|
|
Строка 9: |
Строка 9: |
| | язык = английский | | | язык = английский |
| | сезоны = 6 | | | сезоны = 6 |
− | | выпуски = 1 335 | + | | выпуски = 1335 |
| | продолжительность = 22 минуты | | | продолжительность = 22 минуты |
| | канал = NBC | | | канал = NBC |
Строка 16: |
Строка 16: |
| }} | | }} |
| | | |
− | {{чистить}}
| + | '''Scrabble''' — телевизионная игра, основанная на одноимённой настольной игре. |
− | | + | |
− | '''Scrabble''' (''Скрэббл'', ''Крестословица'', ''Эрудит'' или ''Словодел'') — телевизионная игра, основанная на одноимённой настольной игре. Телеигра выходила в 1984—1990 и 1993 годах на канале NBC. Бесменным ведущим был Chuck Woolery. | + | |
| | | |
| == Правила игры == | | == Правила игры == |
− | Все слова, используемые в игре, состоят в длину от 5 до 9 букв. Для каждого слова ведущий даёт подсказку, что часто вовлекает каламбур или игру слов. Зрители в ''Scrabble'' могли выиграть футболку, назвав слово и ключ, выбранный для открытия последовательности названия.
| + | Первоначально в игре участвовали два игрока, один из которых был чемпионом. С 1986 года, после смены формата игры, в игре принимают участие четыре игрока, разбитые на две пары. |
| + | === Первый этап (Crossword Round) === |
| + | На игровой доске, схожей с игровым полем для игры в «Scrabble», игрокам показывается первое слово и даётся подсказка к нему. Первое слово обычно зашифровывается в центре игрового поля, последующие слова пересекаются с предыдущим. |
| | | |
− | === Кроссворд ===
| + | Для упрощения отгадывания слова игрокам предлагается выбирать из набора пронумерованные фишки в виде квадратных плиток, в каждой из которых зашифрована буква. Игрок на первом ходу может взять две фишки из набора и проверить одну из букв. Если буква есть в загаданном слове, игрок может назвать слово или проверить ещё одну букву. Если игрок отгадывает слово, то он получит один балл. |
− | Первый раунд игры состоит из раунда «Кроссворд», где участники угадывают слова на игровой доске ''Scrabble''. Первоначально в каждом кроссворде играют два новых участника с победителем, прошедшем в Scrabble Sprint, столкнувшись с действующим чемпионом (см. ниже). 29 сентября 1986 года в рамках более широкого изменения формата выпуски проходили в другом порядке, включая два «Кроссворда». В первом кроссворде участвуют чемпион и претендент, а во втором — два новых игрока.
| + | |
| | | |
− | На доске, состоящей из 225 квадратов, на горизонтальной и вертикальной рядах показывается слово (как в «[[Поле чудес]]»). Для заполнения остальных участники опускают в небольшое отверстие на стойке пронумерованные синие плитки, размещённые посередине игрового стола, затем выбирает одну из двух букв плиток, показанных на экране. Участник в первом ходе может либо угадать слово сразу, либо вставить ещё две плитки в щель. Каждая пронумерованная плитка представляет собой букву; например, если в слове восемь пробелов, которые нужно заполнить, у игроков может быть одиннадцать плиток на выбор. Эти дополнительные плитки представляют собой буквы, которых не было в слове, которые были названы «стопперами».
| + | В трёх фишках из набора зашифрованы буквы, которые отсутствуют в слове (в игре их называют «Stopper»). Если игрок найдёт одну из таких букв, ход переходит его сопернику. Также переход хода осуществляется, если игрок неверно предположит загаданное слово. |
| + | Если игроки найдут все три отсутствующих в слове буквы, игра переходит в режим «Speedword»: слово открывается по буквам. Игрок, который первым нажмёт на кнопку и отгадает слово, получит балл. |
| | | |
− | После того, как игроку были показаны две буквы опущенных плиток на экране, он выбирает одну. Если буква была в слове, игрок может либо угадать слово, либо опустить вторую плитку. Если обе буквы есть в слове, игрок может попытаться угадать слово или продолжать опускать плитки.
| + | Игрок, который первым угадывает три слова, выигрывает и переходит в этап «Scrabble Sprint». При счёте 2:2 или истечении времени на этап игра также переводится в режим «Speedword». |
− | | + | |
− | Если игрок пытался вставить стоппер или неверно назвал слово, ход переходит сопернику. Если противник не смог решиться на предположение и не была использована буква, он должен взять дополнительную плитку. Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не угадает слово. Если последняя буква не угадана и слово почти открыто, он должен угадать слово. Если он не угадывает его, возможность переходит противнику. Если оба игрока не угадают его, слово убирается.
| + | |
− | | + | |
− | Если будут использованы все три стоппера, игроку, который не смог поместить плитку с буквой, будет предоставлен шанс угадать слово. Если ему этого сделать не удалось, игра переходит в режим Speedword. Буквы заполнялись по одной за раз, и игрок может нажимать на зуммер в любой момент. Игроку, давшему неверный ответ, объявляется локаут, ход переходит сопернику. Если оба ответили неверно или не нажали достаточно быстро на зуммер, слово открывается и никто не зарабатывает очки. Каждый раз, когда заканчивалось время или счёт был 2-2, в остальной части раунда был разыгран Speedword.
| + | |
− | | + | |
− | Игрок, угадавший три слова, выигрывает раунд и переходит в Scrabble Sprint.
| + | |
− | | + | |
− | Первое слово в каждом раунде «Кроссворд» появляется по горизонтали, начиная с одной буквы, расположенной в центральной клетке доски. Одна из букв сформирована в качестве основания для будущего слова по вертикали. Игра продолжается до выявления победителя. Розовые и синие квадраты, расположенные в той же конфигурации, являются премиальными квадратами ''Scrabble'', за которые присуждаются деньги (см. в разделах ниже). Всякий раз, когда в этом раунде играли два противника, за кулисами проводилась жеребьёвка для определения, кто будет ходить и начать слово первым. После изменения правил в 1986 году, если первый «Кроссворд» игрался парой «игрок — чемпион», то его начинал игрок (в противном случае, в паре «игрок — игрок» старт первого «Кроссворда» определялся жеребьёвкой). В случаи ничьи каждое последующее угадывание слова начиналось отстающим игроком или тем, кто не ходил первым в угадывании предыдущего слово.
| + | |
− | | + | |
− | ==== Приз ====
| + | |
− | В первые две недели показа в раунде «Кроссворд» использовался совокупный денежный приз. Каждая обычная плитка стоила $25, синяя — $50, розовая — $100. В первых двух раундах все накопленные деньги находились в банке. По истечению этих двух недель победитель «Кроссворда» получал $500.
| + | |
| | | |
| ==== Бонусные квадраты ==== | | ==== Бонусные квадраты ==== |
− | Начиная с октября 1984 года, участники могли выиграть денежный бонус, помещая в отверстие синюю плитку с буквой, и немедленно угадать слово. Розовые квадраты стоили $1 000, синие — $500. Начиная с 1986 года бонусные правила были добавлены в раунд Speedword при условии, что игрок сразу угадывает слово при помещении плитки в бонусное пространство. Кроме того, если слово строится из букв, находящихся на бонусной территории, начавший слово игрок может выиграть бонус и угадать слово. В случае, если последняя плитка была помещена в бонусное пространство, и игрок, разместивший её, не смог угадать слово, бонус может выиграть другой игрок, если он верно угадал слово. Какие-либо бонусные деньги игроки сохраняли, независимо от того, кто выиграл раунд «Кроссворд».
| + | На игровом поле также расположены квадраты двух цветов: синего и розового. Если игрок отгадает букву, позиция которой расположена на бонусном квадрате, и немедленно отгадает слово, то он получит гарантированный денежный приз в $500, если цвет квадрата синий, или $1 000, если розовый. |
− | | + | |
− | Начиная с версии 1993 года деньги, выигранные при помощи бонусных квадратов, добавлялись в джекпот раунда Bonus Sprint вместо вручения игроку.
| + | |
− | | + | |
− | ==== Правописание ====
| + | |
− | В выпусках, показанных в течение трёх месяцев в 1985 году, игроки должны были не только угадать слово верно, но и должны были за раз записать слово по буквам. По аналогии с форматом, используемым в течение первых двух недель, каждая верная буква приносила деньги в банк: часто попадавшиеся квадраты приносили $50, синие — $100, розовые — $200 (позже — $500). В одном из выпусков игроки неоднократно неверно писали слово MOSQUITOS, несмотря на то, что знали правильный ответ. Это правило было оставлено в игре осенью 1985 года.
| + | |
− | | + | |
− | === Scrabble Sprint ===
| + | |
− | Раунд The Scrabble Sprint является второй частью игры и определял чемпиона шоу. В этом раунде у игроков цель — угадать как можно быстрее слово увеличенной длины. Существовали два разных формата игры.
| + | |
− | | + | |
− | С начала премьеры до 26 сентября 1986 года раунды «Кроссворд» не проходили для определения соперника для действующего чемпиона в раунде Sprint Round. Если чемпиона не было, были разыграны два раунда «Кроссворд», где за звание чемпиона сражались два победителя.
| + | |
− | | + | |
− | ==== Первый формат ====
| + | |
− | В первом формате чемпион и победитель «Кроссворда» угадывают разные слова. Победитель «Кроссворда» начинает первым, выбирая один из двух конвертов, оставив другой для чемпиона. Показывается ряд заготовок и ведущий называет подсказку. После того, как игрок готов, секундомер начинает обратный отсчёт, и были показаны две буквы, одну за раз он назвал для помещения в слово. Потом появляются дополнительные буквы, но, как и в «Кроссворде», последняя буква не показывается. Во время раунда Sprint не использовались стопперы.
| + | |
− | | + | |
− | Соперник останавливает часы, нажав на скальчатый поршень, перед угадыванием. За неверный ответ или медленное называние буквы приводило к 10 штрафным секундам, после чего он продолжал угадывать нынешнее слово. Если он не нажал на поршень в течение пяти секунд рядом с последней буквой, слово открывается и аннулируется. Раунд продолжается до тех пор, пока игрок не угадает три слова.
| + | |
− | | + | |
− | Когда очередь перешла к чемпиону, секундомер был установлен на общее время и начинался обратный отсчёт, а не вперёд, а также вычитались все штрафные секунды. Если чемпион угадал все слова до завершения времени, он становился новым победителем. Призом за победу был трёхкратный приз из раунда «Кроссворд», но был изменён на $1 500 в выпусках первых двух недель показа. Участник получает бонусные $20 000 при выигрывании раундов Sprint пять раз подряд. Если он набирал десять последовательных побед в раунде Sprint, он получал ещё $20 000 и выбывал из игры в качестве чемпиона.
| + | |
− | | + | |
− | В марте 1985 года игроки начали использовать один и тот же набор слов. Чемпион находился за кулисами, в то время как победитель играл в раунде «Кроссворд», а затем пытался его обыграть за установленное время. Кроме того, после того, как соперник назвал одну из двух букв, другой отсутствует и называет две новые буквы до тех пор, пока не останется три пробела в слове. Соперник называет только одну букву, когда в слове два пробела. Это изменение было оставлено в остальной части сезона, а затем к раунду Sprint было добавлено четвёртое слово.
| + | |
− | | + | |
− | Помимо соперников, использующих одинаковый набор слов, правила выигрыша в раунде Sprint изменились. Пять побед подряд приводили чемпиона к выигрышу $20 000, а если десять — выигрыш составлял $40 000.
| + | |
− | | + | |
− | ==== Второй формат ====
| + | |
− | 29 сентября 1986 года в ''Scrabble'' стартовал 13-недельный турнир под названием ''The $100,000 All-American Scrabble Tournament''. Данный турнир проводился в другом формате, в отличие от обычных раундов ''Scrabble'', и эти изменения были постоянны.
| + | |
| | | |
− | Были отобраны 188 игроков, в каждом выпуске по четыре соперника, которые участвуют в отборочных турах, транслируемых в эфире с понедельника по четверг, в течение первых 12 недель. Проходили два раунда «Кроссворд» (с типичными бонусами $500 и $1 000 за синие и розовые квадраты соответственно), а затем раунд Scrabble Sprint. Победитель первого раунда «Кроссворд» выигрывает $500 и угадывает слова из шести, семи, восьми и девяти букв. Этот игрок попытается уложиться во времени, установленное первым игроком, или закончить раньше, чтобы выиграть $1 000 и пройти в следующий раунд. В пятницу четыре победителя соревнуются в двух четвертьфиналах и кто бы ни выиграл второй раунд Sprint, выигрывает $5 000 и выходит в полуфинал, проходящий на последней неделе турнира.
| + | В версии 1993 года деньги с бонусных квадратов не вручаются игроку, а переходят в джекпот игры. |
| | | |
− | Из-за того, что в течение недели 24-28 ноября в эфир вышло всего четыре выпуска вместо пяти (из-за Дня Благодарения), был выбран участник «wild card» для перехода в четвертьфинал, чтобы в пятницу сразиться с предварительными победителями матча.
| + | ==== Призовой фонд ==== |
| + | В первую неделю выхода игры использовалась система призового фонда. Каждая открытая буква добавляла $25 в фонд, буква на синем квадрате добавляла $50, на розовом — $100. Победитель этапа забирал всю накопленную сумму. |
| | | |
− | В течение последней недели, начиная с 22 декабря, 12 победителей четвертьфиналов и четыре игрока «wild card» с понедельника по четверг соревновались в полуфиналах. Четыре победителя прошли в финал, который состоялся в пятницу, с главным призом — $100 000. | + | ==== Произношение по буквам ==== |
| + | В выпусках 1985 года игроки должны были не только угадать слово верно, но и произнести его по буквам. В этот период был также возвращён формат призового фонда: каждая верная отгаданная буква приносила $50, буква на синем квадрате — $100, на розовом — $200 (позже — $500). |
| | | |
− | 29 декабря 1986 года данный турнир, с небольшими поправками, стал новым постоянным форматом ''Scrabble''.
| + | === Второй этап (Scrabble Sprint) === |
| + | Первоначально в этом этапе принимал участие действующий чемпион и победитель первого этапа. С 1986 года, после смены формата, в игре участвовали два победителя первого этапа. |
| | | |
− | Как было описано выше, в каждом выпуске играли четыре человека в двух раундах «Кроссворд» стоимостью по $500 каждый. Чемпион играл в первом раунде «Кроссворд», а соперник во втором пытался уложиться в установленное время, а победитель раунда ''Sprint'' получал $1 000, забрав их или сохранить для чемпионата. Благодаря этому формату, телеигра ''Scrabble'' стала самостоятельной 30-минутной программой.
| + | Перед началом этапа проводится жеребьёвка: претенденту даются на выбор два конверта, из которых игрок должен выбрать один, а другой оставляет сопернику. Позже оба игрока отвечали на одни и те же задания. |
| | | |
− | === Bonus Sprint ===
| + | После этого игроку загадывается слово. После старта таймера игроку случайно выпадают две буквы, загаданные в слове, из которых он должен выбрать один. Если игрок догадался, что за слово загадано, он нажимает на кнопку и называет его. Если ответ правильный, игрок переходит к следующему заданию, в противном случае он добавляет штрафные 10 секунд и продолжает отгадывать слово (за исключением правила последней буквы). |
− | С введением нового формата появился новый финальный раунд. В раунде ''Bonus Sprint'' чемпионы имеют шанс выиграть джекпот.
| + | |
| | | |
− | Чемпионам предлагается два слова (шесть и семь букв). Если чемпион в течение 10 секунд верно угадал два слова, он выигрывает джекпот, который стартует с $5 000 и пополняется каждый раз $1 000 в случае проигрыша. Все правила ''Sprint'' однозначны, а это значит, что неправильный ответ приводит к автоматическому проигрышу, так как штрафное время отняло оставшиеся секунды.
| + | Для завершения раунда игроку нужно отгадать три слова (позже — четыре). После этого в игру вступал его соперник. Если игрок успевает отгадывать все слова за установленное его соперником время, он становился чемпионом и переходил в следующую игру. |
| | | |
− | Чемпионы соревнуются в пяти раундах ''Sprint'' либо до победы, либо до поражения.
| + | В первую неделю выхода игры победитель этапа утраивал заработанный в первом этапе призовой фонд. Позже победитель получал фиксированный приз в $1 500. Если чемпион продержится пять игр подряд, он получит дополнительно $20 000. После введения нового формата в 1986 году победитель, помимо приза в $1 000, получал право сыграть в финальном этапе — «Bonus Sprint». |
| | | |
− | При возвращении игры в 1993 году стартовой стоимостью джекпота является $1 000. Дополнительная сумма добавлялась тогда, когда игрок попадал на синюю или розовую зоны в игре «Кроссворд», либо если сразу угадал слово, добавив в копилку $500 или $1 000 соответственно. В этой версии выигрыши не вручались игрокам, а добавлялись в джекпот, который разыгрывается в раунде ''Bonus Sprint''.
| + | === Финальный этап (Bonus Sprint) === |
| + | Игроку предлагается отгадать два слова за 10 секунд. Правила этапа аналогичны «Scrabble Sprint». Неверно отгаданное слово или истечение времени означало проигрыш, но если игрок успевает отгадывать оба слова, то он получал джекпот. |
| | | |
− | == Интересные факты ==
| + | Изначально джекпот составлял $5 000 и возрастал на $1 000 с каждой проигранной партией. В версии 1993 года джекпот начинался с $1 000 и возрастал за счёт бонусных квадратов. |
− | * В 2011—2012 годах на канале The Hub выходила другая версия игры в другом формате и с изменёнными правилами под название ''[[Scrabble Showdown]]''.
| + | |
| | | |
| == Галерея логотипов == | | == Галерея логотипов == |
Первоначально в игре участвовали два игрока, один из которых был чемпионом. С 1986 года, после смены формата игры, в игре принимают участие четыре игрока, разбитые на две пары.
На игровой доске, схожей с игровым полем для игры в «Scrabble», игрокам показывается первое слово и даётся подсказка к нему. Первое слово обычно зашифровывается в центре игрового поля, последующие слова пересекаются с предыдущим.
Для упрощения отгадывания слова игрокам предлагается выбирать из набора пронумерованные фишки в виде квадратных плиток, в каждой из которых зашифрована буква. Игрок на первом ходу может взять две фишки из набора и проверить одну из букв. Если буква есть в загаданном слове, игрок может назвать слово или проверить ещё одну букву. Если игрок отгадывает слово, то он получит один балл.
В трёх фишках из набора зашифрованы буквы, которые отсутствуют в слове (в игре их называют «Stopper»). Если игрок найдёт одну из таких букв, ход переходит его сопернику. Также переход хода осуществляется, если игрок неверно предположит загаданное слово.
Если игроки найдут все три отсутствующих в слове буквы, игра переходит в режим «Speedword»: слово открывается по буквам. Игрок, который первым нажмёт на кнопку и отгадает слово, получит балл.
Игрок, который первым угадывает три слова, выигрывает и переходит в этап «Scrabble Sprint». При счёте 2:2 или истечении времени на этап игра также переводится в режим «Speedword».
На игровом поле также расположены квадраты двух цветов: синего и розового. Если игрок отгадает букву, позиция которой расположена на бонусном квадрате, и немедленно отгадает слово, то он получит гарантированный денежный приз в $500, если цвет квадрата синий, или $1 000, если розовый.
В версии 1993 года деньги с бонусных квадратов не вручаются игроку, а переходят в джекпот игры.
В первую неделю выхода игры использовалась система призового фонда. Каждая открытая буква добавляла $25 в фонд, буква на синем квадрате добавляла $50, на розовом — $100. Победитель этапа забирал всю накопленную сумму.
В выпусках 1985 года игроки должны были не только угадать слово верно, но и произнести его по буквам. В этот период был также возвращён формат призового фонда: каждая верная отгаданная буква приносила $50, буква на синем квадрате — $100, на розовом — $200 (позже — $500).
Первоначально в этом этапе принимал участие действующий чемпион и победитель первого этапа. С 1986 года, после смены формата, в игре участвовали два победителя первого этапа.
Перед началом этапа проводится жеребьёвка: претенденту даются на выбор два конверта, из которых игрок должен выбрать один, а другой оставляет сопернику. Позже оба игрока отвечали на одни и те же задания.
После этого игроку загадывается слово. После старта таймера игроку случайно выпадают две буквы, загаданные в слове, из которых он должен выбрать один. Если игрок догадался, что за слово загадано, он нажимает на кнопку и называет его. Если ответ правильный, игрок переходит к следующему заданию, в противном случае он добавляет штрафные 10 секунд и продолжает отгадывать слово (за исключением правила последней буквы).
Для завершения раунда игроку нужно отгадать три слова (позже — четыре). После этого в игру вступал его соперник. Если игрок успевает отгадывать все слова за установленное его соперником время, он становился чемпионом и переходил в следующую игру.
В первую неделю выхода игры победитель этапа утраивал заработанный в первом этапе призовой фонд. Позже победитель получал фиксированный приз в $1 500. Если чемпион продержится пять игр подряд, он получит дополнительно $20 000. После введения нового формата в 1986 году победитель, помимо приза в $1 000, получал право сыграть в финальном этапе — «Bonus Sprint».
Игроку предлагается отгадать два слова за 10 секунд. Правила этапа аналогичны «Scrabble Sprint». Неверно отгаданное слово или истечение времени означало проигрыш, но если игрок успевает отгадывать оба слова, то он получал джекпот.
Изначально джекпот составлял $5 000 и возрастал на $1 000 с каждой проигранной партией. В версии 1993 года джекпот начинался с $1 000 и возрастал за счёт бонусных квадратов.