Что? Где? Когда? — различия между версиями

Материал из GS
Перейти к: навигация, поиск
Строка 13: Строка 13:
 
| похожие_передачи = [[Брейн-Ринг]], [[Своя игра]]
 
| похожие_передачи = [[Брейн-Ринг]], [[Своя игра]]
 
}}
 
}}
'''Что? Где? Когда?''' интеллектуальная викторина, наиболее распространённая в русскоязычной среде. Была создана в 1975 г. телеведущим [[Владимир Ворошилов|Владимиром Ворошиловым]]. Игра очень быстро стала настолько популярной, что кроме оригинальной телевизионной версии появилась спортивная версия игры. Игровая команда из шести (в спортивной версии до восьми) человек должна ответить на вопрос, имея для обдумывания и обсуждения одну минуту. Вопросы подбираются такими, ответить на которые можно с помощью общих школьных знаний и капли логики. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
+
'''Что? Где? Когда?''' — интеллектуальная викторина, наиболее распространённая в русскоязычной среде. Была создана в 1975 г. телеведущим [[Владимир Ворошилов|Владимиром Ворошиловым]]. Смысл игры заключается в том, что команда знатоков отвечает на вопросы, присланные командой телезрителей, в которых пригодятся знания и логика.
  
== Правила телеигры ==
+
== Основные правила ==
В '''телевизионной версии''' каждый верный ответ на вопрос даёт команде одно очко, неверный ответ даёт очко «команде зрителей» (которые как бы вместе играют против команды знатоков). Когда одна из команд набирает шесть очков, она выигрывает. Это означает, что в течение одной телевизионной игры может прозвучать не более одиннадцати вопросов. Правила телеигры постоянно меняются, но проходит она всегда (за исключением нескольких первых сезонов) в Охотничьем домике Нескучного Сада в Москве. Там оборудована особая комната с рулеткой, на которой установлен волчок со стрелкой. Вопросы находятся в разложенных на столе конвертах, подписанными названиями городов участников, приславших вопрос. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Если выпавший вопрос уже сыграл, то выбирается следующий за ним по часовой стрелке ещё не сыгравший вопрос.
+
  
Обсуждение ведется одну минуту. В конце обсуждения капитан команды должен назвать знатока, который даст ответ. Как правило, слово дается автору версии.
+
=== Описание игрового процесса ===
 +
В '''телевизионной версии''' игры команда знатоков, состоящая из шести человек, отвечает на вопросы, которые присылают телезрители. Вопрос выбирается волчком, который в свою очередь запускает распорядитель.
  
Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (зачастую это кулак с отогнутым вверх большим пальцем), после чего капитан команды может сказать ведущему до начала непосредственно обсуждения вопроса, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, вдобавок к баллу в пользу знатоков, у команды появляется возможность взять дополнительную минуту обсуждения. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, и команда может взять больше одной дополнительной минуты подряд.
+
На обсуждение вопроса знатокам даётся всего лишь одна минута, после которой капитан команды выбирает знатока, который будет отвечать на поставленный ранее вопрос. Также бывают случаи, когда команда даёт ответ досрочно: знаток, который знает ответ, обычно ставит на стол кулак с отогнутым вверх большим пальцем. Если ответ правильный, то знатоки зарабатывают дополнительную минуту для обсуждения, которой они могут воспользоваться на любом следующем вопросе на данной игре. Количество дополнительных минут зависит от досрочных ответов команды. С недавнего времени знатоки могут взять «минуту в кредит» на данном вопросе, но при условии, что они ответят на следующий вопрос без минутного обсуждения.
  
Также было введено такое правило, как «помощь клуба». Если знатоки не знали ответа на заданный вопрос, они могут обратиться к знатокам в зале. Время, которое можно использовать для данных целей — 20 секунд. В 2007 году это правило было слегка изменено, после чего брать помощь можно только при счете не в пользу знатоков. Ранее существовало такое правило как «помощь магистров», при котором знатокам могли подсказывать в течение 20 секунд магистры игры, однако это правило было впоследствии отменено.
+
В игре есть и такая подсказка, как «помощь клуба». Если знатоки не знают ответа на вопрос, то они могут попросить помощи у тех, кто сейчас находится в зале. Присутствующим даётся всего 20 секунд на подсказку. С 2007 года «помощь клуба» можно брать только тогда, когда счёт не в пользу знатоков.
  
Так как знатоки находятся в зале не одни, существует потенциальная возможность несанкционированной подсказки. Для предотвращения этого во время обсуждения вопроса в зале находится распорядитель, который при обнаружении этого поднимает красную карточку. Кроме того, в зале задействованы несколько операторов, что позволяет зафиксировать подсказку на видео. При нарушении правил человек, подсказавший ответ, в большинстве случаев удаляется из зала. Ведущий же имеет право не засчитать ответ знатоков.
+
Из-за очень большого количества людей, находящихся в зале, бывают случаи несанкционированных подсказок. Распорядитель, заметивший данное нарушение правил игры, поднимает красную карточку. В зале имеются операторы, которые могут зафиксировать подсказку на видеокамеры. Нарушителя выводят из зала до конца игры.
  
Помимо обычных секторов, есть три специальных:
+
Когда команда знатоков даёт неверный ответ, телезрители, на вопросах которых знатоки ошибались, получают денежные призы: телезритель, который принёс первое очко своей команде, получает 10.000 рублей, второе очко — 20.000, третье — 30.000 и т. д.
  
:# '''Блиц'''. Кроме обычных вопросов, для ответа на которые даётся минута, были введены «блиц-вопросы». Такой вопрос состоит из трёх более простых вопросов, но на каждый из них команда имеет лишь 20 секунд. Команда получает очко при трёх правильных ответах. Сперва этот тип вопросов появился в телеигре, а позже был включён и в спортивный вариант игры. В то время, когда ведущим был Владимир Ворошилов, он сам выходил в зал к знатокам и задавал вопросы. В данный момент блиц проходит так же, как и обычные вопросы.
+
=== Описание места и процесса съёмок ===
:# '''Суперблиц'''. Похож на '''блиц''', отличие заключается в том, что участвует в нём один игрок от команды.
+
[[Файл:ЧГК_Россия_Место_для_играющих_знатоков.jpg|thumb|200px|Место для играющих знатоков]]
:# '''13й сектор'''. В этом секторе играет один из тех вопросов, которые поступили по Интернету во время прямой трансляции ([http://13.mts.ru адрес для вопросов])
+
Съёмки всегда проводятся в Москве, в Охотничьем домике Нескучного Сада. В нём оборудован специальный зал со столом, который разделён на 6 секторов в большом радиусе (для каждого из членов команды знатоков) и на 13 секторов в малом — для вопросов. Сами вопросы лежат в конвертах, которые в свою очередь лежат на 12 секторах, подписанных названиями городов участников, приславших вопрос. На тринадцатом секторе лежит пластиковая пластинка, на которой напечатано число 13. В центре стола стоит волчок со стрелкой. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Конверт, в котором лежит вопрос, ставится в специальную прищепку, расположенную на одном из мониторов над самими знатоками. На мониторах обычно показывают фотографию или отснятое специально для вопроса видео автора вопроса, видеоролик, снятый корреспондентами телеигры для вопроса или же рисунки, картины, помогающие ответить знатокам.
 +
 
 +
== Паузы ==
 +
Для перерывов в игре используются различные паузы для поднятия настроения команде знатоков.
 +
 
 +
=== Музыкальная пауза ===
 +
Ведущий берет эту паузу после третьего раунда, кроме тех моментов, когда счёт 3:0 в пользу знатоков.
 +
 
 +
=== Чайная пауза ===
 +
Обычно проводится, когда время около 0:00 (в зимнее время — 23:00). Обычно подают чай марки Ахмад — спонсор показа телеигры.
  
 
== Вопросы ==
 
== Вопросы ==
  
 
=== Общие сведения ===
 
=== Общие сведения ===
 +
Игра требует большой образованности и широкого кругозора в области современной науки, способности быстро, оригинально и неординарно мыслить, наблюдательности и внимательности.
  
Игра требует большой образованности и широкого кругозора в области современной науки, способности быстро, оригинально и неординарно мыслить. Из краткого описания игры можно ошибочно заключить, что для успешного ведения игры необходимо помнить множество фактов. На самом деле вопросы, требующие знания определённых фактов, обычно неинтересны, таких вопросов обычно стараются избегать. Хороший вопрос должен содержать в себе всё необходимое для ответа, кроме того могут требоваться знания на уровне средней школы, внимательность, наблюдательность и т. п. Часто какое-то лишнее, не очень пригодное в данном контексте слово или грамматическая тонкость являются сильным намёком; такую роль играют каламбуры и т. п., так что вопросы часто непереводимы и предполагают наличие познаний в культурологии.
+
Вопросы относятся к разным областям познания и имеют различную стилистику, поэтому лучшими игроками будут наиболее эрудированные и начитанные. В сильной команде должно быть налажено гармоничное сотрудничество между людьми с разными образами мышления, по возможности — специалистами в разных областях. Многое зависит от тренировки, способности к взаимопониманию внутри команды.
 
+
Вопросы относятся к разным областям познания и имеют различную стилистику, поэтому лучшими игроками будут наиболее эрудированные и начитанные. В сильной команде должно быть налажено гармоничное сотрудничество между людьми с разными образами мышления, по возможности — специалистами в разных областях. Многое зависит от тренировки, способности к взаимопониманию внутри команды.
+
  
 
=== Виды вопросов ===
 
=== Виды вопросов ===
:# '''Мультимедийные вопросы'''. Это вопросы, заданные с помощью видео- или аудиозаписи, либо с использованием рисунков. В телеигре видеозапись просто показывают на мониторе. В спортивном варианте на каждый стол перед озвучиванием вопроса кладётся распечатка. Часто перед чтением вопроса, чтобы избежать утомительного переписывания, раздаются также длинные тексты (например, стихи).
+
[[Файл:ЧГК_Россия_Игровой_стол.jpg|thumb|200px|Игровой стол с волчком и вопросами]]
:# '''Вопрос с предметом'''. Команде показывают предмет и предлагают, к примеру, угадать, для чего он служит (или служил), использовать предмет(ы) для достижения определённого результата и т. п.
+
* '''Обычный вопрос''': При выборе волчком вопроса ведущий его зачитывает знатокам, а они в свою очередь должны за минуту подготовить внятный ответ. Иногда ответ на вопрос может содержать точную формулировку, то есть знатоки должны объяснить, почему они ответили именно так, и часто ведущий не может принять краткий ответ, из-за чего возникают споры между ним и командой знатоков.
:# '''Вопрос с чёрным ящиком'''. Здесь требуется ответить, что находится в чёрной шкатулке, стоящей перед игроками. По размерам ящика можно приблизительно угадать размеры искомого предмета. Кроме того, в ящике явно не может лежать ничего абстрактного (хотя как-то раз там было ничто — и это было верным ответом, однако данный случай является скорее исключением).
+
* '''Тринадцатый сектор''': так же именуется как «интернет против знатоков». На столе обозначается пластинкой с напечатанной на ней цифрой 13. В течение всей игры телезрители присылают свои вопросы на сайт 13.mts.ru. При выпадении тринадцатого сектора, случайным образом выбирается один из них. Если команда знатоков даёт неверный ответ, то человек, приславший вопрос, приносит команде телезрителей одно очко, а сам получает денежный приз. Особенность вопроса тринадцатого сектора заключается в том, что ни ведущий, ни редакторы игры не знают заранее верный ответ на него. Играется всего один раз за игру.
 +
* '''Сектор «блиц»''': этот сектор содержит в себе не один вопрос, а целых три. Только один из трёх телезрителей, который прислал вопрос, может получить денежный приз за неверный ответ команды знатоков и принести только одно очко команде телезрителей. Вопросы в «блице» достаточно простые и в основном о каком-то предмете или живом существе. Каждый «блиц» на определённую тематику. Знатокам даётся всего 20 секунд на обсуждение вопроса. Если же на один из вопросов был дан неверный ответ, сразу же очко получают телезрители.
 +
* '''Сектор «суперблиц»''': похож на '''Сектор «блиц»''', но с одним усложнением: за игровым столом должен будет остаться только один знаток.
 +
* '''Сектор «Зеро»''' (в настоящее время не действует): впервые был введён Ворошиловым в 1992 г. В те времена сектор с такими вопросами был обозначет цифрой 0. На нём лежали три карточки с вопросами (в основном вопросы были на логику). Особенность такого вопроса — это то, что ведущий выходит в зал и при знатоках зачитывает вопрос. Игрался три раза за игру.
 +
* '''Мультимедийный вопрос''': кроме словесной части, в вопросе могут быть предоставленные фото, видео или аудиоматериалы. Видеовопросы могут снимать так и корреспонденты телеигры, так и сами авторы вопроса, тогда такому телезрителю причитается бонус в размере 25.000 рублей. Фото или видео вопрос показывают на мониторах, расположенные над игровым столом. Если же нет возможности показать картинку или фотографию на экране, знатокам делают «раздатку» — так называют раздачу распечаток с рисунками, которые помогают ответить на вопрос.
 +
* '''Вопрос о предмете''': Обычно команде знатоков из-за кулис выносится определённый предмет, по нему задаётся вопрос. Вне зависимости правильности ответа распорядитель, который принёс предмет, производит над ним некоторые действия, которые отражают правильность ответа. Но иногда знатокам предлагается угадать предмет, который либо находится за кулисами, либо он спрятан у распорядителя.
 +
* '''Чёрный ящик''': перед вопросом распорядитель приносит из-за кулис чёрный ящик. В нём лежит предмет, о котором будет идти речь в вопросе. Из-за размеров ящика можно догадаться, что предмет небольшого размера, также бывают случаи, когда чёрный ящик оказывается пустым, значит, ответом на данный вопрос является пустота. Реже бывает вопрос о двух предметах (как, например, вопрос о бумаге и чернильнице), тогда выносится два чёрных ящика.
 +
* '''Решающий раунд''': это на самом деле самый обычный вопрос. Его можно попросить у ведущего в том случае, если команда знатоков заработала пять очков в свою пользу, но хотела бы повысить результат игры до счёта 6:0 в их пользу. В этом случае за столом остаётся наиболее сильный, по мнению команды, знаток, после чего стандартным образом с помощью волчка выбирается вопрос, на который знаток должен ответить без чьей-либо помощи. Но при этом ему нужно ответить без минуты обсуждения и без помощи клуба. Данный вид вопросов помогает команде пройти в финал сезона при более успешной игре предыдущих команд данного сезона. За всю историю Московского элитарного клуба было взято 20 решающих раундов, из которых выиграно только пять: [[Ровшан Аскеров]] выиграл решающий раунд в 2001 году, [[Вячеслав Санников]] в 2002, [[Левин, Борис Ефимович|Борис Левин]] в 2003, [[Александр Либер]] в 2006 и [[Илья Новиков]] в 2010.
  
 
=== Примеры вопросов ===
 
=== Примеры вопросов ===
Строка 49: Строка 64:
 
:# Правление компании McDonald’s полагает: слухи о том, что мясные блюда сети McDonald’s готовятся из дождевых червей, легко опровергнуть, сравнив их с мясом. Вопрос: по какому критерию? ''(Ответ: по цене. Черви стоят намного дороже.)''
 
:# Правление компании McDonald’s полагает: слухи о том, что мясные блюда сети McDonald’s готовятся из дождевых червей, легко опровергнуть, сравнив их с мясом. Вопрос: по какому критерию? ''(Ответ: по цене. Черви стоят намного дороже.)''
 
:# По юмористическому календарю Беляева и Шталбера<!--В оригинале: Belajev kaj Ŝtaŭber-->, «Если бы это утверждение было правдой, '''это''' не имело бы такого приятного вкуса». Догадайтесь, про какое утверждение говорится и назовите '''это'''. ''(Ответ: вино, «Истина в вине». Вопрос основан на сопоставлении фраз «Истина в вине» и «Горькая правда»)''.
 
:# По юмористическому календарю Беляева и Шталбера<!--В оригинале: Belajev kaj Ŝtaŭber-->, «Если бы это утверждение было правдой, '''это''' не имело бы такого приятного вкуса». Догадайтесь, про какое утверждение говорится и назовите '''это'''. ''(Ответ: вино, «Истина в вине». Вопрос основан на сопоставлении фраз «Истина в вине» и «Горькая правда»)''.
:# Как-то раз друг Марка Твена, Гарри Дьюмен<!--В оригинале: Harry Duman - но это транскрипция на эсперанто или перепечатка с англ? судя по _H_arry, второе. Признаться, даже не знаю, кто это такой.-->, взял в долг 500 долларов, обещав непременно вернуть их через месяц — разумеется, если будет ещё жив. Вопрос: что сделал Марк Твен, не получив обещанного через месяц? ''(Ответ: опубликовал некролог Дьюмена)''
+
:# Как-то раз друг Марка Твена, Гарри Дьюмен<!--В оригинале: Harry Duman — но это транскрипция на эсперанто или перепечатка с англ? судя по _H_arry, второе. Признаться, даже не знаю, кто это такой.-->, взял в долг 500 долларов, обещав непременно вернуть их через месяц — разумеется, если будет ещё жив. Вопрос: что сделал Марк Твен, не получив обещанного через месяц? ''(Ответ: опубликовал некролог Дьюмена)''
 
:# В басне Амброза Бирса какой-то депутат обещает своим избирателям не воровать после получения должности. Когда выяснилось, что он крал огромные суммы, избиратели потребовали ответа. Депутат ответил, что, да, он обещал не воровать, однако не давал другого обещания. Какого? ''(Ответ: обещания не лгать.)''
 
:# В басне Амброза Бирса какой-то депутат обещает своим избирателям не воровать после получения должности. Когда выяснилось, что он крал огромные суммы, избиратели потребовали ответа. Депутат ответил, что, да, он обещал не воровать, однако не давал другого обещания. Какого? ''(Ответ: обещания не лгать.)''
 
:# Джером К. Джером сравнивал '''это''' с правительством, так как и то и то ценят, лишь пока они хорошие. Назовите это. ''(Ответ: погода)''
 
:# Джером К. Джером сравнивал '''это''' с правительством, так как и то и то ценят, лишь пока они хорошие. Назовите это. ''(Ответ: погода)''
 
:# Русский юморист Михаил Задорнов говорил, что он не сердится на коммунистов, так как они никогда не обманывали его. Но почему, по его словам, они его не обманывали? ''(Ответ: потому что он всё равно никогда им не верил)''
 
:# Русский юморист Михаил Задорнов говорил, что он не сердится на коммунистов, так как они никогда не обманывали его. Но почему, по его словам, они его не обманывали? ''(Ответ: потому что он всё равно никогда им не верил)''
  
== Телеверсия игры ==
+
== История игры по годам ==
Днём рождения телеигры считается 4 сентября 1975. В тот день прошла одна игра, по иным правилам [http://chgk.tvigra.ru/letopis/?1975], по которым
+
[[Файл:ЧГК_Россия_Владимир_Ворошилов.jpg|thumb|200px|Владимир Ворошилов]]
 +
* '''1975.''' 4 сентября — В этот день прошла одна игра, по иным правилам [http://chgk.tvigra.ru/letopis/?1975], по которым
 
две семьи играли друг против друга (как в популярной игре «Счастливый случай»). Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Соединились они ради фотографии для семейного архива
 
две семьи играли друг против друга (как в популярной игре «Счастливый случай»). Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Соединились они ради фотографии для семейного архива
В 1975 появился ''волчок''. Поначалу с помощью волчка выбирался не вопрос, а отвечающий игрок.
+
* '''1976.''' Появляется волчок. Но в ранних играх им выбирался не вопрос, а отвечающий игрок.
  
В 1976 игра «Что? Где? Когда?» уже сильно изменилась и получила название «телевизионного молодёжного клуба»[http://www.7682.ru/smi_tele/243.html]. Из-за запрета появления на экране первый выпуск игры вёл не [[Владимир Ворошилов]], а Александр Масляков [http://chgk.tvigra.ru/letopis/?1976], ожививший позже проект КВН. Первыми игроками были студенты МГУ, которые при обсуждении вопроса громко разговаривали и курили, не существовало минутного ограничения, каждый играл сам за себя, а не в команде.
+
Уже в этом году игра «Что? Где? Когда?» уже сильно изменилась и получила название «телевизионного молодёжного клуба»[http://www.7682.ru/smi_tele/243.html]. Так как [[Владимир Ворошилов|Владимиру Ворошилову]] в то время запретили появляться на экране, Первый полноценный выпуск телеигры провёл Александр Масляков [http://chgk.tvigra.ru/letopis/?1976], который в будущем оживит проект КВН. Первыми игроками были студенты МГУ, которые при обсуждении вопроса громко разговаривали и курили. Не было лимита времени обсуждения в одну минуту, каждый человек играл сам за себя, а не в команде.
  
В 1977 игра наконец обрела окончательную форму: волчок, показывающий вопрос и ограничение в одну минуту на время обсуждения вопроса. В 1977 в игре появился первый её символ — филин Фомка [http://chgk.tvigra.ru/letopis/?1977].
+
* '''1977.''' Игра наконец обрела окончательную форму: волчок, показывающий вопрос и ограничение в одну минуту на время обсуждения вопроса. В игре появился первый её символ — филин Фомка [http://chgk.tvigra.ru/letopis/?1977].
  
 
Первые вопросы были придуманы самим [[Владимир Ворошилов|Владимиром Ворошиловым]], а позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от зрителей. Известно, что каждый день приходили мешки писем, на каждое из которых нужно было ответить, выбрать лучшие вопросы, проверить достоверность представленных фактов, отредактировать, подготовить, если надо, необходимые предметы. Разумеется, один человек не может выполнять такую работу, и Ворошилову помогала его жена Наталья Стеценко, на много лет возглавившая отдел переписки со зрителями.
 
Первые вопросы были придуманы самим [[Владимир Ворошилов|Владимиром Ворошиловым]], а позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от зрителей. Известно, что каждый день приходили мешки писем, на каждое из которых нужно было ответить, выбрать лучшие вопросы, проверить достоверность представленных фактов, отредактировать, подготовить, если надо, необходимые предметы. Разумеется, один человек не может выполнять такую работу, и Ворошилову помогала его жена Наталья Стеценко, на много лет возглавившая отдел переписки со зрителями.
  
Первоначально какого-либо специального названия для игроков не существовало, однако в 1979 году появился термин «знаток»[http://chgk.tvigra.ru/letopis/?1979], теперь это слово стало привычным для описания участников игры, клуб теперь обычно называется «клубом знатоков».
+
* '''1979.''' Появился термин «знаток»[http://chgk.tvigra.ru/letopis/?1979], теперь это слово стало привычным для описания участников игры, клуб теперь обычно называется «клубом знатоков». До этого момента не было специального названия игроков.
  
 
Детали игровых правил часто менялись, но главным призом всегда оставались книги (которые подвешивали во время финальной игры на новогоднюю ёлку) и хрустальная сова.
 
Детали игровых правил часто менялись, но главным призом всегда оставались книги (которые подвешивали во время финальной игры на новогоднюю ёлку) и хрустальная сова.
  
После распада Советского Союза в 1991 игра стала более коммерциализированной, превратившись из «интеллектуального клуба» в «интеллектуальное казино»[http://chgk.tvigra.ru/letopis/?1991] (хотя место проведения игр не сменилось). Лозунгом игры стала фраза «Интеллектуальное казино — единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом».
+
* '''1991.''' Игра стала более коммерциализированной, то есть игра превратившись из «интеллектуального клуба» в «интеллектуальное казино»[http://chgk.tvigra.ru/letopis/?1991], но место игры не изменилось. Лозунгом игры стала фраза «Интеллектуальное казино — единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом».
  
После игра стала меняться, и эти изменения продолжаются до сих пор. Игра всё более и более коммерциализировалась; в 1992 году появился новый сектор — ноль («сектор зеро»). Если указатель останавливался на этом поле, то ведущий выходил к публике с тремя карточками (позже игрался единственный вопрос), на которых были записаны его собственные вопросы, и показывал их команде. Делал он это в своей манере, и как-то раз игроки даже не могли понять, где же кончается вступление и начинается вопрос. Такой вариант игры Ворошилов называл «игрой казино против знатоков». В летних играх 2001 года при выпадении сектора «Зеро» новый ведущий зачитывал вопросы Владимира Ворошилова за кадром.
+
* '''1992.''' Появился нулевой сектор, называемый «сектором зеро». Он появился вместо сектора с наибольшей суммой, которая полагалась за верный ответ.
[[Файл:ЧГКСектор-Зеро.jpg‎|thumb|Сектор зеро ]]
+
[[Файл:ЧГКСектор-Зеро.jpg|thumb|right|Сектор зеро]]
  
Каждый вопрос отныне имеет некоторую «стоимость», которую можно увеличивать, выкладывая выигранные деньги на определённое игровое поле. Появились спонсоры и адвокаты ([[Михаил Барщевский]]). С 2001 знатоки решили прекратить играть за деньги, ценность вопросов определяется с помощью телефонного голосования телезрителей. С 2008 года авторы вопросов, на которые не был дан верный ответ, получают оплату в соответствии с тем, каким по счету из невзятых был их вопрос: автор первого вопроса, не отвеченного командой, получает 10 тысяч рублей, второго - 20 тысяч, и так далее. При этом в 2006-2007 году получали 47 рублей за каждый голос "вопрос нравится", что было выгоднее (последний вопрос имел также фиксированную ставку 60 тысяч рублей).
+
Каждый вопрос отныне имеет некоторую «стоимость», которую можно увеличивать, выкладывая выигранные деньги на определённое игровое поле. Появились спонсоры и адвокаты ([[Михаил Барщевский]]).
  
В 2001 году был введён тринадцатый сектор (до этого в Экспериментальных Играх 2000 г. был сектор «Интернет»). Если волчок покажет на него, то сыграть должен случайным образом отобранный среди присланных через Интернет вопрос. Такие вопросы имеют свою специфику: ведущий до того, как знатоки дали ответ, не знает правильного ответа на вопрос, потому не может дать никаких комментариев.
+
* '''2001.''' Знатоки решили прекратить играть за деньги, а ценность вопросов с того момента определялась с помощью телефонного голосования телезрителей.
  
После смерти Владимира Ворошилова (2001) игру стал вести его приёмный сын [[Борис Крюк]]. Сперва он искажал свой голос, однако позже раскрыл личность и стал вести передачу собственным голосом, хотя и не выходил к зрителям.
+
Тогда же был введён тринадцатый сектор (В 2000 году этот сектор назывался «сектором интернет»).
  
Игра проходит ежегодно четырьмя сериями: Весенняя, Летняя, Осенняя и Зимняя. Всего 17 игр в году. Игра до сих пор остается очень популярной. Состав знатоков мало менялся на протяжении всей истории игры. Несколько самых старых игроков вышли из игры, другие пришли, но это был довольно медленный и незаметный процесс, за исключением нескольких случаев.
+
В этом году умирает ведущий игры [[Владимир Ворошилов]]. После этого игру стал вести его приёмный сын [[Борис Крюк]]. Первое время он искажал свой голос, Но вскоре раскрыл себя и стал вести игру своим собственным голосом, но в отличие от своего отчима новый ведущий почти не выходил к знатокам.
  
Начиная с 2001 года в игры стали принимать новых интеллектуалов, так что каждый сезон играла новая команда. Членов этих команд набирали из местных клубов, а после — по результатам игры по телефону, в течение которой все зрители должны были оценивать точность их ответов с помощью сотовых телефонов. Однако эти группы, не имевшие опыта командной игры, не очень хорошо выглядели на экране.
+
Игра стала проходить ежегодно четырьмя сериями: Весенняя, Летняя, Осенняя и Зимняя. После всех игр проводится финальная игра года, в которой принимает участие лучшая команда знатоков сезона. Всего за год играется 17 игр. Игра до сих пор остается очень популярной. Состав знатоков мало менялся на протяжении всей истории игры. Несколько самых старых игроков вышли из игры, другие пришли, но это был довольно медленный и незаметный процесс, за исключением нескольких случаев.
  
В настоящее время существуют клубы любителей «Что? Где? Когда?» практически во всех крупных регионах России и во многих странах, где проживают выходцы из бывшего СССР. Клубы организуют игры по спортивной версии «Что? Где? Когда?». Проводятся регулярные чемпионаты, а также фестивали и турниры. Работа клубов регулируется Международной ассоциацией клубов «Что? Где? Когда?». Также издавалась газета «Игра», освещающая ключевые события в играх «Что? Где? Когда?» и «КВН».
+
В этот год в игры стали принимать новых интеллектуалов, так что каждый сезон играла новая команда. Членов этих команд набирали из местных клубов, а после — по результатам игры по телефону, в течение которой все зрители должны были оценивать точность их ответов с помощью сотовых телефонов. Однако эти группы, не имевшие опыта командной игры, не очень хорошо выглядели на экране.
  
Многие знаменитые знатоки клуба «Что? Где? Когда?» принимали активное участие в съёмках телевизионной версии «[[Брейн-ринг]]а»
+
*'''2002 — настоящее время.''' Сейчас существуют клубы любителей «Что? Где? Когда?» практически во всех крупных регионах России и во многих странах, где проживают выходцы из бывшего СССР. Вскоре появилась и спортивная версия игры «Что? Где? Когда?». Проводятся регулярные чемпионаты, а также фестивали и турниры. Работа всех клубов регулируется Международной ассоциацией клубов «Что? Где? Когда?». Также издавалась газета «Игра», которая освещала главные события в играх «Что? Где? Когда?» и «КВН».
  
== Прямой эфир ==
+
Многие знаменитые знатоки клуба «Что? Где? Когда?» принимали активное участие в съёмках телевизионной версии «[[Брейн-ринг]]а»: например, Ведущим этой игры стал [[Андрей Козлов]].
  
Особенностью игры является то, что она проходит в прямом эфире. Во время прямого эфира зрители могут давать ответ с помощью телефонов МТС. Однако стоимость сообщения повысилась от 5-6 центов (согласно тарифному плану) до 10 рублей. Кроме этого, первым знатокам давался хороший телефон.
+
== Прямой эфир ==
 +
Одной из главных особенностей игры является то, что она проходит в прямом эфире. Во время прямого эфира зрители могут давать ответ с помощью телефонов МТС. Однако стоимость сообщения повысилась от 5-6 центов (согласно тарифному плану) до 10 рублей. Кроме этого, первым знатокам давался хороший телефон.
  
 
== Призы и титулы телеигры ==
 
== Призы и титулы телеигры ==
Строка 98: Строка 115:
 
* ''«Хрустальная сова»''. Приз введён в 1984 году, вручался лучшему игроку из команды знатоков и лучшему игроку из команды телезрителей[http://chgk.tvigra.ru/encyclopedia/?nagrada1]. Первым обладателем Хрустальной совы стал [[Нурали Латыпов]].
 
* ''«Хрустальная сова»''. Приз введён в 1984 году, вручался лучшему игроку из команды знатоков и лучшему игроку из команды телезрителей[http://chgk.tvigra.ru/encyclopedia/?nagrada1]. Первым обладателем Хрустальной совы стал [[Нурали Латыпов]].
 
* ''«Бриллиантовая сова»''. Её получает лучший игрок по результатам года. Приз основан в 2002[http://chgk.tvigra.ru/encyclopedia/?nagrada2].
 
* ''«Бриллиантовая сова»''. Её получает лучший игрок по результатам года. Приз основан в 2002[http://chgk.tvigra.ru/encyclopedia/?nagrada2].
 +
 +
==== Список знатоков, получивших хрустальную сову ====
 +
(число в скобках обозначает количество сов у одного знатока)
 +
* Нурали Латыпов
 +
* Марина Говорушкина
 +
* Леонид Владимирский
 +
* Олег Долгов
 +
* Нейко Нейков
 +
* Никита Шангин
 +
* Владислав Петрушко
 +
* Фёдор Двинятин (4)
 +
* Владимир Молчанов (2)
 +
* Алексей Блинов (2)
 +
* Александр Друзь (4)
 +
* Андрей Козлов (3)
 +
* Людмила Ёлшина (Герасимова)
 +
* Александр Рубин (2)
 +
* Максим Поташёв (2)
 +
* Георгий Жарков
 +
* Борис Бурда (3)
 +
* Александр Бялко
 +
* Алла Дамскер
 +
* Дмитрий Ерёмин
 +
* Сергей Царьков
 +
* Ровшан Аскеров
 +
* Виктор Сиднев
 +
* Дмитрий Коноваленко
 +
* Михаил Мун
 +
* Валентина Голубева (2)
 +
* Инна Друзь
 +
* Марина Друзь
 +
* Алесь Мухин
 +
* Ася Шавинская
 +
* Илья Новиков
 +
* Андрей Бычуткин
 +
* Алексей Капустин
 +
* Игорь Кондратюк
 +
* Николай Силантьев
 +
* Балаш Касумов
 +
* Дмитрий Авдеенко
 +
* Владимир Антохин
 +
* Елизавета Овдеенко (2)
 +
* Михаил Скипский
 +
* Юлия Лазарева
 +
* Григорий Алхазов
  
 
=== Пиджаки ===
 
=== Пиджаки ===
* ''«Красный пиджак»'' является знаком ''«бессмертного члена клуба»'', человека, который может остаться в клубе даже если его команда проиграла. Получал лучший игрок команды, вышедший в финал серии независимо от результата (но была одна игра, когда вручили на всю команду). В данный момент упразднены (после истории с проигрышем команды [[Андрей Козлов|Козлова]] (проигран также пиджак) и Блинова, с пиджаком были Блинов, [[Александр Друзь|Друзь]] и [[Федор Двинятин|Двинятин]]). Матч-реванш, выигранный командой Блинова 31 декабря 1994 года, отменил пиджаки, и была объявлена в клубе всеобщая амнистия.
+
''«Красный пиджак»'' является знаком ''«бессмертного члена клуба»'', человека, который может остаться в клубе даже если его команда проиграла. Получал лучший игрок команды, вышедший в финал серии независимо от результата (но была одна игра, когда вручили на всю команду). В настоящий момент пиджаки упразднены после игры, в которой [[Алексей Блинов]], [[Александр Друзь]] и [[Фёдор Двинятин]] поставили на кон свои пиджаки и проиграли их, так как проиграли всю игру.
  
 
=== Погон лучшего капитана ===
 
=== Погон лучшего капитана ===
* Этот погон дается лучшему капитану, которого выбирают раз в 5 лет
+
Этот погон выдается лучшему капитану раз в пять лет.
  
=== Магистры ===
+
=== Звание магистра клуба «Что? Где? Когда?» ===
 
Начиная с 1995 года, в каждом юбилейном сезоне игры одному из знатоков присваивается звание магистра. В настоящее время этим званием обладают:
 
Начиная с 1995 года, в каждом юбилейном сезоне игры одному из знатоков присваивается звание магистра. В настоящее время этим званием обладают:
# [[Александр Друзь]] (с 1995)
+
# [[Александр Друзь]] (с 1995 года)
# [[Максим Поташёв]] (с 2000)
+
# [[Максим Поташёв]] (с 2000 года)
# [[Виктор Сиднев]] (c 2005)
+
# [[Виктор Сиднев]] (c 2005 года)
# [[Андрей Козлов]] (с 2008, т.к. по итогам голосования магистров 2008 год признан юбилейным)
+
# [[Андрей Козлов]] (с 2008 года)
  
 
== Известные знатоки телеигры ==
 
== Известные знатоки телеигры ==
[[Изображение:Друзь.jpg|thumb|200px|Александр Друзь]]
+
[[Файл:Друзь.jpg|thumb|200px|Александр Друзь]]
 +
* [[Александр Друзь]], магистр игры, обладатель хрустальной совы, красного пиджака и титула пожизненного члена клуба, инженер-программист, работает на телевидении[http://chgk.tvigra.ru/znatoki/?drouz] Санкт-Петербург).
 +
* [[Максим Поташев]], магистр, математик, работает в страховом агентстве[http://chgk.tvigra.ru/znatoki/?potashev] (Москва).
 +
* [[Фёдор Двинятин]], филолог (Санкт-Петербург).
 +
* [[Борис Бурда]], журналист, писатель, бард, кулинар (Одесса).
 +
* [[Ровшан Аскеров]], журналист, историк [http://chgk.tvigra.ru/znatoki/?askerov] (род. Баку, ныне проживает в Москве).
 +
* [[Елена Орлова]] (Москва).
 +
* [[Александр Рубин]], начальник рекламного отдела аэропорта Шереметьево[http://chgk.tvigra.ru/znatoki/?rubin] (Москва).
 +
* [[Михаил Мун]], математик[http://chgk.tvigra.ru/znatoki/?moon] (Санкт-Петербург).
  
Многие игроки, в основном игроки телеверсии, были очень популярны в Советском Союзе, позже — в России.
+
== Интересные факты ==
Наиболее выдающиеся получают различные почётные призы, такие как ''хрустальная сова'', титул ''бессмертного игрока Что? Где? Когда?'', ''красный пиджак''. В некоторых сезонах получали автомобили и крупные суммы денег (в основном, если были известные спонсоры).
+
* 30 декабря 2000 года состоялась игра, которая решала судьбу клуба. Если бы знатоки проиграли, то вряд ли мы увидели игру снова.
 +
* В одной из игр 2002 года у кого-то в зале зазвонил мобильный телефон.
 +
* По словам ведущего игры Бориса Крюка, если команда знатоков выигрывает в финале года, то почти всегда со счётом 6:5, но если проигрывает, то чаще всего со счётом 6:3.
 +
* Самая короткая игра (41 минута) была 10 апреля 2010 года, тогда ведущий не взял музыкальную паузу
 +
* 17 апреля 2010 года впервые по Skype играл один из игроков команды Андрея Козлова — Игорь Кондратюк, в связи с невозможностью прилететь в Москву из-за облака пепла от извержения вулкана. Команда эту игру выиграла. Это первый случай, когда знаток клуба участвовал в обсуждении заочно.
 +
* 28 мая 1994 года команда Алексея Вавилова при счёте 0:5 в пользу телезрителей взяла 6 вопросов подряд и выиграла со счётом 6:5. Ситуация практически повторилась в команде Алексея Блинова 12 апреля 2008 г., за исключением изначального счёта 1:5.
 +
* В финальной игре 2008 года Ведущий игры Борис Крюк впервые вышел в зал к знатокам.
 +
* В финальной игре 2010 года в тринадцатом секторе прозвучал вопрос не из интернета, а придуманный самим ведущим. Вопрос звучал так: «Мы пробуем орех на зуб — не поддаётся. Ищем поблизости предмет потяжелее, но не находим такого предмета. Мы переворачиваем орех, рассматриваем его на свет, пока не обнаруживаем в скорлупе маленькую трещину, и, положив скорлупу так, чтобы трещина была наверху, с силой бьём по нему и либо раскалываем, либо убеждаемся, что трещина оказалась ложной». Кто и о чём сказал всё это?. На него правильно ответил Дмитрий Авдеенко, и правильным ответом был «Эта очень красивая метафора того, что происходит здесь и сейчас. Орех в данном случае представляет из себя вопрос, а мы пытаемся найти в нём слабое место, вскрыть его, чтобы найти правильный ответ. И, скорее всего, такую метафору предложил Владимир Яковлевич Ворошилов».
 +
* В 2008 году на финале года 33-я игра была признана магистрами юбилейной, но с одной оговоркой, «если и 66 год игры будет признан юбилейным».
  
Самые известные и прославленные участники этой игры:
+
== Пародии ==
:# [[Александр Друзь]], магистр игры, обладатель хрустальной совы, красного пиджака и титула пожизненного члена клуба, инженер-программист, работает на телевидении[http://chgk.tvigra.ru/znatoki/?drouz] Санкт-Петербург).
+
* В одном из выпусков телепередачи «Весёлые ребята» была показана пародия на «Что? Где? Когда?». Ведущего Владимира Ворошилова пародировал Леонид Сергеев, а роль знатока исполнил Нурали Латыпов, который впоследствии стал одним из участников клуба и первым обладателем хрустальной совы.
:# [[Максим Поташев]], магистр, математик, работает в страховом агентстве[http://chgk.tvigra.ru/znatoki/?potashev] (Москва).
+
* В КВН «Что? Где? Когда?» пародировали команды ХАИ и «Уральские пельмени».
:# [[Фёдор Двинятин]], филолог (Санкт-Петербург).
+
* Пародия на программу содержалась в одном из выпусков телепрограммы «Куклы» (1990).
:# [[Борис Бурда]], журналист, писатель, бард, кулинар (Одесса).
+
* Несколько пародий сделали также участники программы «ОСП-студия». Помимо пародий на собственно игру (были спародированы знатоки Борис Бурда, Александр Бялко и Александр Друзь), была также показана пародия на передачу «Без галстука» с участием знатоков.[29]
:# [[Ровшан Аскеров]], журналист, историк [http://chgk.tvigra.ru/znatoki/?askerov] (род. Баку, ныне проживает в Москве).
+
* На эстраде игру пародировали Владимир Винокур (в программе «Нет ли лишнего билетика») и Максим Галкин. По версии Галкина, программу вел Владимир Путин, читавший письма от Джорджа Буша, Бориса Березовского и Герхарда Шредера, а знатоками были Борис Ельцин, Виктор Черномырдин, Григорий Явлинский и другие.
:# [[Елена Орлова]] (Москва).
+
* Три пародии телеигру на «Что? Где? Когда» были в телепередаче «Большая разница» (9 выпуск, Новогодний и 48 выпуск)
:# [[Александр Рубин]], начальник рекламного отдела аэропорта Шереметьево[http://chgk.tvigra.ru/znatoki/?rubin] (Москва).
+
* Передача несколько раз пародировалась программой «Comedy Club», а в новогодний канун 2010 г. некоторых знатоков (в том числе Александра Друзя) изобразили в качестве 3D-кукол в программе «Прожекторперисхилтон». Сами ведущие программы, чей эфир часто приходится прямо перед «Что? Где? Когда», несколько раз пародировали вступление Бориса Крюка в конце своей передачи, причём один раз телезрители действительно поверили происходящему.
:# [[Михаил Мун]], математик[http://chgk.tvigra.ru/znatoki/?moon] (Санкт-Петербург).
+
  
 
== См. также ==
 
== См. также ==
Строка 140: Строка 217:
 
* [http://db.chgk.info/ База вопросов, задававшихся в спортивных турнирах по «Что? Где? Когда?», «Брейн-рингу» и «Своей игре»]
 
* [http://db.chgk.info/ База вопросов, задававшихся в спортивных турнирах по «Что? Где? Когда?», «Брейн-рингу» и «Своей игре»]
 
* [http://www.onlinetv.ru/chgkcat.asp Видеоархив телеигры «Что? Где? Когда?» с 1980 года]
 
* [http://www.onlinetv.ru/chgkcat.asp Видеоархив телеигры «Что? Где? Когда?» с 1980 года]
* [http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/2/Manusadzhian/ Манусаджян Н. Э. Роль репрезентативных систем при построении коммуникативного диалога в командах, играющих в «Что? Где? Когда?»]
+
* [http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/2/Manusadzhian/ Манусаджян Н. Э. Роль репрезентативных систем при построении коммуникативного диалога в командах, играющих в «Что? Где? Когда?»]
  
 
{{Телевизионные игры России}}
 
{{Телевизионные игры России}}
 
{{Что? Где? Когда?}}
 
{{Что? Где? Когда?}}
[[Категория:Рерайт]]
 

Версия 20:58, 4 октября 2011

Что? Где? Когда?

информация о телеигре
Современный логотип программы



Ведущий:
Борис Крюк






Страна:
Шаблон:RUS
Язык:
Русский
Количество сезонов:
36


Производство:



Продолжительность:
90 минут

Вещание:

Канал:
Первый канал
Похожие передачи:
Брейн-Ринг, Своя игра

Ссылки:

Что? Где? Когда? — интеллектуальная викторина, наиболее распространённая в русскоязычной среде. Была создана в 1975 г. телеведущим Владимиром Ворошиловым. Смысл игры заключается в том, что команда знатоков отвечает на вопросы, присланные командой телезрителей, в которых пригодятся знания и логика.

Основные правила

Описание игрового процесса

В телевизионной версии игры команда знатоков, состоящая из шести человек, отвечает на вопросы, которые присылают телезрители. Вопрос выбирается волчком, который в свою очередь запускает распорядитель.

На обсуждение вопроса знатокам даётся всего лишь одна минута, после которой капитан команды выбирает знатока, который будет отвечать на поставленный ранее вопрос. Также бывают случаи, когда команда даёт ответ досрочно: знаток, который знает ответ, обычно ставит на стол кулак с отогнутым вверх большим пальцем. Если ответ правильный, то знатоки зарабатывают дополнительную минуту для обсуждения, которой они могут воспользоваться на любом следующем вопросе на данной игре. Количество дополнительных минут зависит от досрочных ответов команды. С недавнего времени знатоки могут взять «минуту в кредит» на данном вопросе, но при условии, что они ответят на следующий вопрос без минутного обсуждения.

В игре есть и такая подсказка, как «помощь клуба». Если знатоки не знают ответа на вопрос, то они могут попросить помощи у тех, кто сейчас находится в зале. Присутствующим даётся всего 20 секунд на подсказку. С 2007 года «помощь клуба» можно брать только тогда, когда счёт не в пользу знатоков.

Из-за очень большого количества людей, находящихся в зале, бывают случаи несанкционированных подсказок. Распорядитель, заметивший данное нарушение правил игры, поднимает красную карточку. В зале имеются операторы, которые могут зафиксировать подсказку на видеокамеры. Нарушителя выводят из зала до конца игры.

Когда команда знатоков даёт неверный ответ, телезрители, на вопросах которых знатоки ошибались, получают денежные призы: телезритель, который принёс первое очко своей команде, получает 10.000 рублей, второе очко — 20.000, третье — 30.000 и т. д.

Описание места и процесса съёмок

Место для играющих знатоков

Съёмки всегда проводятся в Москве, в Охотничьем домике Нескучного Сада. В нём оборудован специальный зал со столом, который разделён на 6 секторов в большом радиусе (для каждого из членов команды знатоков) и на 13 секторов в малом — для вопросов. Сами вопросы лежат в конвертах, которые в свою очередь лежат на 12 секторах, подписанных названиями городов участников, приславших вопрос. На тринадцатом секторе лежит пластиковая пластинка, на которой напечатано число 13. В центре стола стоит волчок со стрелкой. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Конверт, в котором лежит вопрос, ставится в специальную прищепку, расположенную на одном из мониторов над самими знатоками. На мониторах обычно показывают фотографию или отснятое специально для вопроса видео автора вопроса, видеоролик, снятый корреспондентами телеигры для вопроса или же рисунки, картины, помогающие ответить знатокам.

Паузы

Для перерывов в игре используются различные паузы для поднятия настроения команде знатоков.

Музыкальная пауза

Ведущий берет эту паузу после третьего раунда, кроме тех моментов, когда счёт 3:0 в пользу знатоков.

Чайная пауза

Обычно проводится, когда время около 0:00 (в зимнее время — 23:00). Обычно подают чай марки Ахмад — спонсор показа телеигры.

Вопросы

Общие сведения

Игра требует большой образованности и широкого кругозора в области современной науки, способности быстро, оригинально и неординарно мыслить, наблюдательности и внимательности.

Вопросы относятся к разным областям познания и имеют различную стилистику, поэтому лучшими игроками будут наиболее эрудированные и начитанные. В сильной команде должно быть налажено гармоничное сотрудничество между людьми с разными образами мышления, по возможности — специалистами в разных областях. Многое зависит от тренировки, способности к взаимопониманию внутри команды.

Виды вопросов

Игровой стол с волчком и вопросами
  • Обычный вопрос: При выборе волчком вопроса ведущий его зачитывает знатокам, а они в свою очередь должны за минуту подготовить внятный ответ. Иногда ответ на вопрос может содержать точную формулировку, то есть знатоки должны объяснить, почему они ответили именно так, и часто ведущий не может принять краткий ответ, из-за чего возникают споры между ним и командой знатоков.
  • Тринадцатый сектор: так же именуется как «интернет против знатоков». На столе обозначается пластинкой с напечатанной на ней цифрой 13. В течение всей игры телезрители присылают свои вопросы на сайт 13.mts.ru. При выпадении тринадцатого сектора, случайным образом выбирается один из них. Если команда знатоков даёт неверный ответ, то человек, приславший вопрос, приносит команде телезрителей одно очко, а сам получает денежный приз. Особенность вопроса тринадцатого сектора заключается в том, что ни ведущий, ни редакторы игры не знают заранее верный ответ на него. Играется всего один раз за игру.
  • Сектор «блиц»: этот сектор содержит в себе не один вопрос, а целых три. Только один из трёх телезрителей, который прислал вопрос, может получить денежный приз за неверный ответ команды знатоков и принести только одно очко команде телезрителей. Вопросы в «блице» достаточно простые и в основном о каком-то предмете или живом существе. Каждый «блиц» на определённую тематику. Знатокам даётся всего 20 секунд на обсуждение вопроса. Если же на один из вопросов был дан неверный ответ, сразу же очко получают телезрители.
  • Сектор «суперблиц»: похож на Сектор «блиц», но с одним усложнением: за игровым столом должен будет остаться только один знаток.
  • Сектор «Зеро» (в настоящее время не действует): впервые был введён Ворошиловым в 1992 г. В те времена сектор с такими вопросами был обозначет цифрой 0. На нём лежали три карточки с вопросами (в основном вопросы были на логику). Особенность такого вопроса — это то, что ведущий выходит в зал и при знатоках зачитывает вопрос. Игрался три раза за игру.
  • Мультимедийный вопрос: кроме словесной части, в вопросе могут быть предоставленные фото, видео или аудиоматериалы. Видеовопросы могут снимать так и корреспонденты телеигры, так и сами авторы вопроса, тогда такому телезрителю причитается бонус в размере 25.000 рублей. Фото или видео вопрос показывают на мониторах, расположенные над игровым столом. Если же нет возможности показать картинку или фотографию на экране, знатокам делают «раздатку» — так называют раздачу распечаток с рисунками, которые помогают ответить на вопрос.
  • Вопрос о предмете: Обычно команде знатоков из-за кулис выносится определённый предмет, по нему задаётся вопрос. Вне зависимости правильности ответа распорядитель, который принёс предмет, производит над ним некоторые действия, которые отражают правильность ответа. Но иногда знатокам предлагается угадать предмет, который либо находится за кулисами, либо он спрятан у распорядителя.
  • Чёрный ящик: перед вопросом распорядитель приносит из-за кулис чёрный ящик. В нём лежит предмет, о котором будет идти речь в вопросе. Из-за размеров ящика можно догадаться, что предмет небольшого размера, также бывают случаи, когда чёрный ящик оказывается пустым, значит, ответом на данный вопрос является пустота. Реже бывает вопрос о двух предметах (как, например, вопрос о бумаге и чернильнице), тогда выносится два чёрных ящика.
  • Решающий раунд: это на самом деле самый обычный вопрос. Его можно попросить у ведущего в том случае, если команда знатоков заработала пять очков в свою пользу, но хотела бы повысить результат игры до счёта 6:0 в их пользу. В этом случае за столом остаётся наиболее сильный, по мнению команды, знаток, после чего стандартным образом с помощью волчка выбирается вопрос, на который знаток должен ответить без чьей-либо помощи. Но при этом ему нужно ответить без минуты обсуждения и без помощи клуба. Данный вид вопросов помогает команде пройти в финал сезона при более успешной игре предыдущих команд данного сезона. За всю историю Московского элитарного клуба было взято 20 решающих раундов, из которых выиграно только пять: Ровшан Аскеров выиграл решающий раунд в 2001 году, Вячеслав Санников в 2002, Борис Левин в 2003, Александр Либер в 2006 и Илья Новиков в 2010.

Примеры вопросов

  1. Перед вами древнеегипетская рукопись; в ней говорится про некоего раба: «Он в совершенстве слышит обоими ушами, честен и послушен». Этот текст рассматривается как один из ранних экземпляров… чего? (Ответ: рекламы.)
  2. Правление компании McDonald’s полагает: слухи о том, что мясные блюда сети McDonald’s готовятся из дождевых червей, легко опровергнуть, сравнив их с мясом. Вопрос: по какому критерию? (Ответ: по цене. Черви стоят намного дороже.)
  3. По юмористическому календарю Беляева и Шталбера, «Если бы это утверждение было правдой, это не имело бы такого приятного вкуса». Догадайтесь, про какое утверждение говорится и назовите это. (Ответ: вино, «Истина в вине». Вопрос основан на сопоставлении фраз «Истина в вине» и «Горькая правда»).
  4. Как-то раз друг Марка Твена, Гарри Дьюмен, взял в долг 500 долларов, обещав непременно вернуть их через месяц — разумеется, если будет ещё жив. Вопрос: что сделал Марк Твен, не получив обещанного через месяц? (Ответ: опубликовал некролог Дьюмена)
  5. В басне Амброза Бирса какой-то депутат обещает своим избирателям не воровать после получения должности. Когда выяснилось, что он крал огромные суммы, избиратели потребовали ответа. Депутат ответил, что, да, он обещал не воровать, однако не давал другого обещания. Какого? (Ответ: обещания не лгать.)
  6. Джером К. Джером сравнивал это с правительством, так как и то и то ценят, лишь пока они хорошие. Назовите это. (Ответ: погода)
  7. Русский юморист Михаил Задорнов говорил, что он не сердится на коммунистов, так как они никогда не обманывали его. Но почему, по его словам, они его не обманывали? (Ответ: потому что он всё равно никогда им не верил)

История игры по годам

Владимир Ворошилов
  • 1975. 4 сентября — В этот день прошла одна игра, по иным правилам [1], по которым

две семьи играли друг против друга (как в популярной игре «Счастливый случай»). Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Соединились они ради фотографии для семейного архива

  • 1976. Появляется волчок. Но в ранних играх им выбирался не вопрос, а отвечающий игрок.

Уже в этом году игра «Что? Где? Когда?» уже сильно изменилась и получила название «телевизионного молодёжного клуба»[2]. Так как Владимиру Ворошилову в то время запретили появляться на экране, Первый полноценный выпуск телеигры провёл Александр Масляков [3], который в будущем оживит проект КВН. Первыми игроками были студенты МГУ, которые при обсуждении вопроса громко разговаривали и курили. Не было лимита времени обсуждения в одну минуту, каждый человек играл сам за себя, а не в команде.

  • 1977. Игра наконец обрела окончательную форму: волчок, показывающий вопрос и ограничение в одну минуту на время обсуждения вопроса. В игре появился первый её символ — филин Фомка [4].

Первые вопросы были придуманы самим Владимиром Ворошиловым, а позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от зрителей. Известно, что каждый день приходили мешки писем, на каждое из которых нужно было ответить, выбрать лучшие вопросы, проверить достоверность представленных фактов, отредактировать, подготовить, если надо, необходимые предметы. Разумеется, один человек не может выполнять такую работу, и Ворошилову помогала его жена Наталья Стеценко, на много лет возглавившая отдел переписки со зрителями.

  • 1979. Появился термин «знаток»[5], теперь это слово стало привычным для описания участников игры, клуб теперь обычно называется «клубом знатоков». До этого момента не было специального названия игроков.

Детали игровых правил часто менялись, но главным призом всегда оставались книги (которые подвешивали во время финальной игры на новогоднюю ёлку) и хрустальная сова.

  • 1991. Игра стала более коммерциализированной, то есть игра превратившись из «интеллектуального клуба» в «интеллектуальное казино»[6], но место игры не изменилось. Лозунгом игры стала фраза «Интеллектуальное казино — единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом».
  • 1992. Появился нулевой сектор, называемый «сектором зеро». Он появился вместо сектора с наибольшей суммой, которая полагалась за верный ответ.
Сектор зеро

Каждый вопрос отныне имеет некоторую «стоимость», которую можно увеличивать, выкладывая выигранные деньги на определённое игровое поле. Появились спонсоры и адвокаты (Михаил Барщевский).

  • 2001. Знатоки решили прекратить играть за деньги, а ценность вопросов с того момента определялась с помощью телефонного голосования телезрителей.

Тогда же был введён тринадцатый сектор (В 2000 году этот сектор назывался «сектором интернет»).

В этом году умирает ведущий игры Владимир Ворошилов. После этого игру стал вести его приёмный сын Борис Крюк. Первое время он искажал свой голос, Но вскоре раскрыл себя и стал вести игру своим собственным голосом, но в отличие от своего отчима новый ведущий почти не выходил к знатокам.

Игра стала проходить ежегодно четырьмя сериями: Весенняя, Летняя, Осенняя и Зимняя. После всех игр проводится финальная игра года, в которой принимает участие лучшая команда знатоков сезона. Всего за год играется 17 игр. Игра до сих пор остается очень популярной. Состав знатоков мало менялся на протяжении всей истории игры. Несколько самых старых игроков вышли из игры, другие пришли, но это был довольно медленный и незаметный процесс, за исключением нескольких случаев.

В этот год в игры стали принимать новых интеллектуалов, так что каждый сезон играла новая команда. Членов этих команд набирали из местных клубов, а после — по результатам игры по телефону, в течение которой все зрители должны были оценивать точность их ответов с помощью сотовых телефонов. Однако эти группы, не имевшие опыта командной игры, не очень хорошо выглядели на экране.

  • 2002 — настоящее время. Сейчас существуют клубы любителей «Что? Где? Когда?» практически во всех крупных регионах России и во многих странах, где проживают выходцы из бывшего СССР. Вскоре появилась и спортивная версия игры «Что? Где? Когда?». Проводятся регулярные чемпионаты, а также фестивали и турниры. Работа всех клубов регулируется Международной ассоциацией клубов «Что? Где? Когда?». Также издавалась газета «Игра», которая освещала главные события в играх «Что? Где? Когда?» и «КВН».

Многие знаменитые знатоки клуба «Что? Где? Когда?» принимали активное участие в съёмках телевизионной версии «Брейн-ринга»: например, Ведущим этой игры стал Андрей Козлов.

Прямой эфир

Одной из главных особенностей игры является то, что она проходит в прямом эфире. Во время прямого эфира зрители могут давать ответ с помощью телефонов МТС. Однако стоимость сообщения повысилась от 5-6 центов (согласно тарифному плану) до 10 рублей. Кроме этого, первым знатокам давался хороший телефон.

Призы и титулы телеигры

Совы

  • «Знак совы». Был вручён лучшему игроку 1981 года, которым был признан Александр Бялко.[7]
  • «Хрустальная сова». Приз введён в 1984 году, вручался лучшему игроку из команды знатоков и лучшему игроку из команды телезрителей[8]. Первым обладателем Хрустальной совы стал Нурали Латыпов.
  • «Бриллиантовая сова». Её получает лучший игрок по результатам года. Приз основан в 2002[9].

Список знатоков, получивших хрустальную сову

(число в скобках обозначает количество сов у одного знатока)

  • Нурали Латыпов
  • Марина Говорушкина
  • Леонид Владимирский
  • Олег Долгов
  • Нейко Нейков
  • Никита Шангин
  • Владислав Петрушко
  • Фёдор Двинятин (4)
  • Владимир Молчанов (2)
  • Алексей Блинов (2)
  • Александр Друзь (4)
  • Андрей Козлов (3)
  • Людмила Ёлшина (Герасимова)
  • Александр Рубин (2)
  • Максим Поташёв (2)
  • Георгий Жарков
  • Борис Бурда (3)
  • Александр Бялко
  • Алла Дамскер
  • Дмитрий Ерёмин
  • Сергей Царьков
  • Ровшан Аскеров
  • Виктор Сиднев
  • Дмитрий Коноваленко
  • Михаил Мун
  • Валентина Голубева (2)
  • Инна Друзь
  • Марина Друзь
  • Алесь Мухин
  • Ася Шавинская
  • Илья Новиков
  • Андрей Бычуткин
  • Алексей Капустин
  • Игорь Кондратюк
  • Николай Силантьев
  • Балаш Касумов
  • Дмитрий Авдеенко
  • Владимир Антохин
  • Елизавета Овдеенко (2)
  • Михаил Скипский
  • Юлия Лазарева
  • Григорий Алхазов

Пиджаки

«Красный пиджак» является знаком «бессмертного члена клуба», человека, который может остаться в клубе даже если его команда проиграла. Получал лучший игрок команды, вышедший в финал серии независимо от результата (но была одна игра, когда вручили на всю команду). В настоящий момент пиджаки упразднены после игры, в которой Алексей Блинов, Александр Друзь и Фёдор Двинятин поставили на кон свои пиджаки и проиграли их, так как проиграли всю игру.

Погон лучшего капитана

Этот погон выдается лучшему капитану раз в пять лет.

Звание магистра клуба «Что? Где? Когда?»

Начиная с 1995 года, в каждом юбилейном сезоне игры одному из знатоков присваивается звание магистра. В настоящее время этим званием обладают:

  1. Александр Друзь (с 1995 года)
  2. Максим Поташёв (с 2000 года)
  3. Виктор Сиднев (c 2005 года)
  4. Андрей Козлов (с 2008 года)

Известные знатоки телеигры

Александр Друзь

Интересные факты

  • 30 декабря 2000 года состоялась игра, которая решала судьбу клуба. Если бы знатоки проиграли, то вряд ли мы увидели игру снова.
  • В одной из игр 2002 года у кого-то в зале зазвонил мобильный телефон.
  • По словам ведущего игры Бориса Крюка, если команда знатоков выигрывает в финале года, то почти всегда со счётом 6:5, но если проигрывает, то чаще всего со счётом 6:3.
  • Самая короткая игра (41 минута) была 10 апреля 2010 года, тогда ведущий не взял музыкальную паузу
  • 17 апреля 2010 года впервые по Skype играл один из игроков команды Андрея Козлова — Игорь Кондратюк, в связи с невозможностью прилететь в Москву из-за облака пепла от извержения вулкана. Команда эту игру выиграла. Это первый случай, когда знаток клуба участвовал в обсуждении заочно.
  • 28 мая 1994 года команда Алексея Вавилова при счёте 0:5 в пользу телезрителей взяла 6 вопросов подряд и выиграла со счётом 6:5. Ситуация практически повторилась в команде Алексея Блинова 12 апреля 2008 г., за исключением изначального счёта 1:5.
  • В финальной игре 2008 года Ведущий игры Борис Крюк впервые вышел в зал к знатокам.
  • В финальной игре 2010 года в тринадцатом секторе прозвучал вопрос не из интернета, а придуманный самим ведущим. Вопрос звучал так: «Мы пробуем орех на зуб — не поддаётся. Ищем поблизости предмет потяжелее, но не находим такого предмета. Мы переворачиваем орех, рассматриваем его на свет, пока не обнаруживаем в скорлупе маленькую трещину, и, положив скорлупу так, чтобы трещина была наверху, с силой бьём по нему и либо раскалываем, либо убеждаемся, что трещина оказалась ложной». Кто и о чём сказал всё это?. На него правильно ответил Дмитрий Авдеенко, и правильным ответом был «Эта очень красивая метафора того, что происходит здесь и сейчас. Орех в данном случае представляет из себя вопрос, а мы пытаемся найти в нём слабое место, вскрыть его, чтобы найти правильный ответ. И, скорее всего, такую метафору предложил Владимир Яковлевич Ворошилов».
  • В 2008 году на финале года 33-я игра была признана магистрами юбилейной, но с одной оговоркой, «если и 66 год игры будет признан юбилейным».

Пародии

  • В одном из выпусков телепередачи «Весёлые ребята» была показана пародия на «Что? Где? Когда?». Ведущего Владимира Ворошилова пародировал Леонид Сергеев, а роль знатока исполнил Нурали Латыпов, который впоследствии стал одним из участников клуба и первым обладателем хрустальной совы.
  • В КВН «Что? Где? Когда?» пародировали команды ХАИ и «Уральские пельмени».
  • Пародия на программу содержалась в одном из выпусков телепрограммы «Куклы» (1990).
  • Несколько пародий сделали также участники программы «ОСП-студия». Помимо пародий на собственно игру (были спародированы знатоки Борис Бурда, Александр Бялко и Александр Друзь), была также показана пародия на передачу «Без галстука» с участием знатоков.[29]
  • На эстраде игру пародировали Владимир Винокур (в программе «Нет ли лишнего билетика») и Максим Галкин. По версии Галкина, программу вел Владимир Путин, читавший письма от Джорджа Буша, Бориса Березовского и Герхарда Шредера, а знатоками были Борис Ельцин, Виктор Черномырдин, Григорий Явлинский и другие.
  • Три пародии телеигру на «Что? Где? Когда» были в телепередаче «Большая разница» (9 выпуск, Новогодний и 48 выпуск)
  • Передача несколько раз пародировалась программой «Comedy Club», а в новогодний канун 2010 г. некоторых знатоков (в том числе Александра Друзя) изобразили в качестве 3D-кукол в программе «Прожекторперисхилтон». Сами ведущие программы, чей эфир часто приходится прямо перед «Что? Где? Когда», несколько раз пародировали вступление Бориса Крюка в конце своей передачи, причём один раз телезрители действительно поверили происходящему.

См. также

Ссылки

Россия Телевизионные игры России
Интеллектуальные

«5 в линию» | «50 блондинок» | «IDетектив» | «Алфавит» | «Алчность» | «Антимония» | «Балда» | «Бегущий косарь» | «Блеф-клуб» | «Богач — бедняк» | «Большой вопрос» | «Большой вопрос (РТР)» | «Брэйн ринг» | «Время — деньги» | «Всемирные игры разума / Игры разумов» | «Где логика?» | «Гений» | «Гол на миллион» | «Громкий вопрос» | «Двое на миллион» | «День города» | «Деньги… Деньги? Деньги!!!» | «Дерби мозгов» | «Десять миллионов» | «Детектив-шоу» | «Загадки шоу-бизнеса» | «Знаем русский / Игра в слова» | «Знаешь ли ты?» | «Знание — сила» | «Золотая лихорадка» | «Игра в кино» | «Игра ума» | «Игры разума» | «К доске» | «Колесо истории» | «Креативный класс» | «Кресло» | «Кроссворд» | «Кто во что горазд» | «Кто сказал мяу?» | «Кто умнее пятиклассника?» | «Кто хочет стать Максимом Галкиным» | «Кто хочет стать миллионером?» | «Миллион за 5 минут» | «Моя семья против всех» | «Морской бой» | «Мы – грамотеи!» | «На выход!» | «Назад в будущее» | «Народ против» | «Ночь в музее» | «О, счастливчик!» | «Обмен бытовой техники» | «Обратный отсчёт» | «Обратный отсчёт (СТС)» | «Один против всех (ТВ Центр)» | «Особенности национальной интуиции» | «Осторожно, вирус!» | «Пень-колода» | «Передача знаний» | «Погоня» | «Против мафии» | «Пятеро на одного» | «Русский кёрлинг» | «Русская рулетка» | «Самый умный» | «Своя игра» | «Сделка (Пятница)» | «Секреты Фемиды» | «Слабое звено» | «Слово» | «Ставка / Искушение» | «Стена» | «Сто вопросов о содружестве» | «Счастливый случай» | «Такси» | «Турдыкла» | «Угадай кино» | «Умнее всех» | «Умницы и умники» | «Цена секунды» | «Человек против мозга» | «Чемпионат МИРА» | «Что? Где? Когда?» | «Шерлоки» | «Эти забавные животные» | «Это про меня» | «Я знаю всё!» | «Я люблю мою страну»

Развлекательные

«10 поводов влюбиться» | «L-Club» | «Алло, ТВ!» | «Безумно красивые» | «Блиц-крик» | «Бой с Гёрлс» | «Большая маленькая звезда» | «Большой кэш» | «Большой спор» | «В чёрной-чёрной комнате…» | «Весёлые баксы» | «Взрослым не понять» | «Властелин горы» | «Вундеркинды / Самородки» | «Вспомнить всё (ТВ-3)» | «Гараж» | «Гипермаркет» | «Горячая автомойка» | «Грязные деньги» | «Давай на спор» | «Два рояля» | «Дело было вечером» | «Деньги не пахнут» | «Детектор» | «Детектор лжи» | «Детские шалости» | «Довгань-шоу» | «Естественный отбор» | «Жестокие игры» | «Звёзды без пафоса» | «Звёзды против караоке» | «Золото Геленджика» | «Игра в правду» | «Игра с Фоменко» | «Из песни слов не выкинешь!» | «Империя страсти» | «Интуиция» | «Караоке на Арбате» | «Караоке Киллер» | «Клад Графа N…» | «Клетка» | «Крокодил» | «Кто сверху?» | «Куб» | «Лжец» | «Любовь с первого взгляда» | «Магия десяти» | «Мафия» | «Машина» | «Медовый месяц» | «Меморина» | «Минутное дело» | «Можешь? Спой!» | «Мой папа круче!» | «Молодожёны» | «Музыкальная интуиция» | «Навылет» | «Натуральный обмен» | «Ноги прокурора» | «Пан или пропал» | «Петерс поп-шоу» | «Пирамида» | «Подмосковные вечера» | «Пой без правил» | «Пойми меня» | «Поле чудес» | «Полный блэкаут» | «Попади в кадр» | «Поцелуй навылет» | «Проще простого» | «Реальная любовь» | «Рискнуть и победить» | «Самый лучший муж» | «Сделка?!» | «Седьмое чувство» | «Секрет» | «Секрет на миллион» | «Следующий» | «Стенка на стенку» | «Сто к одному» | «Студия Союз» | «Суперженщина» | «Супер-Интуиция» | «Тихие игры» | «Три обезьяны» | «Туши свет!» | «Ты в бане» | «Угадай мелодию» | «Угадай мой возраст» | «Угадай мою пару» | «Угадайка» | «Укротители звука» | «Устами младенца» | «Утилизатор» | «Цена удачи» | «Человек против мухи» | «Шестое чувство» | «Это мой дом!» | «Я вижу твой голос» | «Я себя знаю!» | «Я тебе не верю»

Приключенческие

«Большие гонки» | «Выжить в лесу» | «Вызов» | «Дикие игры» | «Дом с привидениями» | «Звёзды в Африке» | «Звонок» | «Игра» | «Крутой маршрут» | «Наследники и самозванцы» | «Остров» | «Остров героев» | «Охота» | «Перехват» | «Побег» | «Последний герой» | «Русский ниндзя» | «Рюкзак» | «Суперниндзя» | «Фактор страха» | «Форт Боярд» | «Экстремальные ситуации» | «Я готов на всё!»

Детские

«Большие буквы» | «Великолепная пятёрка» | «Великолепная семёрка» | «Властелин ума» | «Вопрос на засыпку» | «Вопросики» | «Вспомнить всё (Бибигон)» | «Грош в квадрате» | «Дети знают толк» | «Детки-предки» | «Детское время» | «За семью печатями» | «Звёздная команда» | «Звёздный час» | «Зов джунглей» | «Золотой шар» | «Игра воображения» | «Игра с умом» | «Каля-Маля» | «Команда на Марс» | «Круголя» | «Идущие вперёд / Командоры, вперёд!» | «Лего-го! / КБ-Легонавт» | «Лестница» | «Один против всех (Карусель)» | «Перемешка» | «Перепутовы острова» | «Полундра» | «Семь бед — один ответ» | «Сокровище нации» | «Сразись с нацией» | «Ступени» | «Счастливый рейс» | «Тайна Зелёной комнаты» | «Ты как я» | «Царь горы» | «Это мой ребёнок!»

Что? Где? Когда?
ЧГК 2013.jpg

«Что? Где? Когда?» (Азербайджан) | «Что? Где? Когда?» (Армения) | «Что? Где? Когда?» (Белоруссия) | «Какво? Къде? Кога?» (Болгария) | «რა? სად? როდის?» (Грузия) | «Что? Где? Когда?» и «Что? Где? Когда? Алматы» (Казахстан) | «Билерман ордо» (Кыргызстан) | «Что? Где? Когда?» (Россия) | «Zakovat» (Узбекистан) | «Що? Де? Коли?» (Украина) | «Mis? Kus? Millal?» и «Что? Где? Когда?» (Эстония)

Million Dollar Mind Game logo.jpg

«Million Dollar Mind Game» (США) | «Aklın Yolu Bir» (Турция)