Scrabble
Scrabble
- Ведущий:
- Chuck Woolery
- Композиторы:
- Marc Ellis, Ray Ellis
- Язык:
- английский
- Количество сезонов:
- 6
- Выпуски:
- 1 335
Производство:
- Продолжительность:
- 22 минуты
Вещание:
- Канал:
- NBC
- Период трансляции:
- 2 июля 1984 — 23 марта 1990, 18 января — 11 июня 1993
Ссылки:
Scrabble (Скрэббл, Крестословица, Эрудит или Словодел) — телевизионная игра, основанная на одноимённой настольной игре. Телеигра выходила в 1984—1990 и 1993 годах на канале NBC. Бесменным ведущим был Chuck Woolery.
Содержание
Правила игры
Все слова, используемые в игре, состоят в длину от 5 до 9 букв. Для каждого слова ведущий даёт подсказку, что часто вовлекает каламбур или игру слов. Зрители в Scrabble могли выиграть футболку, назвав слово и ключ, выбранный для открытия последовательности названия.
Кроссворд
Первый раунд игры состоит из раунда «Кроссворд», где участники угадывают слова, как они были разложены компьютером на игровой доске Scrabble. Первоначально в каждом кроссворде играют два новых участника с победителем, продвинувшимся вперёд к Scrabble Sprint, столкнувшись с действующим чемпионом (см. ниже). 29 сентября 1986 года в рамках более широкого изменения формата выпуски были перестроены на, включая два «Кроссворда». В первом кроссворде играют чемпион и претендент, а во втором — два новых игрока.
На доске, состоящей из 225 квадратов, горизонтальный и вертикальный ряды указывают количество букв на заполненных клетках. Для заполнения остальных участники извлекают из стойки пронумерованные синие плитки, размещённые посередине игрового стола. Участник в первом ходе может либо угадать слово сразу, либо вставить две плитки в щель перед ним. Каждая пронумерованная плитка представляет собой букву, и это всегда было больше, чем три необходимых плитки; например, если в слове восемь пробелов, которые нужно заполнить, у игроков может быть одиннадцать плиток на выбор. Эти дополнительные плитки представляют собой буквы, которых не было в слове, которые были названы «стопперами».
После того, как игрок показал буквы представленными плитками, он выбирает один для вставки. Если буква была в слове, игрок может либо угадать слово, либо поместить вторую букву. Если обе буквы имелись в слове, игрок может попытаться угадать слово или продолжать получать плитки.
Если игрок пытался вставить стоппер или сделал неверную догадку на слово, ход переходит сопернику. Если противник не смог решиться на предположение и не была использована буква, он должен вытянуть дополнительную плитку или поместить одну из букв на её место. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не угадает слово. Если последняя буква не угадана и у игрока остался один оставленный пробел, он должен угадать слово. Если он не угадывает его, возможность переходит противнику. Если оба игрока не угадают его, слово будет исключено.
Если будут обнаружены все три стоппера, игроку, который не смог поместить букву, будет предоставлен шанс угадать слово. Если ему этого сделать не удалось, игра переходит в режим Speedword. Буквы заполнялись по одной за раз и игрок может нажимать на зуммер в любой момент. Игроку, давшему неверный ответ, объявляется локаут, тем самым позволяя сопернику получать буквы. Если оба ответили неверно или не нажали достаточно быстро на зуммер после буквы, размещённой рядом с последней, слово открывается и никто не зарабатывает очки. Каждый раз, когда заканчивалось время или счёт был 2-2, в остальной части раунда было разыгран Speedword.
Игрок, решивший три слова, выигрывает раунд и переходит в Scrabble Sprint.
Первое слово в каждом раунде «Кроссворд» разыгрывается по горизонтали, начиная с одной буквы, расположенной в центральной клетке доски. Одна из букв сформирована в качестве основания для будущего слова, которое позже будет разыграно в вертикальном положении. Игра продолжается до выявления победителя. Розовые и синие квадраты, расположенные в той же конфигурации, являются премиальными квадратами Scrabble, за которые присуждаются деньги, которые указываются в разделах ниже. Всякий раз, когда в этом раунде играли два противника, за кулисами проводилась жеребьёвка для определения, кто будет ходить и начать слово первым. После реструкризации в выпуске 1986 года если чемпион играл в первый «Кроссворд», он начинался претендентом. Каждое последующее слово начиналось отстающим игроком или тем, кто не начинал предыдущее слово, в случаи ничьи.
Приз
В первые две недели показа в раунде «Кроссворд» использовался совокупный денежный приз. Каждая буква, помещённая на обычный квадрат, стоила $25, синий — $50, розовый — $100. В первых двух раундах все накопленные деньги находились в банке. По истечению этих двух недель победитель «Кроссворда» получал $500.
Бонусные квадраты
Начиная с октября 1984 года, участники могли выиграть денежный бонус при помощи цветных квадратов, помещая в один них букву и немедленно угадать слово. Розовые квадраты стоили $1 000, синие — $500. Начиная с 1986 года бонусные правила были добавлены в раунд Speedword при условии, что игрок сразу угадывает слово при помещении буквы в бонусное пространство. Кроме того, если слово строится из буквы на бонусной территории, начавший слово игрок может выиграть бонус и угадать слово. В случае, если последняя буква слова была помещена в бонусное пространство, и игрок, разместивший её, не смог угадать слово, бонус может выиграть другой игрок, если он верно угадал слово. Какие-либо бонусные деньги игроки сохраняли, независимо от того, кто выиграл раунд «Кроссворд».
Начиная с версии 1993 года деньги, выигранные в бонусных квадратах, добавлялись в джекпот раунда Bonus Sprint вместо вручения игроку.
Правописание
В течение трёх месяцев в 1985 году игроки должны были не только угадать слово верно, но и должны были записать слово буквой за раз. По аналогии с форматом, используемым в течение первых двух недель, каждая верная буква приносила деньги в банк: регулярные квадраты приносили $50, синие — $100, розовые — $200 (позже — $500). В одном из выпусков игроки неоднократно неверно писали слово MOSQUITOS, несмотря на то, что знали правильный ответ. Это правило было оставлено в игре осенью 1985 года.
Scrabble Sprint
Раунд The Scrabble Sprint является второй частью игры и определял чемпиона шоу. В этом раунде у игроков цель — угадать как можно быстрее слово увеличенной длины. Существовали два разных формата игры.
С начала премьеры до 26 сентября 1986 года раунды «Кроссворд» не проходили для определения, кто столкнётся с действующим чемпионом в раунде Sprint Round. Если чемпиона не было, были разыграны два раунда «Кроссворд», где за звание чемпиона сражались два победителя.
Первый формат
В первом формате чемпион и победитель «Кроссворда» угадывают разные наборы слов. Победитель «Кроссворда» начинает первым, выбирая один из двух конвертов, оставив другой для чемпиона. Показывается ряд заготовок и ведущий называет подсказку. После того, как игрок готов, секундомер начал обратный отсчёт, и были выложены две буквы, одну за раз он назвал для помещения в слово. Потом появляются дополнительные буквы, но, как и в «Кроссворде», последняя буква не показана. Во время раунда Sprint также не использовались стопперы.
Соперник останавливает часы, нажав на скальчатый поршень, перед угадыванием. За неверный ответ или медленное называние буквы приводило к 10 штрафным секундам, после чего он продолжал уграть в нынешнее слово. Если он не нажал на поршень в течение пяти секунд рядом с последней буквой, слово открывается и аннулируется. Раунд продолжается до тех пор, пока игрок не угадает три слова.
Когда очередь перешла к чемпиону, секундомер был установлен на общее время и начинался обратный отсчёт, а не вперёд, а также вычитались все штрафные секунды. Если чемпион угадал все слова до завершения времени, он становился новым победителем. Приз призом за победу был трёхкратный приз из раунда «Кроссворд», но был изменён на $1 500 в первых двух неделях. Участник получает бонусные $20 000 при выигрыше раундов Sprint пять раз подряд. Если он набирал десять последовательных побед в раунде Sprint, он получал ещё $20 000 и выбывал из игры в качестве чемпиона.
В марте 1985 года игроки начали использовать один и тот же набор слов. Чемпион был изолирован, в то время как победитель играл в раунде «Кроссворд», а затем пытался его обыграть в установленное время. Кроме того, после того, как соперник назвал одну из двух букв, другой отсутствует и называет две новые буквы до тех пор, пока три пробела остаются в слове. Соперник показывал только одну букву, когда в слове два пробела. Это изменение было оставлено в остальной части сезона, а затем к раунду Sprint было добавлено четвёртое слово.
Помимо соперников, использующих одинаковый набор слов, правила выигрыша в раунде Sprint изменились. Пять побед подряд приводили чемпиона к выигрышу $20 000, а если десять — выигрыш составлял $40 000.
Второй формат
29 сентября 1986 года Scrabble начал 13-недельный турнир, назвав его The $100,000 All-American Scrabble Tournament. Данный турнир проводился в другом формате, в отличие от обычных раундов Scrabble, и эти изменения были постоянны.
Были отобраны 188 игроков, в каждом выпуске по четыре соперника, которые участвуют в предварительных матчах с понедельника по четверг, в течение первых 12 недель. Проходили два раунда «Кроссворд» (с типичными бонусами $500 и $1 000 за синие и розовые квадраты соответственно), а затем раунд Scrabble Sprint. Победитель первого раунда «Кроссворд» выигрывает $500 и играет в слова из шести, семи, восьми и девяти букв, для установления времени для победителя второго раунда «Кроссворд» между двумя соперниками. Этот игрок попытается отбить время, установленное первым игроком, чтобы выиграть $1 000 и пройти в следующий раунд. В пятницу четыре победителя соревнуются в двух четвертьфиналах и кто бы ни выиграл второй раунд Sprint, выигрывает $5 000 и выходит в полуфинал, проходящий на последней неделе турнира.
Из-за того, что в течение недели 24-28 ноября в эфир вышло всего четыре выпуска вместо пяти (из-за Дня Благодарения), был выбран участник «wild card» для перехода в четвертьфинал, чтобы в пятницу сразиться с предварительными победителями матча.
В течение последней недели, начиная с 22 декабря, 12 победителей четвертьфиналов и четыре игрока «wild card» с понедельника по четверг соревновались в полуфиналах. Четыре победителя прошли в финал, который состоялся в пятницу, с главным призом — $100 000.
29 декабря 1986 года данный турнир, с небольшими поправками, стал новым постоянным форматом Scrabble.
Как было описано выше, в каждом выпуске играли четыре человека в двух играх «Кроссворд» стоимостью по $500 каждый. Чемпион играл в первом раунде «Кроссворд», а соперник во втором пытался выбить установленное время, а победитель раунда Sprint получал $1 000, забрав их или сохранить для чемпионата. Благодаря этому формату, телеигра Scrabble стала самодостаточной 30-минутной программой.
Bonus Sprint
С принятием нового формата появился новый финальный раунд. В раунде Bonus Sprint чемпионы имеют возможность выиграть джекпот.
Чемпионы сталкиваются с двумя последними словами (шесть и семь букв). Если чемпион в течение 10 секунд верно угадал два слова, то он выиграет джекпот, который стартует с $5 000 и пополнялся каждый раз $1 000 за неудачные игры. Все правила Sprint были эффективны, а это значит, что неправильный ответ приводит к автоматическому проигрышу, так как штраф забрал оставшиеся секунды.
Чемпионы соревнуются в пяти раундах Sprint либо до победы, либо до поражения.
При возвращении игры в 1993 году джекпот стартовал с $1 000. Дополнительные добавлялись тогда, когда игрок попадал на синюю или розовую территории в игре «Кроссворд», либо сразу угадав слово, добавив в копилку $500 или $1 000 соответственно. В этой версии выигрыши не вручались игрокам, а добавлялись в джекпот, который разыгрывается в раунде Bonus Sprint.
Интересные факты
- В 2011—2012 годах на канале The Hub выходила другая версия игры в другом формате и с изменёнными правилами под название Scrabble Showdown.