-1997, финал 1-го цикла |
Крупнейший выигрыш при дебютной игре | |||
Самый скромный результат первого места | 10 | Юрий Бершидский | Золотая дюжина-1999, финал 9-го цикла |
Крупнейший результат второго места | |||
Крупнейший результат третьего места | |||
Крупнейшая ставка | |||
Крупнейшая выигранная ставка | |||
Крупнейший ва-банк | |||
Самая длинная серия побед подряд | 5 | Юрий Черушев, Александр Друзь, Юрий Хашимов, Борис Бурда | Автомобильные кубки 1994-96 |
Новые правила (с 2001 года)
Категория | Результат | Обладатель | Цикл и номер игры |
---|---|---|---|
Крупнейший выигрыш | 120 001 | Александр Друзь | Кубок Вызова-4 № 71 |
Крупнейший выигрыш при дебютной игре | 36 792 | Азиз Муршудли | Автомобильный Кубок-2008 № 43 |
Самый скромный результат первого места | 1 | Тамара Левандовская | Автомобильный Кубок-2008 № 35 |
Крупнейший результат второго места | 45 399 | Константин Шлыков | Золотая Дюжина-2007 № 56 |
Крупнейший результат третьего места | 22 990 | Мария Пастухова | Игры 20-летия № 13 |
Крупнейшая ставка | 41 799 | Юрий Хашимов | Кубок Вызова-4 № 77 (финал) |
Крупнейшая выигранная ставка | 38 500 | Александр Друзь | Кубок Вызова-4 № 71 (аукцион) |
Крупнейший ва-банк | 30 600 | Александр Друзь | Кубок Вызова-4 № 71 (аукцион; вопрос взят) |
Самая длинная серия побед подряд (1-е место в рейтинге) | 15 | Анатолий Вассерман | Кубок Вызова-1 |
Самая длинная серия побед подряд (2-е место) | 10 | Андрей Жданов | Автомобильный кубок - 2011 |
Самая длинная серия побед подряд (3-е место) | 6 | Анатолий Вассерман и Иван Беляев | Автомобильный кубок - 2008 и Игры на выносливость (2016) |
Самое большое количество правильных ответов за игру | 54 | Александр Эдигер | Кубок Вызова-4 № 56 |
Наибольшее количество побед | 59 | Александр Либер | |
Наибольшее количество поражений | 29 | Анатолий Белкин |
Награды
- Премия ТЭФИ-2003 в номинации «Телевизионная игра».
- Пётр Кулешов — премия ТЭФИ-2005 в номинации «Ведущий телевизионной игры».
- Премия ТЭФИ-2015 в номинации «Телеигра»
Музыкальное оформление
За всю историю программы, музыкальное оформление менялось четырежды. Первые три были написаны Александром Ивановым, последняя — Иваном Баландиным.
Первое музыкальное оформление (1994—1998), представляло собой позитивную, торжественную музыку. В него входили: заставка, 30 секунд (медленная версия заставки с тихим спокойным вариантом), две версии финальных титров: полная версия и усеченная версия, кот в мешке и вопрос-аукцион (тогда еще «Своя игра»), и гонг, который извещал о конце раунда. Также до 2001 года существовал сигнал о том, что осталась минута до конца раунда.
В 1998 году оформление было полностью переписано на более жёсткое, динамичное, никак не похожее на предыдущее. Это связано с тем, что изначально создатели оригинального формата, американцы, не разрешили делать особых отклонений от оригинала. Изменена музыка заставки, две версии финальных титров, а также появились отбивки, которые звучат между раундами.
В 2001 году, после возрождения программы на телевидение, музыкальное оформление претерпело изменение: заменены звуки «Кот в мешке» и «Вопрос-Аукцион» (переименован из «Своей игры» в 2001 году). Также появились звуки приветствия ведущего, звуки, извещающие о главном призе, выбора претендентов, мелодия представления игроков.
В апреле 2013 года музыкальное оформление полностью изменилось вместе с общим оформлением программы.
Интересные факты
- Сигналом того, что игрокам можно отвечать на вопрос, до изменения оформления студии 2013 г. являлась лампочка за ведущим, которая загоралась после того, как он зачитает вопрос. В настоящее время этим сигналом является метка, которая появляется на планшетах перед участниками.
- Все игроки выступают в программе в мантиях серебристого или золотого цвета. Это было введено из-за того, что на заре существования игры возникла проблема непрезентабельности одежды участников.
- На каждом игровом столе расположены две кнопки — под левую и правую руки.
- В 35-ой игре «Кубка вызова-1» ответ Анатолия Вассермана на финальный вопрос был признан неверным, из-за чего он и его команда лишились бы шансов получить главный приз программы. Сам Анатолий с этим решением не согласился, поэтому редакция игры сделала отдельную программу, посвящённую выяснению того, правилен ли ответ на заданный вопрос. По итогам голосования экспертного жюри, ответ был признан правильным, и Анатолий продолжил выступление в игре.
- В 21-ой игре «Кубка вызова-2» Пётр Кулешов дисквалифицировал Игоря Барышева за постоянное выяснение отношений с ведущим по поводу зачёта ответов.
- В 72-ой игре «Кубка Вызова-4» после удачного аукциона счет Александра Друзя превысил 100 000. Табло было расчитано всего на 5 цифр, в результате чего ведущему пришлось приклеить на табло Александра листок бумаги с надписью «+100000».
- Спецпроектов в классическом понимании этого слова за всю историю игры было восемнадцать. Первые два были показаны в 1995—1996 и 2000 годах и были приурочены к Международному женскому дню. 11 октября 2003 г. в спецпроекте, посвященному 10-летию канала НТВ, приняли участие ведущие канала — названия тем вопросов в этой игре в основной массе совпадали с названиями передач НТВ. В 2005 году был снят спецвыпуск, посвящённый Международному женскому дню в рамках «Комбинированного кубка»-2005. Ещё три — в первой половине 2012 г. — в честь Международного женского дня, Дня космонавтики и Общероссийского дня библиотек, один в начале августа 2015 г. — в честь Дня семьи, любви и верности (играли семейные пары), ещё два в сентябре этого же года — в честь Дня знаний (играли учителя) и в честь Дня памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, и один в декабре — в честь Дня юриста. В 2016 году также вышли спецвыпуски, посвящённые Дню защитника Отечества, Международному женскому дню, Дню Победы и Дню защиты детей (играли дети, потом их родители, затем в парах).
- Выбор соперников с помощью хаотичного мигания лампочек в ложе претендентов (в 2001—2011 гг.) являлся ненастоящим — все три игрока всегда были определены до начала игры.
См. также
Ссылки
- Скачать выпуски телеигры «Своя игра»
- Подфорум игры на GameSHOWS.ru — обсуждение и анонс выпусков «Своей игры».
- Своя игра — Страница передачи «Своя игра» на сайте телеканала НТВ.
- ФорумСИ — Форум, посвящённый интеллектуальным играм на российском ТВ и «Своей игре» в первую очередь.
- Своя игра unofficial — обзоры «Своей игры» от Александра Успанова (за период 2005—2010).
- «Своя игра» — глазами Анатолия Белкина — «Своя игра» в обзорах известного гроссмейстера Анатолия Белкина (сайт давно не обновлялся). На этом сайте можно проследить историю «Своей игры» до 2005 года.
- «Своя игра» в лицах и цифрах (архив) — сайт, содержащий информацию о игроках и создателях игры, статистику, свежие обзоры.
- Вся статистика — полная статистика «Своей игры».
- Телеигра на сайте телеканала «Вопросы и ответы»