Fort Boyard — различия между версиями

Материал из GS
Перейти к: навигация, поиск
(Штурм Форта)
(Большой побег)
Строка 103: Строка 103:
 
[[Файл:fort-boyard-2015-Grande Evasion4.jpg|thumb|right|Настоящий выход]]
 
[[Файл:fort-boyard-2015-Grande Evasion4.jpg|thumb|right|Настоящий выход]]
 
Если после посещения Зала Белой Судьи у команды есть пленники, то у них есть последний шанс вернуться в команду. По сигналу Старца Фура Мистер Бу разблокирует дверь тюремной камеры, где находился пленник. После этого он должен проползти по полутораметровой беговой дорожке с препятствиями. Затем участник должен найти правильный путь в небольшом лабиринте из труб. Если участник пойдет неверным путем, то он наткнется на выход-обманку, за которым находится лишь стена. После этого он должен вернуться назад, открыть люк и проползти по другому коридору. В его конце участник увидит лестницу вверх, прегражденную тонкой стенкой. Вооружившись ломиком, участник должен пробить стенку, подняться вверх, открыть люк, и с помощью остальной команды выбраться на волю и остановить отсчет времени. На все задание пленнику дается полторы минуты. Если участник не уложиться во время, то оно начнет вычитаться из командного времени для Сокровищницы.
 
Если после посещения Зала Белой Судьи у команды есть пленники, то у них есть последний шанс вернуться в команду. По сигналу Старца Фура Мистер Бу разблокирует дверь тюремной камеры, где находился пленник. После этого он должен проползти по полутораметровой беговой дорожке с препятствиями. Затем участник должен найти правильный путь в небольшом лабиринте из труб. Если участник пойдет неверным путем, то он наткнется на выход-обманку, за которым находится лишь стена. После этого он должен вернуться назад, открыть люк и проползти по другому коридору. В его конце участник увидит лестницу вверх, прегражденную тонкой стенкой. Вооружившись ломиком, участник должен пробить стенку, подняться вверх, открыть люк, и с помощью остальной команды выбраться на волю и остановить отсчет времени. На все задание пленнику дается полторы минуты. Если участник не уложиться во время, то оно начнет вычитаться из командного времени для Сокровищницы.
 +
 +
В иностранных версиях выполняет роль испытания с клепсидрой.
  
 
=== Совет ===
 
=== Совет ===

Версия 19:12, 10 сентября 2015

Fort Boyard

информация о телеигре
Современный логотип программы


Авторы:
Jacques Antoine, Jean-Pierre Mitrecey, Pierre Launay


Ведущие:
Patrice Laffont (1990-1999), Jean-Pierre Castaldi (2000-2002), Olivier Minne (2003-)



Соведущие:
Marie Talon (1990), Sophie Davant (1990-1991), Valerie Pascale (1992), Cendrine Dominguez (1993-2002), Sarah Lelouch (2003-2005), Anne-Gaelle Riccio (2006-2009)
Режиссёр:
Eric Buron


Производство:
Adventure Line Productions
Композитор:
Paul Koulak


Страна:
Франция Франция
Язык:
французский
Количество сезонов:
26


Выпуски:
297

Производство:

Продюсер:
Nathalie Roulot



Продолжительность:
2 часа 10 минут

Вещание:

Канал:
Antenne 2, France 2
Период трансляции:
с 7 июля 1990 года
Похожие передачи:
«The Crystal Maze»

Ссылки:

Fort Boyard — легендарная французская приключенческая телеигра, в которой команды из 6 человек пытаются завоевать золото Форта, проходя различные коварные испытания и приключения. В разное время ведущими игры были Патрис Лаффон (1990—1999), Жан-Пьер Кастальди (2000—2002) и Оливье Мин (2003—). «Fort Boyard» является одной из самых популярных телепередач в мире: свыше 70 стран транслировали её для своих телезрителей, а участие в ней приняли более 30 стран.

Содержание

История создания

Создатель игры — легендарный Жак Антуан — искал место для съёмок новой приключенческой игры. Однажды он посмотрел фильм «Искатели приключений» с Аленом Делоном в главной роли. Действия финальной сцены этого фильма проходили в Форте Боярд. Жак решил, что этот форт — идеальное место для реализации новой творческой идеи. Таким образом, в 1980 году на французских экранах появилась игра «Охота за сокровищами», действия которой частично проходили в Форте, а уже спустя 10 лет французы становятся свидетелями очередной премьеры — приключенческой игры «Ключи от Форта Боярд».

Место съёмок

Место сьёмок игры — легендарный Форт Боярд

В отличие от многих телеигр, съёмки которых проходят в различных павильонах, съёмки «Форта Боярд» проходят в настоящей одноимённой крепости.

Расположен Форт в Бискайском заливе, недалеко от легендарной области Ла-Рошель, в которой бывали три мушкетёра, герои романа Александра Дюма. По приказу Наполеона постройка Форта началась в 1804 году и закончилась в 1866 году, спустя более 60 лет. Сперва крепость занимала гарнизон Франции, затем его использовали как тюрьму для заточения коммунаров. После этого до 1913 года здесь размещался Военно-Морской флот Франции. Во время Второй Мировой войны Форт был оккупирован немцами и использовался для тренировочных целей. В результате этого Форт практически полностью был разрушен. В 1966 году на обломках легендарного Форта проходили съёмки фильма «Искатели приключений». А с 1990 года и до сих пор в реконструированном Форте проходят съёмки приключенческой игры «Форт Боярд».

Высота Форта — три этажа. На каждом из них располагается чуть больше 20 келий. Также к Форту пристроена смотровая башня, использующаяся вне игры как маяк. В телеигре мы её знаем как обитель старца Фура.

Правила игры (2015 год)

Команде из шести человек предстоит пройти нелёгкий путь к Сокровищам Форта.

Штурм Форта

Входная келья
Медальон
Механизм для разблокирования келий

Перед началом игры команда прибывает в форт на лодке и поднимается по сети на балкон. Попав во входную келью они обнаруживают, что ворота в форт закрыты на замок. После этого команда просматривает видеосообщение от Старца Фура, где он рассказывает, в каком месте спрятан медальон для открывания ворот, а также объявляет старт таймера испытаний. Найдя медальон и открыв им ворота, команда перемещается к центральному кругу на втором этаже. Как только каждый член команды положит левую руку на специальный механизм, все кельи форта разблокируются, и команда сможет начать охоту за ключами.

Места, где может быть спрятан медальон:

Желоб

К наружной стене Форта подвешен наклоненный желоб, по которому стекает вода. Участник должен взобраться внутрь этого желоба, а затем проползти по нему. На вершине желоба находится канат, который поможет участнику удержаться, пока тот снимает медальон. После этого участнику лишь необходимо скатится вниз по желобу, выбраться из него и передать медальон команде.

В иностранных версиях играет роль приключения, а место медальона занимает кейс с кодом.

  • Сыграно: 5 раз

Колодец

Участник от команды спускается по лестнице в тёмный колодец. Полагаясь лишь на своё осязание, участник должен найти пять сосудов с различным содержимым (это может быть фауна, флора и различные предметы). При свете дня многое содержимое не настолько устрашающее, но темнота заставляет участника быть порой излишне осторожным с каждым сосудом. В одном из сосудов находится медальон. Чтобы его найти, участник должен прощупать сосуды до тех пор, пока не найдет искомый сосуд с медальоном.

В иностранных версиях играет роль приключения, а место медальона занимает шарик с кодом, который может быть спрятан в любой части комнаты.

  • Сыграно: 5 раз

Испытания

Участвующей команде необходимо добыть 7 ключей, чтобы открыть ворота Сокровищницы. Ключи можно получить при успешном прохождении испытаний. Испытания выбирает Старец Фура, а Пасмюрай приносит ведущему свиток, на котором написано испытание и тот, кто его будет проходить. Испытания рассчитаны прежде всего на силу, ловкость и мышление.

На каждое испытание выделяется определённое количество времени. Это время измеряется клепсидрой, которая располагается у каждой кельи. Скомандовав о начале испытания, ведущий переворачивает водяные часы, и с этого момента начинается обратный отсчёт времени. Игрок может покинуть келью в любой момент, если он уверен, что не добудет ключ, но покинуть он её должен строго до истечения времени в клепсидре. Существуют и так называемые «испытания-ловушки», в которых игрок может выйти только лишь после того, как он добыл ключ или выполнил нужное задание. Если всё же по любой из причин игрок не успевает покинуть келью, то он становится пленником.

В середине этапа испытаний время на добывание ключей останавливается, и вся команда отправляется ко входу в Клетку. Чтобы войти в нее, команде приходится пожертвовать одним ключом в надежде выиграть три в дуэлях Клетки. Внутри команде предстоит сразится в трех дуэлях с одним из членов команды, собранной Руж из лучших игроков Форта прошлых лет. Если в дуэли победит игрок команды, то он получает ключ. По завершении всех дуэлей таймер этапа испытаний продолжит свой отсчет.

Время, отведённое на испытания, составляет 50 минут. Часть этого времени уходит на Штурм Форта. Если команде удалось собрать 7 ключей до истечения времени на испытания, то этот остаток переходит на этап приключений.

По истечении времени подводятся итоги: сколько ключей заработано и сколько в команде пленников. Если у команды набралось 7 ключей и нет ни одного пленника, то она сразу отправляется на приключения. При ином раскладе команда отправляется в Зал Белой Судьи.

Основная статья: Fort Boyard (Описание дуэлей)

Зал Белой Судьи

Клетка

В Зале Белой Судьи команда может получить необходимое количество ключей и получит шанс освободить пленников, сыграв в различные мини-игры.

Недостающие ключи команда получает по очереди в обмен на игроков, количество которых равно количеству необходимых ключей. Перед началом Судья предлагает каждому игроку выбрать тип игры: на ловкость или на удачу, после чего игрок должен сыграть в игру выбранного типа. Если ему удаётся ее выиграть, то он остается с командой. Если же нет, то он становится пленником.

Также свой шанс выйти на свободу получают и пленники. Принцип освобождения тот же: выиграл игру — ты на свободе, проиграл — пленник до конца игры.

После Зала Белой Судьи оставшиеся игроки отправляются на приключения.

Список игр с Белой Судьёй

Основная статья: Fort Boyard (Игры Белой Судьи)

Приключения

Беговая дорожка

Приключения представляют из себя более усложнённые и экстремальные испытания. Обычно приключения проходят на воздухе или в водной среде, однако некоторые приключения располагаются в кельях. На приключения из хронометража игры отведено 30 минут плюс остаток времени от испытаний, если имеется.

В приключениях командам необходимо добыть слова-подсказки, которые помогут им разгадать кодовое слово для Сокровищницы. Как и в испытаниях, на приключения отведено определённое количество времени, однако здесь оно отсчитывается с помощью таймера, а не клепсидры. Если игрок не успевает добыть подсказку, то она сгорает.

После приключений команда отправляется либо к люку у входной кельи для Большого побега, если у команды есть пленники, либо на Совет Теней.

Большой побег

Коридор с выходом-обманкой
Настоящий выход

Если после посещения Зала Белой Судьи у команды есть пленники, то у них есть последний шанс вернуться в команду. По сигналу Старца Фура Мистер Бу разблокирует дверь тюремной камеры, где находился пленник. После этого он должен проползти по полутораметровой беговой дорожке с препятствиями. Затем участник должен найти правильный путь в небольшом лабиринте из труб. Если участник пойдет неверным путем, то он наткнется на выход-обманку, за которым находится лишь стена. После этого он должен вернуться назад, открыть люк и проползти по другому коридору. В его конце участник увидит лестницу вверх, прегражденную тонкой стенкой. Вооружившись ломиком, участник должен пробить стенку, подняться вверх, открыть люк, и с помощью остальной команды выбраться на волю и остановить отсчет времени. На все задание пленнику дается полторы минуты. Если участник не уложиться во время, то оно начнет вычитаться из командного времени для Сокровищницы.

В иностранных версиях выполняет роль испытания с клепсидрой.

Совет

Выставление кодового слова

На Совете команда может заработать дополнительное время для Сокровищницы. Каждой команде дается 2 минуты (минус штрафное время из Большого побега) для Сокровищницы. Игрокам предстоит сразиться в различных настольных играх с опытными Мэтрами, специалистами в таких играх.

Каждый игрок может выиграть до 30 секунд. Это время может быть поделено на 3 попытки с суммарной стоимостью 30 секунд, либо предложено среди возможных вариантов игры, либо может быть выиграно, если игрок успеет выполнить задание за определенное количество времени. Если игроку удаётся одолеть Мэтра, то к времени на Сокровищницу прибавляется время, которое составляет стоимость данной попытки или всей игры. Также в этом сезоне есть игры, где игрок сражается не с Мэтрами, а с таймером и мелкой живностью.

После всех состязаний наступает важнейший этап игры — Сокровищница.

Список игр с Мэтрами

Основная статья: Fort Boyard (Игры с Мэтрами)

Сокровищница

Сбор монет

Начало этапа происходит перед воротами Сокровищницы. По команде ведущего начинается отсчёт времени, выделенное на Сокровищницу. Команда должна поочерёдно раскрывать патроны с подсказками, прочесть кодовые слова и отгадать по ним кодовое слово. Если у команды нет никаких идей, то она может «принести в жертву» любого игрока и получить взамен него подсказку.

После того, как команда догадалась о кодовом слове, она должна его выставить с помощью самих себя и ядер на полу Сокровищницы. После того, как слово выставлено, Фелиндра поворачивает голову тигра и, таким образом, подводит итог игры. При правильном отгадывании слова из специального резервуара посыпятся золотые монеты. Команде необходимо набрать их как можно больше, но они должны успеть это сделать за оставшееся количество времени. При неправильном ответе команда покидает Сокровищницу ни с чем, однако получает утешительные 3 000 €. Также команде назначается поражение, если хотя бы один игрок не успеет покинуть Сокровищницу.

Все выигранные деньги направляются в фонд ассоциации, которую представляет та или иная команда.

Изменения в правилах

Сезон 1990

Сокровищница в 1990 году
  • Отсутствовала одна из важнейших фаз игры: приключения.
  • На всю игру было выделено 50 минут в первых девяти играх сезона, и 60 в шести остальных.
  • Количество испытаний было нерегулярным и варьировалось от 16 до 18. Собрать ключей можно было сколько угодно, даже 1.
  • При неверном ответе на загадку Старца Фура обитатель башни не оставлял ключ себе, а сбрасывал его в море, и одному из участников команды предстояло облачиться в плавательный костюм и плыть за ним.
  • Для освобождения пленников в конце игры необходимо было вновь отгадать загадку Старца Фура, либо при неверном ответе плыть за ключом в море.
  • Сокровищница представляла собой огороженную и накрытую крышей-навесом площадку, в которой находились 18 металлических ящиков. Все ящики были пронумерованы, и каждым из добытых ключей команда могла открыть лишь один ящик. Количество байяров внутри ящиков было неодинаково: в одних находилось больше монет, в других — практически на донышке.
  • Путь в Сокровищницу был необычным: около одной из стен находился люк, закрытый тяжёлой каменной крышкой. В верхнюю часть этой крышки было вмуровано металлическое кольцо, а к нему был привязан трос. Вся команда бралась за свободный конец троса и, потянув за него, снимала крышку. Затем игроки по очереди спускались в полузатопленное подземелье форта и подводными коридорами, узкими лазами и сводчатыми галереями добирались до небольшой комнатки. В этой комнатке имелись неширокие решётчатые воротца, ведущие прямо в Сокровищницу.
  • В конце игры команде в качестве бонуса давалось современное приключение «Прыжок на эластичных канатах». Во время полёта игрок должен был схватить подвешенный на тонкой ниточке ключ. Если ему удавалось это сделать, то команда получала бонусные 35 000 франков.

Сезон 1991

  • Время на прохождение всех этапов игры равнялось 65 минутам.
  • Начинается игра с похода к Старцу Фура. Только за правильный ответ игрок получал не ключ, а план Форта, на котором отмечены кельи, которые команде предстоит посетить. При отрицательном исходе одному из игроков, как и прежде, предстояло отправиться в плавание за ключом.
  • Количество ключей, которые необходимо было собрать, строго равнялось 7, и ни ключом меньше. Если игрокам удалось собрать меньше 7 ключей, то кому-то приходилось стать пленником до конца игры в обмен на недостающий ключ.
  • Именно в этом сезоне появляется один из основных этапов современного «Форта Боярд» — приключения. Их правила ничем не отличались от современных.
  • Сокровищница приобрела современный вид: появилась зарешёченная конструкция в виде башни, а перед ней находится «алфавитный пол», с помощью которого команда выставляла кодовое слово.

Сезон 1992

«Крысиный лабиринт»
  • Судьбу пленников с этого сезона решал «крысиный лабиринт» Ратмана: ящик с перегородками и восемью норками, отмеченных попеременно красным и чёрным цветом. Пленник должен был выбрать одну из крыс и цвет норки. После этого Ратман впускал выбранную крысу в лабиринт. Если крыса забежала в норку, цвет которой назвал пленник, то он обретал свободу. Если крыса забегала в норку другого цвета, то пленник вынужден был остаться в тюрьме до конца игры.
  • Хронометраж игры увеличился до 70 минут.

Сезон 1993

  • Время на все этапы игры в очередной раз увеличилось и составляло 75 минут.

Сезон 1994

  • Особых изменений в этом сезоне не было.

Сезон 1995

  • Во время первого похода к Фуре игрок вновь пытался получить ключ, а не план, как это было раньше.
  • Время на игру увеличилось до 80 минут.
  • Время на Сокровищницу уменьшилось с 3 минут до 1:30, и чтобы компенсировать недостающее время, был введён ставший традиционным Совет Мэтров Теней. Каждая из 6 дуэлей могла увеличить время на Сокровищницу на 25 секунд.

Сезон 1996

  • В список испытаний был включён особый конкурс, позволяющий выиграть дополнительное количество боярдов. Главным действующим лицом этого конкурса была новая обитательница Форта — Дикарка.

Сезон 1997

  • Хронометраж игры увеличился до 85 минут.

Сезон 1998

Часы Тигра
  • В этом сезоне были введены специальные Часы Тигра, показывающие команде количество ключей, которое она должна набрать к тому или иному отрезку времени.
  • С этого сезона пленник получал шанс обрести свободу ещё до окончания испытаний. После заточения в клетку пленнику вручалась гигантская связка ключей. Один из этих ключей открывал замок от клетки. Если ему удаётся найти нужный ключ, то он воссоединялся с командой.

Сезон 1999

Игроки пытаются попасть в Форт с помощью канатов, прикреплённых к воротам
Сбор миниатюрных голов тигра
  • Для того, чтобы попасть в двор Форта, команде-участнице необходимо было открыть решетчатые ворота с помощью канатов, прикреплённых на них.
  • Также с этого сезона просто так нельзя было попасть и на Совет Теней: необходимо было пройти через тёмный подземный лабиринт и собрать миниатюрные головы тигра.

Сезон 2000

  • Ведущим игры стал Жан-Пьер Кастальди.

Сезон 2001

  • Первую устную загадку Старца Фуры заменила визуальная загадка. Её суть значительно отличается от современной визуальной загадки: игроку демонстрировались некоторые предметы, с которыми он за определённый промежуток времени должен был проделать определённые действия и добиться результата, условия которого ставил Старец.
  • На дверях клетки, в которой содержались пленники, появилось электронное табло. Если пленник из кучи ключей выберет нужный, то на табло загорится код от замка тюрьмы, и оставшейся части команды нужно было набрать этот код и освободить пленника.
  • Время на Сокровищницу уменьшилось до 1 минуты и 40 секунд. Связано это с тем, что количество дуэлей на Совете уменьшилось до 4, каждая из которых могла увеличить время на Сокровищницу на 20 секунд.

Сезон 2002

Вот как выглядела Адская Машина
  • Чтобы попасть внутрь Форта, одному из членов команды, как и в 1999 году, приходилось изрядно попотеть. Он взбирался по лестнице на второй этаж и проникал в узкий туннель. Пройдя его, игроку оставалось открыть ящик с разнообразными земноводными и рептилиями и прокрутить вентиль, открывающий ворота Форта.
  • Если игрок не добывал ключ у Старца Фура, то теперь шансы добыть ключ вплавь снизились, так как у игрока-пловца появилась соперница — Наяда. Она давала фору игроку в 10 секунд, после чего сама бросалась в воду и старалась доплыть до ключа быстрее соперника.
  • Приключения разбились на две части: на сами приключения и на эстафету под названием «Адская машина». Суть данной эстафеты была в следующем: за 9 минут команде необходимо было преодолеть три приключения. К моменту начала эстафеты все три игрока находились на стартовых позициях. На каждой из позиций находился своеобразный семафор. Когда до конца игры оставалось 10 минут, на первом семафоре появлялась зелёная стрелка, и первый участник отправлялся в путь. По прохождении испытания он должен был найти четырёхзначный код и ввести его на специальном передатчике. Таким образом, он передавал эстафету второму игроку, который начинал проходить своё приключение. Последний игрок получал код для Адской Машины, введя который, они получали подсказки, оставшиеся в Машине. Если один из игроков не успевал пройти за определённое время приключение, то подсказка сгорала. Если все три игрока провалили свои задания, то сгорали все три подсказки.

Сезон 2003

Сеть, на которую сбрасывал ключ Старец Фура
Этап «Ночь» в 2003 году
  • С этого сезона и до сих пор роль Хозяина Форта получил Оливье Мин.
  • Часы Тигра были упразднены. В небытие ушёл и этап «Адская машина».
  • При неверном ответе на загадку Фура Старец выбрасывал ключ на сетку, а не в море, как это было раньше. Однако теперь помешать добыть ключ может только время в клепсидре. Если один из членов команды не успевал достать ключ за определённое время, то ключ падал в море, и достать его было бы уже невозможно.
  • Хронометраж игры был поделён на части: 45 минут отводились на испытания, а на приключения выделялось 20 минут.
  • Был введён новый этап игры — Ночь. По сравнению с «Ночью» в русских сезонах, французская «Ночь» отличалась кардинально. В момент, когда наступает полночь, вся команда собирается в центре второго этажа. Периодически сменяя друг друга, они должны были удерживать за ручки большую колбу-фонарь, покоящуюся на железном стержне в устье «шахты». Пока одни игроки удерживали фонарь, другие пытались найти продовольствие с помощью плана Форта. Спустя некоторое время железный стержень, удерживающий фонарь, разжимался, и команде необходимо было не проворонить этот момент и удержать фонарь. Если им удавалось это сделать, то они доставали из фонаря Магический Кристалл и отправлялись на Совет Теней. Если же сделать им это не удалось, то они теряют шанс освободить пленников и идут обратно в комнату отдыха.
  • На Совете Теней с этого сезона участники добывают ключи от темниц, в которых находятся пленники. Если же никто из команды на протяжении игры не попал в плен, то, как и раньше, команда будет бороться за дополнительное время в Сокровищнице.
  • Время на Сокровищницу увеличилось до 3 минут (плюс время, выигранное на Совете, если имеется).

Сезон 2004

  • Этап «Ночь» сильно преобразился: теперь, чтобы попасть в комнату отдыха, необходимо было ввести код на старинной печатной машинке, которая крепилась к двери в комнату отдыха. Код мог находиться в любой из сотен книг, находившихся в прихожей. Процесс поиска Кристалла в этом сезоне под копирку повторял тот же процесс в Русских играх 2003 года: команде нужно было всматриваться в Форт и увидеть Мэтра Теней с планом Форта. На плане была обозначена келья, в которой находился ключ от сундука с Магическим Кристаллом.
  • Ассортимент игр Мэтров Теней пополнился конкурсами с разнообразной живностью: пауками, скорпионами, змеями и т. п.

Сезон 2005

Поиск кода в затопленном подземелье
  • Вновь вернулся заплыв за ключом. Только теперь игроку необходимо уложиться во время, отсчитываемое клепсидрой.
  • В очередной раз преобразился этап «Ночь»: чтобы попасть на Совет Теней, необходимо было ввести числовой код. Добыть его должен один из членов команды в затопленном подземелье. На всё про всё отводилось 2 минуты. По их истечении, если кристалл всё ещё не добыт, Мэтр Теней переворачивал песочные часы. Если песок из верхней части часов полностью пересыпался в нижнюю, то команда лишалась одной дуэли с Мэтром Теней.
  • После того как проход в Зал Теней открылся, ведущий приглашал одного из членов команды внутрь. Войдя в Зал, он останавливался перед помостом, на котором находились 4 рычага. Количество пленников соответствовало количеству поднятых рычагов, остальные же были опущены. Выбранному игроку предстояло опустить любой поднятый рычаг. Таким образом, он условно освобождал одного из пленников. Этому пленнику предстояло пройти через так называемый «животный лабиринт», чтобы оказаться на свободе. Остальных же пленников свобода ждала только при победе их сокомандников в дуэлях с Мэтрами.

Сезон 2006

  • С этого сезона участники могли набрать меньше 7-ми ключей, но всё равно попасть в Сокровищницу. Однако в зависимости от того, сколько они набрали ключей, на такую высоту поднималась решётка Сокровищницы.
  • Этап «Ночь» был упразднён: ему на смену пришёл этап под названием «Скафандр», целью которого является, как и раньше, получение Магического Кристалла и освобождение пленников.
  • Каждая дуэль на совете стоила 15 секунд.

Сезон 2007

  • На смену этапу «Скафандр» пришёл этап «Криптограмма», однако в отличии от «Скафандра», в «Криптограмме» команда борется за дополнительные боярды, а не за Магический Кристалл.
  • Если команда разгадывает кодовое слово, то вместе с боярдами в специальный резервуар высыпались шесть маленьких ключей. Один из них открывал сундучок, добытый в этапе «Криптограмма».

Сезон 2008

  • На смену «Криптограмме» пришёл этап «Цветовой код», в котором, как и в «Криптограмме», команда может заработать дополнительные боярды.

Сезон 2009

«Железная дорога»
  • Появилась так называемая «железная дорога», оповещающая команде о том, сколько она прошла конкурсов и сколько ключей или подсказок она заработала.
  • На смену «Цветовому коду» пришёл так называемый Зал Сундуков, в котором команде предстояло добыть шестнадцать металлических треугольников. Добыча треугольников происходила с помощью конкурсов со зверюшками, перекочевавших из сезона 2004. После того, как команда добыла определённое количество треугольников, она должна была решить своеобразную головоломку: на поверхности столиков насажены штыри. Через эти штыри команда должна продеть добытые треугольники. Чем больше треугольников продето, тем больше шанс выиграть дополнительные боярды в конце программы.
  • Процесс зарабатывания времени в играх с Мэтрами был изменён: перед входом в Зал Совета стоял постамент с четырьмя рычагами, снабжёнными табличками с числами 30, 20, 10 и −15. Эти числа являлись промежутком времени, которое команда могла заработать в поединках с Мэтрами. Ставка на «-15» была своеобразной ловушкой: если игрок одерживал победу над Мэтром, то к времени на Сокровищницу ничего не прибавлялось, а в случае проигрыша эти 15 секунд отнимались. Ставки делает команда, оценивая шансы игрока, отправленного на дуэль.

Сезон 2010

  • Впервые французские игры были проведены в формате дуэли: две команды сражались в разнообразных испытаниях и приключениях за честь сразиться с ветеранами форта, так называемой командой «Чемпионов». Цель обеих команд: набрать большее количество ключей, чем у соперников. Ключи команды добывают как в одиночных конкурсах, так и в «дуэлях».
  • В поединке с «Чемпионами» и выигравшая команда, и их соперники борются за подсказки, а также за право забрать 10 000 €. Так же, как и в дуэлях между простыми командами, подсказки можно получить и в одиночных конкурсах, и в «дуэлях».
  • Привычный Совет Теней в этом сезоне представляет из себя состязание в различных играх между участниками одной и другой команды. Если одна из команд одержала две победы в дуэлях, то она имеет право освободить своих пленников, если такие имеются.
  • Сокровищница также существенно видоизменилась: алфавитный пол канул в лету, а ключевое слово команды пишут мелом на специальных досках. Вход в Сокровищницу команды осуществляют через люки. Если простой команде удаётся победить команду «Чемпионов», то она сама обретает звание команды «Чемпионов» и вдобавок получает 10 000 €.
  • В финальной игре 2010 года принимает участие действующая к тому моменту команда «Чемпионов», а также команды, хотя бы раз носившие это гордое звание. Выигрыш за победу равнялся 50 000 €.

Сезон 2011

  • Появилась возможность заработать ключ посредством прохождения интерактивного испытания.
  • Устные загадки Фура в смотровой башне заменила визуальная загадка, которую всё тот же Старец Фура задаёт в интерактивной келье.
  • Вводятся т. н. «тематические кельи». К примеру, келья с испытанием «Зал пыток» была переделана под «джунгли»: везде росли разные тропические растения, а на одном из канатов сидела экзотическая игуана. Также почти все двери келий были раскрашены под то испытание, которое находится за той или определённой дверью. К примеру, келья с испытанием «Бегущая дорожка» была выкрашена в синий цвет, и на ней висел спасательный круг.
  • Время на приключения увеличилось до 25 минут.
  • Количество времени в колбах составляло 10, 20 и две колбы по 15 секунд. В случае проигрыша в дуэли ее стоимость вычиталась из времени на Сокровищницу.

Сезон 2012

  • Количество предлагаемых колб уменьшается до 3-х: 10, 15 и 20 секунд соответственно. Связано это с уменьшение количества дуэлей на Совете.
  • Спустя 15 лет отсутствия возвращаются «ночные игры». Всего в эфир вышло 3 серии, каждая из которых была приурочена к определённому празднику: Хэллоуин, Рождество и Новый Год соответственно.

Сезон 2013

  • Количество времени в колбах изменилось и составляет 10, 20 и 30 секунд.
  • Появляется возможность выкупить пленника на Совете, отдав 15 секунд из уже имеющегося запаса времени.

Сезон 2014

  • Время на испытания и приключения увеличилось до 50 и 30 минут соответственно.
  • В Зале суда перед началом игры предлагается выбрать ее тип: на ловкость или на удачу.
  • Каждый игрок может выиграть до 30 секунд на Совете. Это время может быть поделено на 3 попытки с суммарной стоимостью 30 секунд, либо предложено среди возможных вариантов игры, либо составляет фиксированную стоимость игры. Также в этом сезоне появились игры, где игрок сражается не с Мэтрами, а с таймером и мелкой живностью.

Сезон 2015

  • Появились новые этапы: Штурм Форта и Большой побег.
  • В середине этапа испытаний таймер останавливается для проведения Клетки.
  • Время на Совете не вычитается из времени для Сокровищницы при проигрыше игрока в дуэли. Также нельзя выкупить пленника на Совете за 15 секунд.
  • Время на Сокровищницу уменьшилось до 2 минут.

Ведущие и соведущие

За 25 лет существования «Форта Боярд» на телевидении ведущими были немалое количество известных людей.

Патрис Лаффон

Патрис Лаффон — известный французский актёр и телеведущий. Родился 21 августа 1940 года в семье знаменитого французского книгоиздателя Робера Лаффона. В 1970 году Патрис начал свою телевизионную карьеру в качестве ведущего программы «Aujourd’hui Madame». Популярность Патрису приносит программа «Цифры и буквы», ведущим которой он был на протяжении 17 лет. Однако не столько «Цифры и буквы» ассоциируются у французской публики с Патрисом Лаффоном, как легендарная телеигра «Форт Боярд». С самого первого выпуска игры и до 1999 года включительно Патрис предлагал командам хитроумные испытания и приключения.

Сейчас Патрис занимается развитием проекта под названием «Bonjour, c’est la tele», каждый выпуск которого повествует зрителям об отдельном французском регионе.

После работы в роли ведущего «Форта» Патрис также 2 раза побывал и участником команды: в 2000 году в составе команды телеведущих, и в 2009 году в составе команды бывших ведущих и соведущих «Форта Боярд».

Жан-Пьер Кастальди

Жан-Пьер Кастальди — популярный французский актёр и телеведущий. Родился 1 августа 1944 года в Гренобле. На экранах телевизоров Жан-Пьер впервые появился в 1967 году в сериале «Расследования комиссара Мегрэ». Дебют оказался весьма успешным, и вскоре Жан-Пьер блистал в порядка 50 фильмах. Наибольшую известность Жан-Пьер приобрёл после цикла фильмов об Астериксе и Обеликсе, в которых он сыграл римского воина Каюса Бонуса.

В Форте Жан-Пьер продолжил дело Патриса Лаффона, однако в стенах крепости он продержался недолго — всего лишь 3 года. Причиной этого стало чрезвычайно низкие рейтинги программы и смена имиджа на жёсткое и динамичное шоу.

Ещё до получения роли Хозяина Форта Жан-Пьер участвовал в игре в 1999 году в составе команды актёров и телеведущих. Повторно его пригласили спустя 10 лет, в 2009 году, в состав команды бывших ведущих «Форта Боярд».

Оливье Мин

Оливье Мин — французский радио- и телеведущий. Родился 18 марта 1967 года в Бельгии, в городе Иксель. Свою карьеру начал в 1986 году на радиостанции RTL в качестве рядового сотрудника. В 1990 году начинается его телекарьера — на канале Antenne 2 (в настоящее время — France 2) он получает должность ассистента редактора отдела научных программ. Благодаря Жаклин Жубер, одной из старейших деятелей французского телевидения, Оливье становится диктором канала Canal+. Чуть позже Оливье становится одним из редакторов культовой французской программы «Matin Bohneur», а в 1994 году он и вовсе становится её ведущим. Популярность не заставила себя долго ждать, и вскоре Оливье получает приглашения и от других телепрограмм, желающих видеть Оливье в роли ведущего.

В 2003 году Оливье принял пост уволенного Жан-Пьера Кастальди и стал ведущим игры «Форт Боярд», коим является до сих пор.

Участником команды Оливье приходилось стать целых 3 раза: в 1995 и 1997 году он участвовал во французских играх, а в 2006 году он поучаствовал в бельгийской версии.

Мари Талон

Мари Талон — французская телеведущая. Популярность получила благодаря роли соведущей в «Форте Боярд», хоть и продержалась там совсем мало — всего лишь первые 6 передач.

Софи Даван

Софи Даван — французская телеведущая и журналистка. Родилась 19 мая 1963 года в Бордо. В нём же в местном университете окончила факультет журналистики. В 1986 году Софи провела стажировку на канале Antenne 2, где сняла несколько сюжетов на социальные темы. Вскоре она начала вести прогноз погоды и пару других телепередач.

В 1990 году Софи стала соведущей игры «Форт Боярд» взамен ушедшей Мари Талон. Программа принесла ей огромную популярность.

Одной из причин ухода Софи в 1992 году стало приглашение в качестве телеведущей новой приключенческой игры «Тайны Ксапатана», которое она с удовольствием приняла.

В настоящее время Софи является одной из ведущих утреннего эфира канала France 2.

В 2000 и 2009 годах Софи также принимала участие в качестве игрока в «Форте Боярд».

Валери Паскаль

Валери Паскаль — французская актриса и телеведущая. Родилась 12 марта 1968 года. Её мать — известная актриса и Мисс Париж 1956 года Даник Патиссон. Уже с пяти лет Валери была задействована в различных фильмах. В 1985 году Валери повторяет достижение матери — она получает звание «Мисс Париж», а через год она уже носит звание «Мисс Франции».

Карьеру в роли телеведущей Валери начинает на кабельном канале М6. Здесь ей доверили вести прогноз погоды. Однако вскоре Валери переходит на Antenne 2, где становится ведущей детской телепередачи «Cekanon».

Соведущей «Форта Боярд» Валери стала в 1992 году, и, как ни странно, в этом же году она его и покинула.

В настоящее время Валери Паскаль является ведущей телемагазина на каналах М6 и RTL9.

Участницей «Форта Боярд» Валери довелось стать 2 раза: в 1991 году в составе команды телеведущих, и в 2009 году в составе команды бывших ведущих «Форта».

Сандрин Домингез

Сандрин Домингез — французская радио- и телеведущая. Родилась 14 декабря 1962 года в Труа. Впервые на телеэкранах Сандрин появилась в 1992 году и вела программу «40° a l’ombre». А уже через год, благодаря художественному руководителю канала France 2 Мари-Франс Бриэр, Сандрин становится соведущей «Форта Боярд» и продержалась там рекордное количество времени — целых 10 лет!

В настоящее время Сандрин занимается декораторским искусством. Также она временами пишет книги, одна из которых как раз посвящена декораторскому искусству.

Сара Лелюш

Сара Лелюш — французская телеведущая. Родилась в 1976 году в семье известного французского режиссёра Клода Лелюша. Телевизионную карьеру начала в программе «Unisexe», в которой она осуществляла постановку нескольких репортажей. Вскоре она вела не один десяток различных передач, в число которых входит и «Форт Боярд».

В Форте Сара пришла на смену Сандрин Домингез. Зрители могли видеть её в роли соведущей всего лишь 3 года, однако эти 3 года многие называют одними из лучших за всю историю передачи.

В настоящее время Сара активно увлекается спортом, на экранах телевизоров теперь она появляется крайне редко.

В 2009 году Сару пригласили в качестве члена команды бывших телеведущих «Форта» для участия в игре.

Анн-Гаэль Риччио

Анн-Гаэль Риччио — французская телеведущая. Родилась 14 февраля 1978 года в Париже. Ещё во время учёбы в школе Анн-Гаэль попадает на телевидение и становится ведущей нескольких программ о музыке. Несмотря на то, что Анн-Гаэль была весьма популярна, после университета она покинула телевидение, и вернулась лишь спустя 3 года.

В 2005 году Анн-Гаэль в составе команды призёров Олимпийских игр приняла участие в телеигре «Форт Боярд», а уже через год она снова возвращается в Форт, на этот раз в роли соведущей. Вместе с Оливье Мином они вели программу до 2009 года включительно, пока дирекция программы не изменила концепцию игры и не упразднила роль соведущей в Форте.

Сейчас Анн-Гаэль работает на канале France 4 в качестве ведущей программы «Les humoristes font leur show».

Обитатели Форта

Вряд ли кто-нибудь сможет представить Форт без его обитателей. Кто-то обитает в нём с самого первого выпуска и до сей поры, а кто-то задержался в нём всего на один год. В каждом из персонажей присутствует своя загадка и свой колорит.

Старец Фура

Старец Фура — один из самых значимых персонажей в Форте, без которого невозможно представить передачу. Каждый раз с помощью своего богатого ума он придумывает разнообразные хитроумные загадки для игроков, стремящихся заполучить ключ. В 90-х годах после игры существовала традиция, когда Старец Фура вместе с Патрисом Лаффоном придумывали мысль дня, которая во многом олицетворяла процесс прошедшей игры.

Фура — один из немногих персонажей игры, который снисходительно относится к игроками и при любом удобном случае он пытается помочь им.

С 2011 года Фура вынужден обитать в одной из келий на третьем этаже. Помимо загадывания визуальных и словесных загадок, Фура также придумывает различные коварные испытания для игроков и заведует Советом.

В 1990 году роль Старца исполнял актёр Мишель Скурно, с 1991 года по 2001 и с 2003 года по сей день — популярный французский актёр и продюсер Ян Ле Гак, а в 2002 году Яна ле Гака на один сезон сменял Дидье Эрве.
Сезоны: 1990—2015
Испытания и приключения: Старец Фура, Визуальная загадка, Заброшенная будка, Гагарин, Павильон 215, Водяная мельница

Паспарту

Паспарту — не менее важный обитатель Форта. Несмотря на то, что Паспарту невысокого роста, не заметить его просто невозможно. Присутствует в Форте с самого первого выпуска игры. Он постоянно находится с играющей командой и хранит ключи и подсказки, которые команда заработала во время игры, а также препровождает команду к келье со следующим испытанием. Однако в его обязанности входит и не самая приятная для игроков процедура — если игрок замешкается и не успеет выйти из кельи, Паспарту хладнокровно закроет засов двери, не дав пленнику выйти из кельи. В первых двух сезонах, когда ещё не было ни Сюмо, ни Лябуля, Паспарту оповещал о начале игры ударом в гонг.

Роль Паспарту исполняет Андре Буше.
Сезоны: 1990—2015

Пастам

Пастам — ещё один невысокий обитатель Форта. Его задача — препровождать игроков на башню к Старцу Фура и отсчитывать время, отведённое на загадку. Так же он препровождает выбранных игроков на приключения.

Роль Пастама исполнял Ален Прево.
Сезоны: 1990—2009

Пасмюрай

Пасмюрая многие называют «Пастамом в молодости», ведь по возрасту он явно моложе своего коллеги, и выполняет в Форте практически ту же работу, что и Пастам, а после его ухода Пасмюрай и вовсе фактически стал новым Пастамом.

С сезона 2011 года Пасмюрай является помощником Старца Фура: он передает ведущему свитки от Старца и участвует в некоторых играх.

Роль Пасмюрая исполняет Антони Лаборд.
Испытания и приключения: Старец Фура, Распиленная женщина, Павильон 215, Клетка, Бег в доспехах
Сезоны: 2004—2015

Сюмо

Сюмо был предшественником Лябуля: он, как и Лябуль, сигнализировал о начале игры ударом в гонг, препровождал пленников в тюрьму и охранял их. Своё имя Сюмо получил благодаря традиционному костюму борцов сумо, который он постоянно носил.

Роль Сюмо исполнял французский спортсмен и актёр Раймон Кавмэн.
Сезоны: 1992—1993
Испытание: Капюшон

Лябуль

Лябуль — пожалуй, самый колоритный персонаж Форта. В 1994 году он принял пост тюремщика, заменив ушедшего Сюмо. А в 1995 году в связи с появлением Совета Мастеров Игры Лябуль ещё и являлся эдаким проводником выбранных игроков на дуэль, заталкивая их в узкий проход.

Несмотря на всю свою занятость, а также очень суровый характер, Лябуль находит время для творчества — он увлекается резьбой по дереву, а также любит читать книги.

Нередко телезрителями становятся свидетелями конфликтов между Лябулем и Пиратом Жабой. Поводом для них становятся разнообразные вмешательства Пирата в дела Лябуля.

Роль Лябуля исполнял Ив Маршессо.
Сезоны: 1994—2013
Испытание: Капюшон

Мэтры

Мэтры (в 1995—2000 — Мастера игры, в 2001—2002 — Мастера времени, в 2003—2009 годах — Мэтры теней) — безусловно, самые загадочные обитатели Форта. Никто и никогда не видел их в лицо, потому что на них постоянно надеты головы Тигра. Помимо головы Тигра Мэтры носят старинные костюмы, под стать соответствующие им. Мэтры никогда не выходят из своей обители — Зала Совета, и даже никогда не подают ни звука, ни эмоций.

Мэтры — умелые игроки в разнообразные настольные игры, и в этом не раз убеждались противоборствующие им команды.

Сезоны: 1995—2015

Фелиндра

Фелиндра — одна из немногих женщин-обитательниц Форта. Её работа, пожалуй, одна из самых важных в Форте — она укрощает тигров, охраняющих важнейшее место в Форте — Сокровищницу. Также именно она в конце каждой программы поворачивает голову Тигра, таким образом, решая судьбу играющей команды — уйдут ли они из стен крепости не с пустыми руками или же нет. С 2014 года отмеряет время этапов ударами в гонг.

С 1991 по 1997, с 1999 по 2005 и с 2006 года и по сей день роль Фелиндры исполняет известная французская актриса цирка Моник Анжон, в 2006 году из-за сильной занятости её подменяла Карен Ле Портье. В 1998 году укротителем тигров был их владелец — Тьерри Ле Портье, знакомый зрителям под именем Мажор. Сезоны: 1991—2015

Леди Бу

Леди Бу (прошлое имя — Пенелопа) — несомненно, самая сильная женщина-обитательница Форта, ведь она женщина-борец, готовая бороться со своей соперницей до самого конца. Она нисколько не боится окунуться с головы до ног в грязи, и никогда не даст без боя скинуть себя с перекладины. Ходят легенды, что грязь в келье Леди Бу обладает целебными свойствами, и именно из-за неё Леди Бу обладает такой силой и мощью, перед которой не могут устоять многие женщины, сражавшиеся против неё.

С 1990 по 1992 и в 1994 году роль Леди Бу исполняла Франсуаз Реженваль, в 1993, с 1995 по 1996 и с 1999 по 2006 годы — Элоиз Брюне, в 1995 году — Сабрина Франсуа, в 1997 году — Сильви Манке, в 1998 году — Мари Пекёри, в 2011 — Фабьен Люберель, с 2012 до 2014 — Майан Этшекопа,с 2015 - Каролин Лабурдетт.
Сезоны: 1990—2006, 2011—2015
Испытания: Ватные палочки, Борьба в грязи

Силач Форта

Силач Форта — обитатель Форта, целиком и полностью оправдывающий своё имя. Победить его в различных силовых испытаниях — задача из практически невозможных.

Силач никогда не пойдёт на уговоры и никогда не будет сдаваться. Однако он может сделать крайне редкий поступок и пройти своему противнику навстречу, если он совсем ничего не может противопоставить Силачу, или же если у команды дела совсем никудышные. Но случается это очень и очень редко, практически никогда.

В 1990 году роль Силача исполнял Франк Мерсерон, с 1991 по 1993 год — Кристиан Борье, с 1994 по 1997 год и с 2006 по 2007 год — Франк Форестье, с 1998 по 2001 год — Бернар Вандамм, с 2002 по 2004 год — Фабрис Шатлен, и в 2005 году — Тибо Маркис.
Сезоны: 1990—2007
Испытания: Кабестан, Стальная рука, Перетягивание каната, Битва на перекладине, Поединок

Фокусник

Фокусник — обитатель Форта, обладающий безумной магической силой и чрезвычайной ловкостью. Он с безумной лёгкостью может запутать игрока, пытающегося добыть ключ, или не дать ему отнять у себя ключ на ленточке благодаря своей сумасшедшей реакции. Бывало, что некоторые игроки становились зрителями необычайно магии Фокусника, когда тот выпускал из рук настоящий огонь, или извлекал из, казалось бы, пустого напёрстка живых мышей.

С 1990 по 1993 год и с 1995 по 1998 год роль Фокусника исполнял один из самых известных фокусников не только во Франции, но и в мире, Жиль Артюр. В ночных играх 1991 года его подменял Жиль Вайс. В 1994 году роль Фокусника исполнял Алья. С 1999 по 2000 год роль исполнял Жан-Эрве Гойо. С 2001 года в качестве Фокусника выступал Серж Авриль.
Сезоны: 1990—2013
Испытания: Напёрстки, Полёт ключа

Ариадна

Ариадна — обитательница Форта, увидеть которую желают многие мужчины из играющих команд. Эта девушка практически полностью обнажена и её тело полностью украшено различными росписями. Её красота пленяет многих, кто хоть раз видел её. Однако видели её немногие, да и не все желающие отважатся пройти к ней. Всё дело в том, что обителью Ариадны является таинственный и мрачный Тёмный лабиринт, полный различных кошмаров и ужасов. Однако тот, кто всё-таки не оробел и сумел пройти через это жуткое подземелье, получит шанс увидеть Ариадну во всей красе и добыть подсказку для своей команды, а также скрасить часы одиночества обитательнице подземелья.

В 1991 году роль Ариадны исполняла Сесиль Анри, в ночных играх 1991 года её подменяла Сандрин Помье, в 1992 году роль Ариадны получила Карин Ляжюжи, в 1993 году — Эммануэль Гримальди, с 1994 по 1996 год — Жеральдин Байяр, с 1997 по 1998 год — Стефани Лезаж.
Сезоны: 1991—2000
Приключение: Тёмный лабиринт

Продавец Подсказок

Продавец Подсказок — единственный торговец в Форте. Исходя из его имени, можно понять, что ассортимент у него совсем невелик, но зато какую ценность он представляет для команд — это подсказки. Путь к Продавцу очень тернист и извилист, и очень часто игроки-покупатели по пути теряют значительную часть монет, и им не хватает одного-двух боярдиков для покупки подсказки. И как бы эти растяпы не просили снизить цену, Продавец не сделает этого ни при каких условиях.

С 1991 по 1992 год роль Продавца Подсказок исполнил Жан-Клод Лашевре, в 1993 году — Мануэль Бланке, и в 1994 году — Анж Беланж.
Сезоны: 1991—1994
Приключение: Продавец Подсказок

Безумный Профессор

Безумный Профессор — ещё один обитатель Форта, для которого важна не сила, а ум. Однако Профессор больше всего предпочитает, чтобы игрок, пришедший за ключом, был склонен больше к математике, ведь он сам просто помешан на ней. Всё своё время он проводит в своей келье, решая сложнейшие математические примеры и доказывая теоремы.

Безумный Профессор очень угрюм и молчалив, однако он становится очень счастливым, когда игрок решает предложенные им примеры за считанные секунды.

В 1992 году роль Профессора исполнил Жан-Клод Лашевре, в 1993 — Мануэль Бланке, в 1994 году — Анж Беланж, в 1995 году — Кристоф Сардэн, а в 1996 году — Жан-Мишель Капуано.
Сезоны: 1992—1996
Испытание: Вычислительный зал

Ратман

Ратман — обитатель Форта, решающий судьбу пленников. Его лицо всегда скрыто капюшоном, поэтому нам неизвестны его эмоции во время освобождения или дальнейшего заточения пленников. Своё имя Ратман получил из-за того, что он разводит прирученных крыс.

Роль Ратмана исполнял Ги Демазюр.
Сезоны: 1992—1996

Повар

Повар, как ни странно, не готовит угощения для посетителей Форта, а защищает от этих посетителей свою кладовую. Хоть в его руках всего лишь две сковородки, но управляется он с ними, как ниндзя с сюрикенами, и не даёт игрокам добыть ключ в его келье.

В 1993 году роль Повара исполнил Кристиан Борье, в 1994 году — Анж Беланж, и в 1995 году — Кристоф Сардэн.
Сезоны: 1993—1995
Испытание: Повар

Пират Жаба

Пират Жаба — самый несносный, разбойный и хулиганистый обитатель Форта, как и подобает быть любому пирату. Ходят легенды, что в Форт он попал в результате кораблекрушения. Его корабль несло прямо к каменным стенам Форта, об которые собственно корабль и разбился. Пират Жаба чудом успел спастись и с тех пор поселился в Форте.

Жаба — один из немногих обитателей Форта, которые спокойно разгуливают по Форту, а не прячутся в своих обителях. Однако спокойной прогулку Пирата не назовёшь — он то и дело пытается устроить какую-нибудь пакость игрокам и обитателям Форта, особенно тюремщику Лябулю, с которым у Жабы свои счёты.

Однако Пирата можно встретить не только во дворе Форта — он также заведует многими испытаниями в Форте, большая часть из которых связана с деятельностью Пирата — метание кинжалов, дуэль на шпагах.

Несмотря на весь свой хулиганский настрой, Пират Жаба неравнодушно относится к Цыганке. Игрокам не раз пришлось сталкиваться с этой парочкой, расхаживающей по Форту под ручку.

Костюм Пирата Жабы смело можно назвать самым красочным из костюмов всех обитателей — старинные пиратские одеяния, сабля на боку и крюк вместо левой руки создают впечатление ну очень грозного пирата.

Роль Пирата Жабы исполнял Ян Лукеш.
Сезоны: 1995—2000
Испытания: Фехтование, Кинжалы, Сотрясение, Копилка-вертушка, Духовое ружьё.

Рыбак

Рыбак, в отличие от остальных обитателей, находящихся внутри Форта, всё свое время проводит с удочкой снаружи Форта, на лестнице. Он практически никак не реагирует на происходящее вокруг него и лишь пристально смотрим за своим поплавком. В его коробе находится не только пойманная рыба, но и ценная для игроков подсказка, с которой Рыбак просто так не расстанется и потребует за неё количество монет, которое перевесит на весах такую нужную подсказку.

Роль Рыбака исполнял Кристоф Сардэн.
Сезон: 1995
Приключение: Чулок

Электрическая Женщина

Электрическая Женщина — таинственная обитательница Форта, судьба которой незнакома практически никому. Всё своё время она проводит в тёмной келье, освещаемой лишь неоновыми лампами и электрическими разрядами. Очень часто Электрическая Женщина в самом что ни на есть прямом смысле теряет голову. Вернуть её может только игрок, зашедший в её келью и пройдя электрический лабиринт. После такого благородного поступка Электрическая Женщина никогда не останется в долгу и преподнесёт для своего спасителя ключ.

Сезоны: 1995
Испытание: Женщина без головы

Пёс-почтальон Самсон

Пес-почтальон Самсон — один из многочисленных представителей животного мира в Форте. Зрители могли видеть Самсона в начале передачи, когда тот получал из рук Мэтров Теней свёрток с информацией о команде-участнице и приносил его Старцу Фуре.

Самсон — один из обожаемых обитателей Форта. С ним с удовольствием водятся практически все остальные обитатели Форта, особенно Дикарка.

Сезоны: 1995—1997

Дикарка

Дикарка — обитательница Форта, имя которой никак не соответствует её характеру, но соответствуют её одеяния.. Эта девушка очень милая, приветливая и чертовски обольстительная. Её чарам не раз поддавались различные игроки, и в итоге уходили без единого боярда.

Как и многие другие обитатели Форта, Дикарка нечасто выходит из своей обители, однако она не прочь подглядеть за игроками из-за угла.

Роль Дикарки исполняла французская актриса Илеана Пруво.
Сезоны: 1996—1997
Испытание: Дикарка

Цыганка

Цыганка заменила ушедшую Дикарку. Несмотря на это, по характеру эти две дамы весьма противоположны. Как и все цыгане, Цыганка — женщина очень роковая. Перед её зажигательными танцами и пленительной красотой не устоит ни один мужчина, а выиграть у неё золотые монеты — дело повышенной трудности. Цыганка умело управляется огнём, ведь огонь — главная стихия цыган.

Роковая Цыганка весьма неравнодушна к разбойнику и хулигану Пирату Жаба. Их нередко можно увидеть вместе. А после ухода Пирата Жабы из Форта Цыганка различными способами пыталась приворожить ведущего игры Жан-Пьера Кастальди, правда положительного результата она так и не добилась.

Роль Цыганки исполняла Мари Пекёри.
Сезоны: 1998—2002
Испытания: Цыганка, Музыкальный код

Светящаяся

Светящаяся — одна из самых ярких обитателей Форта. Она одета в белоснежное кружевное платье, которое как будто заливается ярким светом на обитательнице. В своей келье она трудится, не покладая рук, над изготовлением Цвета Дня, который предстоит разгадать игрокам. А выходя во двор и напоминая игрокам о необходимой процедуре, она просто ослепляет своей необычайно красотой игроков, и в особенности Хозяина Форта Жан-Пьера Кастальди, который просто без ума от Светящейся.

Роль Светящейся исполнила Петра Каллсбек.
Сезоны: 2000—2001

Наяда

О Наяде известно только лишь одно: её главная стихия — вода. Практически всё своё время она проводит в ней, плывя по волнам моря. Также она не прочь посоперничать с игроком за ключ, выброшенным Старцем Фурой в море. Как и многие обитатели Форта, Наяда относится к командам с малой долей уважения, и даже любит издеваться над пловцами: она даёт им 10 секунд форы, и практически постоянно издевательски догоняет их и забирает свою добычу себе.

Сезон: 2002

Гимнастка

Гимнастка — самая ловкая и быстрая обитательница Форта. Она днями и ночами тренируется и занимается гимнастикой, чтобы поддерживать себя в хорошей форме. Правда в Форте для неё важен лишь один гимнастический предмет — «Обезьяний мост». Она обожает играть на нём наперегонки с игроками, а ещё больше она любит смотреть, как её соперник только добирается до середины моста, когда она сама уже закончила свою дистанцию.

Роль Гимнастки исполняла Корин Фер.
Сезон: 2006
Испытание: Обезьяний мост

Мсье Чан

Мсье Чан — второй после Сюмо обитатель Форта из Азии. Китаец одет в костюм каратиста, и не раз показывал командам приёмы, которые он умеет выполнять.

Мсье Чан — весьма безжалостная личность. Он никогда не пойдёт ни на какие уговоры, и накажет проигравшего игрока по всей строгости: просто сбросит его вниз с помощью приёма.

Несмотря на свою безжалостность, у Чана сложились большие дружеские отношения с Пасмюраем. Нередко их можно было увидеть вместе.

Роль Чана исполнял Роберти Лон.
Сезоны: 2007—2009
Испытание: Мсье Чан

Светлячок

Светлячок — единственная обитательница Форта, присутствующая в Форте визуально. Игрокам доводилось видеть её только на экране интерактивной кельи, когда она объясняла правила игры. Светлячок не зря так был назван, ибо она одета в неоновый костюм, который светится различными цветами. Её отношение к команде никому неизвестно.

Сезоны: 2011—2014
Испытания: Интерактивная келья, Зал иллюзий

Белая Судья

Белая Судья (или Бланш) в какой-то степени является помощником команд: она отдаёт им недостающие ключи и даёт шанс освободить пленников. Белая Судья — одна из немногих разговорчивых персонажей. Её не зря называют Белой: она целиком и полностью одета в белые одеяния, а её келья от потолка до пола покрыта белым цветом.

При всей своей доброте Белая Судья довольно строго относится к игрокам: если они не выполняют порученное задание, то Судья немедленно превращает их в пленников, и никакие уговоры не подействуют.

Имеет сестру-близнеца Руж. Были разлучены, когда Руж чуть не убила Бланш в битве за корону Белого королевства, которой Бланш владеет с тех времен.

В 2011-м году роль Белой Судьи исполнила Луи-Мария Гастингс, в 2012-м — Рафаэль Ленобль, с 2013-го и по сей день — Дельфин Веспизе.
Сезоны: 2011—2015

Мистер Бу

Мистер Бу — современная реинкарнация легендарного Силача Форта. По легенде, приходится мужем Леди Бу. Не прочь окунуть представителей мужского пола в грязь, а также посбрасывать их с балки. С 2014 года исполняет роль тюремщика.

Роль Мистера Бу исполняет бодибилдер и охранник развлекательных заведений Сириль Андре.
Сезоны: 2013—2015
Испытания: Борьба в грязи, Ватные палочки

Повар Вилли

По одной из легенд, в Форт Повар Вилли попал банально — по объявлению. В отличие от своего предшественника, этот занимается как раз-таки своей профессиональной деятельностью и даже владеет собственным рестораном. Его меню состоит из различных экзотических деликатесов со всех уголков земного шара, крайне неприятных на вид и вкус. Посетителям такого оригинального ресторана ничего не остаётся, как насладиться творениями Вилли, ведь только в таком случае они получат заветный ключ.

Роль Повара исполняет французский актёр и комик Вилли Ровелли.
Сезоны: 2013—2015
Испытания : Ресторан, Бег в доспехах

Винсант Эс

Винсант Эс – профессор Академии Магии (с 2015 года — Академии Боярд), сертифицированный Университетом Магии Монреаля преподаватель курса магии. Его методы обучения весьма необычны, да и сам он не сильно серьезен. Винсант может заставить предметы летать, запросто проткнет себе любую часть тела и нальет молоко из глаза. Также он может заставить ключ появится или исчезнуть, в зависимости от правильности ответа игрока.

Роль самого себя исполняет канадский фокусник и юморист Винсант Коте-Моринси.
В сезоне 2015 года на одну игру Винсанта заменял французский иллюзионист и юморист Эрик Антуан.
Сезоны: 2014—2015
Испытание: Курс магии

Братья Богдановы

Братья Богдановы – профессора Академии Боярд, сертифицированные Интергалактическим Университетом Сатурна преподаватели курса науки. На них постоянно надета часть космического скафандра, что выдает в них людей не от мира всего. Они очень увлечены наукой и постоянно проводят различные эксперименты на башне, интересуясь у игроков, каким образом эксперимент стал возможен.

Роли самих себя исполняют французские телеведущие и доктора наук Игорь и Гришка Богдановы.
Сезон: 2015
Испытание: Курс науки

Руж

Руж – сестра-близнец Белой судьи. Она и Бланш были как не разлей вода в детстве, пока воинственный характер Руж не возобладал за ней в битве за корону. Тогда Руж чуть не убила в свою сестру, за что впоследствии и была помещена в Клетку. Позднее была освобождена Старцем Фура, чтобы набрать команду лучших игроков прошлых лет для проведения битвы в месте, которое когда-то было ее тюрьмой. Через экран, она объявляет соперника игрокам, а также объявляет дуэли, в которые будут играть соперники.

Роль Руж исполняет победитель конкурса «Мисс Франция 2012» Дельфин Веспизе.
Сезон: 2015
Испытание: Клетка

Гибкий Брахим

Гибкий Брахим – член команды Форта, выбранный Руж для противостояния команде охотников за сокровищами. Его прозвище и род занятий за пределами Форта дают понять, что Брахим хорошо владеет своим телом и имеет прирожденное чувство равновесия, что и использует против соперника. До вступления в команду Руж противостоял Форту в сезоне 2014 года.

Роль самого себя исполняет французский танцор и хореограф Брахим Заибат.
Сезон: 2015
Испытание: Клетка

Капитан Ольмета

Капитан Ольмета – член команды Форта, выбранный Руж для противостояния команде охотников за сокровищами. Он не зря носит свое прозвище, так как является самым возрастным участником команды Руж. Несмотря на это, он не растерял свои силу и выносливость и может запросто побороть молодых игроков команд. Являясь опытным членом команды Руж, он может запросто порадоваться достойной победе своего соперника. До вступления в команду Руж противостоял Форту в сезонах 1996, 1999, 2012 и 2013 годов.

Роль самого себя исполняет французский бывший футболист и вратарь Паскаль Ольмета.
Сезон: 2015
Испытание: Клетка

Спартанка Ариан

Спартанка Ариан – член команды Форта, выбранная Руж для противостояния команде охотников за сокровищами. Перед участниками предстает в образе воина Спарты с шлемом на голове, за что и получила свое прозвище. Отличается очень боевым характером. До вступления в команду Руж противостояла Форту в сезонах 2012—2014 годов.

Роль самой себя исполняет французская телеведущая, актриса и юмористка Ариан Бродье.
Сезон: 2015
Испытание: Клетка

Эксперт Элоди

Эксперт Элоди – член команды Форта, выбранная Руж для противостояния команде охотников за сокровищами. Свое прозвище получила за то, что приняла участие в наибольшем количестве игр за всю историю Форта. В связи с этим она знает практически все испытания Форта и стратегии их прохождения, а также легко может беглым взглядом оценить любую новую игру, в которой ей предстоит участвовать. До вступления в команду Руж противостояла Форту в сезонах 2001, 2003, 2008, 2009, 2011, 2012, 2014 годов.

Роль самой себя исполняет французская журналистка, политик, теле- и радиоведущая Элоди Госсюэн-Лахари.
Сезон: 2015
Испытание: Клетка

Авантюрист Мундир

Авантюрист Мундир – член команды Форта, выбранный Руж для противостояния команде охотников за сокровищами. Своё прозвище получил за своё участие во многих приключенческих телеиграх, где он успел отличиться как очень сильный игрок. По описанию Руж, его преимущество — зоркий глаз тигра. До вступления в команду Руж противостоял Форту в сезоне 2011 года.

Роль самого себя исполняет французский участник различных реалити-шоу и телеведущий Мундир Зугари.
Сезон: 2015
Испытание: Клетка

Тигрица Фов – член команды Форта, выбранный Руж для противостояния команде охотников за сокровищами. Свое прозвище получила за свой яркий и зажигательный характер и огненный цвет волос. По описанию Руж, её преимущество — гибкость кошки. До вступления в команду Руж противостояла Форту в сезонах 2012—2014 годов.

Роль самого себя исполняет французская танцовщица и хореограф Фов Уту.
Сезон: 2015
Испытание: Клетка

Специальные выпуски

  • В начале 90-х, когда команды составлялись из простых игроков, специальными выпусками считались игры со «звёздными» командами. Обычно они проходили в конце сезона.
  • С 1991 по 1997 год существовала традиция в конце сезона проводить несколько «ночных игр». От простых игр они отличались лишь тем, что проводились в тёмное время суток. В 2012 году было отснято 3 «ночных игры», приуроченных к Хэллоуину, Рождеству и Новому Году.
  • В 1997 году было отснято два спецвыпуска, приуроченные к Рождеству и Новому Году. Специально для этих выпусков были добавлены или видоизменены новые испытания и приключения.
  • В 2004 году была отснята одна игра с участием детей-спортсменов, чемпионов в своих дисциплинах.

Показ игры в странах постсоветского периода

В некоторых странах бывшего СССР на местных каналах транслировалась французская версия «Форта Боярд» с собственной озвучкой.

  • В России «Форт Боярд» транслировался на двух каналах: Первом и НТВ. Первый канал показывал игры 1990 года, а НТВ транслировал игры 1995—1998 годов.
  • На Украине французские игры были показаны каналом ТЕТ. Были показаны игры 2000—2003 годов, а также часть игр 2008 года.
  • В Азербайджане поставщиком французских игр являлся канал Lider.

Графическое оформление

На протяжении всего существования игры графическое оформление (таймеры, количество ключей, слова-подсказки и т. п.) менялось неоднократно.

Логотипы

За всю свою историю программа неоднократно меняла логотипы. В основном они менялись под стать стилю игру. Если в начале 90-х логотип был выполнен в «классическом стиле», то современные логотипы навеяны больше «динамичностью».

Графические элементы

В игре используется немалое количество графических элементов, например, отображение количества ключей у команды, или показ кодовых слов.

Музыкальное оформление

Обложка официального саундтрека

Автором музыкального оформления к игре является известный французский композитор Поль Кулак. Официальный саундтрек игры включает в себя 25 мелодий, однако в самой игре использовалось намного больше мелодий. Многие композиции присущи тому отрезку игры, в момент которых они звучат. К примеру, во время испытания «Клеткосипед» звучит драматичная и напряжённая музыка, а во время испытания «Дикарка» — роковая и таинственная.

Список всех композиций официального саундтрека:

  1. Les Cles De Fort Boyard — главная тема (1990—1999)
  2. Generique (Dance) — главная тема (2000—2002)
  3. Generique (Dream) — аранжировка главной темы
  4. German main theme — главная тема немецкой версии «Форта Боярд»
  5. Sweden main theme — главная тема шведской версии «Форта Боярд»
  6. L’homme de la tour — Старец Фура
  7. Course d’un point a un autre — бег от одной келии к другой
  8. Boyardesque — «Ночные игры»
  9. Natationissimo — заплыв за ключом в море
  10. Le Trapeze — приключения «Трапеция» и «Паутина»
  11. Timballisimo — выставление кодового слова
  12. Preludissimo — вступление
  13. Saute arene — приключения «Восхождение» и «Прыжок на эластичных канатах»
  14. Marche des tigres — марш тигров
  15. Parcours flou — приключение «Тёмный лабиринт»
  16. Les serpents — приключение «Змеи»
  17. Le pirate — Пират Жаба
  18. Surplombissimo — приключение «Выступ»
  19. Inutilissimo — приключения «Бесполезная лестница» и «Арбалет»
  20. Ratman — Ратман
  21. Variation № 1 — приключение «Яхта»
  22. Pigeonissimo — полёт голубя с яхты
  23. Guitare gitane — гитара
  24. La bohemienne — Дикарка, Цыганка
  25. Cablocypede — приключение «Канатный велосипед»
  26. Le Surplomb — приключения «Выступ» и «Канатоходец»
  27. Monte Filet — поднятие по сетке после заплыва за ключом
  28. Appetissimo — испытание «Клеткосипед»
  29. «Le Rap du Fort» — рэп Форта Боярд

Национальные версии

32 страны приезжали снимать свои национальные версии «Форта Боярд». В каждой из версии есть что-то своё, особенное: другие правила, другие персонажи и т. п. В числе этих 32 стран присутствует и Россия. Было отснято 6 русских сезонов: 1998, 2002—2004, 2006 и 2012 год.

Игра вне телевидения

Книги о Форте Боярд

Одна из книг о Форте Боярд

Многие детали, которые не были показаны в эфире, были изложены на страницах книг. Всего свет увидел две книги, повествующие о судьбе Форта: «История Форта Боярд» и «Секреты Форта Боярд». В «Истории Форта Боярд» повествуется полная хронология Форта от начала постройки до современных дней. «Секреты Форта Боярд» была выпущена по случаю 20-летия программы. В этой книге рассказывается о закулисной жизни Форта: забавные случаи, рассказы очевидцев и многое другое.

Компьютерные версии

Скриншот из игры «Fort Boyard. Le Jeu»

За всё время существования телеигры было выпущено две её компьютерные версии.

В 1995 году компания-разработчик Microids выпустила первую компьютерную версию игры «Форт Боярд» под названием «Fort Boyard. The Challenge». Игровой процесс полностью повторял процесс настоящей игры: добыча ключей, подсказок, отгадывание загадок и др. Практически вся игра была построена на фрагментах из реальной игры, лишь только выполнение испытаний и приключений было выполнено графически.

В мае 2007 года компания-разработчик «Mindscape» выпустила игру «Fort Boyard. Le Jeu», в которой геймеры могли ощутить себя в шкуре настоящего охотника за сокровищами Форта. Великолепная 3D-графика, детально воссозданный Форт, десятки испытаний и загадок, реальные персонажи — это был лишь минимальный перечень достоинств игры.

В России издателем была компания «Акелла», а сама игра стала именоваться как «Форт Боярд. Твоя игра».

Интересные факты

  • Наибольшее количество заработанных ключей — 12 (1990 год), наибольшее количество набранных денег — 37 118 € (Yamakasi, 2001 год)
  • В 1999 году, по случаю юбилейного, 10-го сезона программы, французская комик-группа «Les Inconnus» отсняла несколько пародийных сценок на телеигру под общим названием «Fort Boyaux».
  • Во многих странах снимались так называемые конкуренты «Форту Боярд». К примеру, в Англии в начале 90-х снималась игра «The Crystal Maze», в которой необходимо было добыть хрустальные шары, а в России в конце 90-х снималась игра «Дом с привидениями», в которой участникам нужно было найти закопанные сокровища некоего графа. Ведущим «Дома с привидениями» был знаменитый Александр Масляков, а помогали ему участники команды КВН Харьковского авиационного института.
  • В начале 90-х на протяжении одного сезона роль нескольких обитаталей Форта закреплялась за одним человеком. К примеру, в 1992 году Жан-Клод Лашевре исполнял роли Безумного Профессора и Продавца Подсказок, а в 1994 году Анж Беланж находился в образах Безумного Профессора, Повара и Продавца Подсказок.
  • Многие звуки использующихся в Форте вещей наложены при монтаже. К примеру, удар Лябуля в гонг, переворачивание водяных часов или поворот головы тигра в Сокровищнице.
  • Вилли Ровелли (Повар) и Дельфин Веспизе (Белая Судья) в прошлом году принимали участие в программе в качестве участников.

Ссылки

Fort Boyard
FB Logo1995-2002.png

«Fort Boyard» (Азербайджан) | «Bourj El Abtal» (Алжир) | «Fort Boyard» (Аргентина) | «Fort Boyard» (Армения) | «Fort Boyard Afrique» (Африка) | «De Sleutels van Fort Boyard» и «Fort Boyard» (Бельгия) | «Фор Бояр» (Болгария) | «Fort Boyard» (Великобритания) | «Fort Boyard – AZ ERŐD» (Венгрия) | «Fort Boyard» (Германия) | «Fort Boyard» (Греция) | «Fort Boyard» (Грузия) | «Fangerne på Fortet» (Дания) | «Ha-Mivtzar» (Израиль) | «Fort Boyard» (Испания) | «Fort Boyard» (Канада) | «Haluha wa'iihtalha» (Ливан) | «Jazirat Al Kanz» (Марокко) | «De Sleutels van Fort Boyard» и «Fort Boyard» (Нидерланды) | «Fangene på Fortet» (Норвегия) | «Fort Boyard» (Польша) | «Форт Боярд» (Россия) | «Fort Boyard» (Румыния) | «Fort Boyard» (Сербия) | «Pevnosť Boyard» (Словакия) | «Hazine Adası» и «Fort Boyard» (Турция) | «Форт Буаяр» (Украина) | «Fort Boyard» (США) | «Fort Boyard – Linnake» и «Fort Boyard Suomi» (Финляндия) | «Fort Boyard» (Франция) | «Pevnost Boyard» (Чехия) | «Fort Boyard» (Швейцария) | «Fångarna på fortet» (Швеция) | «Fort Boyard» (Южная Корея)