Брэйн ринг
Брэйн Ринг
- Ведущий:
- Владимир Ворошилов, Андрей Козлов
- Соведущие:
- Елизавета Арзамасова, MC Белый, Григорий Гусельников
- Производство:
- Игра-ТВ
- Язык:
- Русский
- Количество сезонов:
- 11 (?)
Производство:
- Продолжительность:
- 40-60 минут
Вещание:
- Канал:
- Останкино, ТВЦ, СТС
- Повторные показы:
- «Время» (2006—2007), «Вопросы и Ответы» (2009-настоящее время)
- Похожие передачи:
- Что? Где? Когда?
Брэйн Ринг — телевизионная версия игры, придуманной одесским клубом интеллектуальных игр «Эрудит». Первый выпуск вышел в 1989 году. Идея реализации «Брейн-Ринга» на ТВ родилась у Владимира Ворошилова еще в 1980 году, но он смог пробить ее только почти через 10 лет. Первые несколько выпусков провел сам Ворошилов, но позднее из-за отсутствия у Ворошилова свободного времени на роль ведущего благодаря конкурсу был отобран Андрей Козлов. В настоящее время игра выходит на канале СТС.
Содержание
Правила
Каждый выпуск «Брейн-Ринга» состоял из нескольких боев. Бой — это отдельное сражение, проводившееся до тех пор пока одна из команд не набирала определенное количество очков. В каждом бою принимало участие 2 команды из 6 человек: одна сидела за красным столом, другая — за зеленым. На обоих столах между местами для пятого и шестого игроков была кнопка.
Первый вопрос в каждом бою стоил одно очко. После того, как ведущий его задавал, раздавался сигнал и у команд появлялось время для обсуждения. Право ответа получала та команда, которая первой нажимала на кнопку, но если же команда нажимала на кнопку до сигнала, то она теряла право ответа на текущем вопросе. Если она отвечала неверно, то у другой команды появлялось время на обсуждение (сначала — оставшееся время после ответа первой команды, затем просто давалось еще 60 секунд, в 1996 году это время было сокращено до 10 секунд, но уже в следующем съемочном цикле оно было увеличено до 20). Если же и вторая команда отвечала неправильно, то либо ведущий оглашал правильный ответ, либо переносил этот вопрос на следующий бой, а следующий вопрос стоил уже на одно очко больше. Команда, отвечавшая правильно, получала количество очков за данный вопрос (за исключением особых случаев), а следующий вопрос стоил 1 очко.
В самом первом цикле правила начисления очков немного отличались: каждый вопрос стоил 1 очко, при неверном ответе обоих команд каждая из них получала по 0,5 очка.
Система розыгрыша
В 1989—1991 году игра снималась в помещении напоминавшем спортзал, а игроки и зрители стояли по его периметру и на балконах, как в «Что? Где? Когда?». Турнир проводился по системе «плей-офф», каждая игра состояла из одного боя до 6 очков.
В 1991—1993 годах использовалась линейная схема, при которой команда, проигравшая в бою садилась в зал, а победитель сражался в следующем бою с новой вызванной командой. Чемпионом цикла становилась команда, победившая в последнем бою.
В 1992 году съемки переехали в большую студию, напоминавшую стадион. Все команды делились на 3 лиги:
- Низшая — примерно 20 команд
- Высшая — 3 команды
- Команда-чемпион
В первом бою, проводившемся до 3 очков, встречались 2 команды из низшей лиги. Победитель этого боя во втором бою, который проводился также до 3 очков, встречался с одной из команд высшей лиги. Победитель второго боя занимал место в высшей лиге и в третьем бою, который проводился до 6 очков, сражался с действующим чемпионом за кубок «Золотой Брэйн».
Каждые полгода проводился матч за звание абсолютного чемпиона. В первом бою до 3 очков встречались 2 команды высшей лиги, во втором бою, который также проводился до 3 очков, победитель первого боя соперничал с третьей командой высшей лиги во втором бою, также проводившемся до 3 очков. В финальном бою до 6 очков победитель второго боя играл с действующим чемпионом.
С 1996 года звание чемпиона разыгрывалось уже не в каждой игре, а в серии из 4 игр. Первые 3 игры — отборочные, проводились по следующей схеме:
- Предварительный бой — игрался до 3 очков, встречались 2 команды из низшей лиги. Позднее стали использовать 2 предварительных боя, победителем объявлялась команда, выигравшая оба. Если каждая команда выигрывала по 1 бою, то победитель определялся при помощи дополнительного вопроса.
- Отборочный бой — точнее 2 боя до 5 очков. Победитель предварительного боя сражался с одной из команд высшей лиги, победитель этого боя занимал (или защищал) свое место в высшей лиге. Для победы команда должна была выиграть оба боя, в случае ничьей также использовался дополнительный вопрос. Команда, занявшая либо защитившая место в высшей лиге, обеспечивала себе участие в финальной игре и в отборочных играх участия больше не принимала.
Финальная игра проводилась по тем же правилам, что и ранее матч за звание абсолютного чемпиона, за исключением того, что в конце вместо одного боя до 6 очков, чемпион определялся в 2 боях до 5 очков + дополнительный вопрос в случае ничьей по боям.
Правила матча за звание абсолютного чемпиона позднее также изменились: в 1997 году встречались 3 команды, чаще всего завоевывашие звание чемпиона за последний год. По результатам жеребьевки, сначала 2 команды играли 2 предварительных боя до 3 очков, победитель уже соревновался за звание абсолютного чемпиона с третьей командой в 2 боях до 5 очков. В 1998 году для матча за звание абсолютного чемпиона были определены только 2 команды-участницы (действующий обладатель звания, команда Баку и команда Владимира Белкина из Москвы). Для определения третьей команды использовалась так называемая «растащиловка»: на ринг выходило по одному представителю от каждой команды, они разбивались на 2 группы и каждая садилась за свой стол. Проигравшие вопрос уходили обратно в зал, победители снова делились пополам. В итоге, право на участие в матче завоевывала команда, представитель которой оставался единственным на ринге (в данном случае команда Северодвинска).
В конце 90-х чемпиона стали вновь определять по многокруговой системе «плей-офф», а победителем в каждой игре становилась команда, которая выигрывала 3 боя из 5, каждый из которых проводился до 5 очков.
Дополнительные правила
Правило первой секунды
К концу 90-х практически все команды начали применять силовой прием, почти на каждом вопросе нажимая на кнопку одновременно с сигналом, не обсуждая вопрос, в результате чего было введено новое правило, по которому если команда нажимала на кнопку на первой секунде, то в случае неправильного ответа отвечавший игрок был обязан покинуть игровой стол до конца текущего боя.
Правило одного игрока
Команда имела право оставить за столом одного игрока — в случае правильного ответа она тогда получала удвоенное количество очков, причем «правило первой секунды» для этого игрока не действовало.
Дисквалификация
Правило, по которому если команды давали неверные ответы или допускала фальстарты три раза подряд, то они дисквалифицировались и им засчитывалось техническое поражение, а также они обе «вылетали» в низшую лигу. В игре от 18 ноября 1995 года это правило было применено в финальном бою («Китай-город» против молодежной команды г. Горловка), в результате чего чемпионская ложа и одно из мест в высшей лиге опустели. В следующей игре звание чемпиона было разыграно между двумя оставшимися в высшей лиге командами, а два предварительных боя проводились только для заполнения пустующих мест в высшей лиге.
Закрытие игры
В конце 1999 года прошли последние съемки, после чего игра была закрыта по финансовым соображениям.
Украинская версия
В 2006 году украинский телеканал «Интер» снимал собственный вариант «Брейн-Ринга» под названием «Teen-Лига», в котором соревновались команды школьников. Вел украинскую версию Олесь Бузина. В настоящий момент эти выпуски идут в повторах на канале «Киев».
Сезон 2010
В 2010 году российская телекомпания «Игра» вновь открыла телеигру «Брейн-ринг». Съёмки прошли в конце 2009 года, а в эфир выпуски выходили с 6 февраля по 10 апреля на канале СТС. Передача выходила в субботнем утреннем эфире (9:30/10:00) с повтором по пятницам (16:00). Сейчас Брейн-ринг идет с 9 октября по субботам в 9:00.
См. также
Ссылки