The Crystal Maze — различия между версиями

Материал из GS
Перейти к: навигация, поиск
(Aztec)
м (Переход в Хрустальный купол)
 
(не показаны 16 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
 
{{Телевидение |
 
{{Телевидение |
 
| название_передачи    = The Crystal Maze
 
| название_передачи    = The Crystal Maze
| фото                = TheCrystalMaze_Logo_3-6.jpg
+
| фото                = TheCrystalMaze_Logo_2016.jpg
| описание_фото        = Логотип программы (сезоны 3-6)
+
| описание_фото        = Логотип программы (2016-2017)
 
| жанр                = [[Телевизионная игра]]
 
| жанр                = [[Телевизионная игра]]
 
| режиссёр            = David G. Croft
 
| режиссёр            = David G. Croft
 
| автор                = Jacques Antoine
 
| автор                = Jacques Antoine
| ведущие              = Richard O'Brien (1990-1993), Edward Tudor Pole (1993-1995)
+
| ведущие              = Richard O'Brien (1990-1993), Edward Tudor Pole (1993-1995), Stephen Merchant (2016), Richard Ayoade (2017)
 
| композитор          = Zack Lawrence
 
| композитор          = Zack Lawrence
 
| продюсер            = Malcolm Heyworth
 
| продюсер            = Malcolm Heyworth
Строка 16: Строка 16:
 
| канал                = Channel 4
 
| канал                = Channel 4
 
| производство        = Chatsworth Television
 
| производство        = Chatsworth Television
| период              = с 15 февраля 1990 по 10 августа 1995 года
+
| период              = с 15 февраля 1990 по 10 августа 1995 года, 16 октября 2016 года, с 22 июня 2017 по настоящее время.
 
| сайт                =  
 
| сайт                =  
 
| похожие_передачи    = «[[Fort Boyard]]»
 
| похожие_передачи    = «[[Fort Boyard]]»
 
}}
 
}}
'''The Crystal Maze''' (''Хрустальный лабиринт'') — английская приключенческая телеигра 1990-ых годов, в которой команды из шести человек проходят различные испытания, собирая ''хрустальные шары''. Игра транслировалась на канале Channel 4. Было проведено шесть игровых сезонов по 13 игр в каждом, а также 5 специальных рождественских выпусков с детьми. Ведущие — ''Richard O'Brien'' (1-4 сезоны) и ''Edward Tudor-Pole'' (5-6 сезоны).
+
'''The Crystal Maze''' (''Хрустальный лабиринт'') — английская приключенческая телеигра 1990-ых годов, в которой команды из шести человек проходят различные испытания, собирая ''хрустальные шары''. Игра транслируется и по сей день на канале Channel 4. Было проведено шесть игровых сезонов по 13 игр в каждом, а также 5 специальных рождественских выпусков с детьми. Ведущие — ''Richard O'Brien'' (1-4 сезоны), ''Edward Tudor-Pole'' (5-6 сезоны) и Stephen Merchant (спецвыпуск 2016 года), Richard Ayoade (с 7 сезона).
 +
 
  
 
== Описание игры ==
 
== Описание игры ==
 
[[Файл:TheCrystalMaze_Logo_1-2.jpg|thumb|right|Логотип программы (сезоны 1-2)]]
 
[[Файл:TheCrystalMaze_Logo_1-2.jpg|thumb|right|Логотип программы (сезоны 1-2)]]
 +
[[Файл:TheCrystalMaze_Logo_3-6.jpg|thumb|right|Логотип программы (сезоны 3-6)]]
 
Команда из шести человек штурмует ''хрустальный лабиринт''. Как правило, в команде три женщины и три мужчины. Лабиринт состоит из четырёх игровых секторов, в каждом из которых шесть комнат с испытаниями. Перед началом игры команда решает, с какого сектора они хотят начать своё путешествие, а также в каком направлении они будут двигаться по лабиринту — по часовой стрелке или против (сектора расположены в виде прямоугольника, так что из каждого сектора можно перейти в два соседних). В каждом секторе команде даётся около 10 минут, чтобы сыграть в несколько игр. Обычно в каждом секторе играется 3 или 4 игры. Капитан решает, кто из членов команды будет играть (он может участвовать и сам), а также выбирает тип испытания — на силу (''physical''), на сноровку (''skill''), на интеллект (''mental'') или игра-загадка (''mystery''). На каждую игру даётся две, две с половиной или три минуты. Выполнив задание, участник получает хрустальный шар (''crystal''). Целью команды является получение как можно большего количества шаров в процессе обхода лабиринта.
 
Команда из шести человек штурмует ''хрустальный лабиринт''. Как правило, в команде три женщины и три мужчины. Лабиринт состоит из четырёх игровых секторов, в каждом из которых шесть комнат с испытаниями. Перед началом игры команда решает, с какого сектора они хотят начать своё путешествие, а также в каком направлении они будут двигаться по лабиринту — по часовой стрелке или против (сектора расположены в виде прямоугольника, так что из каждого сектора можно перейти в два соседних). В каждом секторе команде даётся около 10 минут, чтобы сыграть в несколько игр. Обычно в каждом секторе играется 3 или 4 игры. Капитан решает, кто из членов команды будет играть (он может участвовать и сам), а также выбирает тип испытания — на силу (''physical''), на сноровку (''skill''), на интеллект (''mental'') или игра-загадка (''mystery''). На каждую игру даётся две, две с половиной или три минуты. Выполнив задание, участник получает хрустальный шар (''crystal''). Целью команды является получение как можно большего количества шаров в процессе обхода лабиринта.
  
Строка 31: Строка 33:
 
=== Хрустальный купол ===
 
=== Хрустальный купол ===
 
[[Файл:TheCrystalMaze_Dome_Table.JPG|thumb|right|Стол с хрустальными шарами и индикаторы собранных купонов]]
 
[[Файл:TheCrystalMaze_Dome_Table.JPG|thumb|right|Стол с хрустальными шарами и индикаторы собранных купонов]]
 +
[[Файл:TheCrystalMaze_Crystal.JPG|thumb|right|Хрустальный шар как сувенир]]
 
Конечной точкой маршрута является хрустальный купол (''The Crystal Dome''), который представляет собой огромную стеклянную конструкцию, напоминающую хрустальный шар. Каждый заработанный хрустальный шар даёт возможность находиться под куполом 5 секунд. На полу купола находится множество золотых и серебряных купонов. Нажатием кнопки ведущий поднимает из бассейна, окружающего купол, мостик, а нажатием второй открыть дверь — одну из граней купола. Участники заходят внутрь и держатся за перила. Ведущий даёт команду на включение вентиляторов, после чего в куполе начинается настоящая вьюга из купонов. Далее ведущий подаёт сигнал свистком и игроки начинают собирать купоны. Все собранные командой шары устанавливаются в подсвечиваемые ячейки на столе, а в процессе отсчёта времени шары по очереди гаснут. По истечении заработанного времени «хозяин лабиринта» даёт второй свисток и процесс прекращается. Участникам необходимо собирать как можно больше золотых купонов, избегая серебряных, и складывать их в стеклянный ящик внутри купола (в 1-4 сезонах его называли почтовым ящиком, в 5-6 — космической пирамидой). Собранные купоны подсчитываются и из числа золотых вычитается число серебряных. Чтобы выиграть хороший приз, команда должна иметь не менее 100 купонов после вычитания. Призами обычно являются путешествия, различного рода развлечения и т.д. В первом сезоне командам вручался более скромный приз, если они набирали от 50 до 100 купонов, но со второго сезона это правило отменили. Кроме того, каждому участнику вручается на память хрустальный шар с надписью «Я прошёл Хрустальный Лабиринт» (''I cracked the Crystal Maze'').
 
Конечной точкой маршрута является хрустальный купол (''The Crystal Dome''), который представляет собой огромную стеклянную конструкцию, напоминающую хрустальный шар. Каждый заработанный хрустальный шар даёт возможность находиться под куполом 5 секунд. На полу купола находится множество золотых и серебряных купонов. Нажатием кнопки ведущий поднимает из бассейна, окружающего купол, мостик, а нажатием второй открыть дверь — одну из граней купола. Участники заходят внутрь и держатся за перила. Ведущий даёт команду на включение вентиляторов, после чего в куполе начинается настоящая вьюга из купонов. Далее ведущий подаёт сигнал свистком и игроки начинают собирать купоны. Все собранные командой шары устанавливаются в подсвечиваемые ячейки на столе, а в процессе отсчёта времени шары по очереди гаснут. По истечении заработанного времени «хозяин лабиринта» даёт второй свисток и процесс прекращается. Участникам необходимо собирать как можно больше золотых купонов, избегая серебряных, и складывать их в стеклянный ящик внутри купола (в 1-4 сезонах его называли почтовым ящиком, в 5-6 — космической пирамидой). Собранные купоны подсчитываются и из числа золотых вычитается число серебряных. Чтобы выиграть хороший приз, команда должна иметь не менее 100 купонов после вычитания. Призами обычно являются путешествия, различного рода развлечения и т.д. В первом сезоне командам вручался более скромный приз, если они набирали от 50 до 100 купонов, но со второго сезона это правило отменили. Кроме того, каждому участнику вручается на память хрустальный шар с надписью «Я прошёл Хрустальный Лабиринт» (''I cracked the Crystal Maze'').
  
 
Во втором сезоне в процессе сбора купонов на экране показывались два графических индикатора, отображающих количество собранных золотых и серебряных купонов соответственно. Каждое деление индикатора соответствовало 10 купонам.
 
Во втором сезоне в процессе сбора купонов на экране показывались два графических индикатора, отображающих количество собранных золотых и серебряных купонов соответственно. Каждое деление индикатора соответствовало 10 купонам.
  
От сезона к сезону менялось и оформление самого хрустального купола. Изменения касались цветовой гаммы и количества источников света. Так, в первом сезоне купол был голубым, во втором — синим, в третьем и четвёртом — оранжевым (сначала тёмным, затем заметно светлее), в пятом — тёмно-фиолетовым, в шестом — фиолетово-оранжевым.
+
От сезона к сезону менялось и оформление самого хрустального купола. Изменения касались цветовой гаммы и количества источников света. Так, в первом сезоне купол был голубым, во втором — синим, в третьем и четвёртом — оранжевым (сначала тёмным, затем заметно светлее), в пятом — тёмно-фиолетовым, в шестом — фиолетово-оранжевым. С специального выпуска 2016 года - белым.
  
<gallery perrow="6">
+
<gallery perrow="3">
Файл:TheCrystalMaze_Dome_S1.JPG|Купон (1-ый сезон)
+
Файл:TheCrystalMaze_Dome_S1.JPG|Купол (1-ый сезон)
Файл:TheCrystalMaze_Dome_S2.JPG|Купон (2-ой сезон)
+
Файл:TheCrystalMaze_Dome_S2.JPG|Купол (2-ой сезон)
Файл:TheCrystalMaze_Dome_S3.JPG|Купон (3-ий сезон)
+
Файл:TheCrystalMaze_Dome_S3.JPG|Купол (3-ий сезон)
Файл:TheCrystalMaze_Dome_S4.JPG|Купон (4-ый сезон)
+
Файл:TheCrystalMaze_Dome_S4.JPG|Купол (4-ый сезон)
Файл:TheCrystalMaze_Dome_S5.JPG|Купон (5-ый сезон)
+
Файл:TheCrystalMaze_Dome_S5.JPG|Купол (5-ый сезон)
Файл:TheCrystalMaze_Dome_S6.JPG|Купон (6-ой сезон)
+
Файл:TheCrystalMaze_Dome_S6.JPG|Купол (6-ой сезон)
 
</gallery>
 
</gallery>
  
 
== Лабиринт ==
 
== Лабиринт ==
 
=== Игровые секторы ===
 
=== Игровые секторы ===
Лабиринт состоит из четырёх игровых секторов (''time zones''), не считая хрустального купола. С 1-го по 3-ий сезоны игровыми секторами были ''Industrial'', ''Medieval'', ''Futuristic'' и ''Aztec'', а с 4-го по 6-ой сезоны сектор ''Industrial'' заменили сектором ''Ocean''. Каждый из секторов представляет определённое время и место. В процессе игры ведущие часто рассказывали разные вымышленные истории, связанные с конкретным сектором. Каждый из секторов характеризуется испытаниями соответствующей направленности и оформления. Так, в ''Aztec'' все испытания связаны с песком и механическими устройствами, в ''Futuristic'' — с электронными устройствами и технологиями будущего, в ''Ocean'' — с водой и т.д.
+
[[Файл:TheCrystalMaze_Map_Cells_1-3.jpg|thumb|right|Карта лабиринта (сезоны 1-3) с обозначениями игровых комнат<ref name="ref1">Приведённые обозначения официально в игре не использовались и созданы здесь лишь для использования на страницах с описаниями испытаний.</ref>]]
 +
[[Файл:TheCrystalMaze_Map_Cells_4-6.jpg|thumb|right|Карта лабиринта (сезоны 4-6) с обозначениями игровых комнат<ref name="ref1" />]]
 +
Лабиринт состоит из четырёх игровых секторов (''time zones''), не считая хрустального купола. С 1-го по 3-ий сезоны игровыми секторами были ''Industrial'', ''Medieval'', ''Futuristic'' и ''Aztec'', а с 4-го по 6-ой сезоны сектор ''Industrial'' заменили сектором ''Ocean''. Каждый из секторов представляет определённое время и место. В процессе игры ведущие часто рассказывали разные вымышленные истории, связанные с конкретным сектором. Каждый из секторов характеризуется испытаниями соответствующей направленности и оформления. Так, в ''Aztec'' все испытания связаны с песком и механическими устройствами, в ''Futuristic'' — с электронными устройствами и технологиями будущего, в ''Ocean'' — с водой и т.д. С 7 сезона вернулся сектор ''Industrial '', заменив собой сектор ''Ocean''.
  
 
==== Industrial ====
 
==== Industrial ====
'''Industrial''' (''Индустриальный'') — сектор, похожий на промышленное предприятие: металлические стены, множество труб, лестницы, огни аварийной сигнализации, решётки и т.д. На карте обозначался фиолетовым цветом.
+
'''Industrial''' (''Индустриальный'') — сектор, похожий на промышленное предприятие: металлические стены, множество труб, лестницы, огни аварийной сигнализации, решётки и т.д. На карте обозначался фиолетовым цветом. Вернулся с 2017 года.  
  
 
==== Medieval ====
 
==== Medieval ====
Строка 57: Строка 62:
  
 
==== Futuristic ====
 
==== Futuristic ====
'''Futuristic''' (''Будущее'') — космический корабль, наполненный компьютерами и различными автоматическими устройствами, ярко освещённый, с дырой от метеорита в одной из стен, через которую видел космос. Единственный сектор, где двери комнат открываются автоматически при нажатии на кнопку. В 1-3 сезонах на карте обозначался синим цветом, в 4-6 — серым.
+
'''Futuristic''' (''Будущее'') — космический корабль, наполненный компьютерами и различными автоматическими устройствами, ярко освещённый, с дырой от метеорита в одной из стен, через которую видел космос. Единственный сектор, где двери комнат открываются автоматически при нажатии на кнопку. С 7 сезона двери стали открываться автоматически, а также сектор стал представлять собой космический корабль, с крутящимся в центре пультом управления, у которого участники и смотрят за действиями. В 1-3,7 сезонах на карте обозначался синим цветом, в 4-6 — серым.
  
 
==== Aztec ====
 
==== Aztec ====
Строка 71: Строка 76:
  
 
==== Ocean ====
 
==== Ocean ====
'''Ocean''' (''Океан'') — красивейший затонувший подводный лайнер «Атлантис». Состоит из главного зала и машинного отделения. На стенах иллюминаторы, на потолке через стекло виден пласт воды. Сектор находится на двух этажах, однако со второго есть вход лишь в одну игровую комнату. В пятом и шестом сезонах салон стал гораздо темнее, чем в четвёртом. На карте сектор обозначался голубым цветом.  
+
'''Ocean''' (''Океан'') — красивейший затонувший подводный лайнер «Атлантис». Состоит из главного зала и машинного отделения. На стенах иллюминаторы, на потолке через стекло виден пласт воды. Сектор находится на двух этажах, однако со второго есть вход лишь в одну игровую комнату. В пятом и шестом сезонах салон стал гораздо темнее, чем в четвёртом. На карте сектор обозначался голубым цветом. C 7 сезона заменен обратно на '''Industrial '''.
  
<gallery perrow="3" widths="180px">
+
<gallery perrow="3">
 
Файл:TheCrystalMaze_Ocean_1.jpg|Главный зал (сезон 4)
 
Файл:TheCrystalMaze_Ocean_1.jpg|Главный зал (сезон 4)
 
Файл:TheCrystalMaze_Ocean_2.jpg|Главный зал (сезон 4)
 
Файл:TheCrystalMaze_Ocean_2.jpg|Главный зал (сезон 4)
Строка 90: Строка 95:
 
* ''Aztec'' — трубка с делениями, заполненная зелёной жидкостью. С течением времени жидкость вытекает в чашу. В первых сезонах жидкость просто вытекала из тонкой трубки, поэтому определить на глаз оставшееся время было нельзя.
 
* ''Aztec'' — трубка с делениями, заполненная зелёной жидкостью. С течением времени жидкость вытекает в чашу. В первых сезонах жидкость просто вытекала из тонкой трубки, поэтому определить на глаз оставшееся время было нельзя.
  
В секторах ''Medieval'' и ''Aztec'' участники команды и ведущий могли наблюдать за игрой непосредственно через окна в стенах комнаты и через дверь, а в остальных секторах — на мониторах. Однако в некоторых играх команде запрещено подсказывать игроку, хотя они и могут наблюдать за процессом.
+
В секторах ''Medieval'' и ''Aztec'' участники команды и ведущий могли наблюдать за игрой непосредственно через окна в стенах комнаты и через дверь, а в остальных секторах — на мониторах. Однако в некоторых играх команде запрещено подсказывать игроку, хотя они и могут наблюдать за процессом. С 7 сезона - Не используется.
  
 
<gallery perrow="5">
 
<gallery perrow="5">
Строка 101: Строка 106:
  
 
=== Карта лабиринта ===
 
=== Карта лабиринта ===
В течение эфира зрителям неоднократно показывается карта Хрустального Лабиринта — 4 сектора и Хрустальный купол, расположенный между ними. Карта создана с помощью компьютера и представляет собой трёхмерную анимацию. Когда команда входит в очередной сектор, показывается общий план, после чего текущий сектор разворачивается удобной для просмотра стороной и укрупняется (остальные сектора и Купол исчезают). То же самое происходит и при переходе в Хрустальный купол — его показывают крупным планом. В 1-3 сезонах изображение всех элементов лабиринта было каркасным, а 4-6 сезонах стены и пол были залиты соответствующим цветом, так что модель представлялась более отчётливо. Следует отметить тщательную проработку каждого сектора — были показы даже такие мелочи, как стыки стен и окна в комнатах. Также на карте демонстрировалось и текущее местоположение команды: в 1-3 сезонах оно отмечалось мерцающей красной точкой, а позже было заменено на некое подобие прицела. В каждом секторе есть место, в котором команда собирается изначально — именно оно и показывалось курсором, но в первых сезонах часто показывались и промежуточные состояния — вход в лабиринт и перемещение между секторами.
+
В течение эфира зрителям неоднократно показывается карта Хрустального Лабиринта — 4 сектора и Хрустальный купол, расположенный между ними. Карта создана с помощью компьютера и представляет собой трёхмерную анимацию. Когда команда входит в очередной сектор, показывается общий план, после чего текущий сектор разворачивается удобной для просмотра стороной и укрупняется (остальные сектора и Купол исчезают). То же самое происходит и при переходе в Хрустальный купол — его показывают крупным планом. В 1-3 сезонах изображение всех элементов лабиринта было каркасным, а 4-6 сезонах стены и пол были залиты соответствующим цветом, так что модель представлялась более отчётливо. Следует отметить тщательную проработку каждого сектора — были показы даже такие мелочи, как стыки стен и окна в комнатах. Также на карте демонстрировалось и текущее местоположение команды: в 1-3 сезонах оно отмечалось мерцающей красной точкой, а позже было заменено на некое подобие прицела. В каждом секторе есть место, в котором команда собирается изначально — именно оно и показывалось курсором, но в первых сезонах часто показывались и промежуточные состояния — вход в лабиринт и перемещение между секторами. С 7 сезона теперь схема представляет собой 3d модель комнат.
 +
 
 +
<gallery caption="Карта «Хрустального лабиринта»" widths="180px">
 +
Файл:TheCrystalMaze_Map_1-3.JPG|Общая карта лабиринта (сезоны 1-3)
 +
Файл:TheCrystalMaze_Map_4-6.JPG|Общая карта лабиринта (сезоны 4-6)
 +
Файл:TheCrystalMaze_Map_Industrial_1-3.JPG|«Industrial»
 +
Файл:TheCrystalMaze_Map_Medieval_1-3.JPG|«Medieval» (сезоны 1-3)
 +
Файл:TheCrystalMaze_Map_Medieval_4-6.JPG|«Medieval» (сезоны 4-6)
 +
Файл:TheCrystalMaze_Map_Futuristic_1-3.JPG|«Futuristic» (сезоны 1-3)
 +
Файл:TheCrystalMaze_Map_Futuristic_4-6.JPG|«Futuristic» (сезоны 4-6)
 +
Файл:TheCrystalMaze_Map_Aztec_1-3.JPG|«Aztec» (сезоны 1-3)
 +
Файл:TheCrystalMaze_Map_Aztec_4-6.JPG|«Aztec» (сезоны 4-6)
 +
Файл:TheCrystalMaze_Map_Ocean_4-6.JPG|«Ocean»
 +
Файл:TheCrystalMaze_Map_Dome_1-3.JPG|Хрустальный купол (сезоны 1-3)
 +
Файл:TheCrystalMaze_Map_Dome_4-6.JPG|Хрустальный купол (сезоны 4-6)
 +
</gallery>
  
 
=== Вход в лабиринт ===
 
=== Вход в лабиринт ===
 
Каждый сектор предусматривает определённый способ входа, если команда решила начать игру именно с него:
 
Каждый сектор предусматривает определённый способ входа, если команда решила начать игру именно с него:
* ''Industrial'' — участникам необходимо перебраться через решётку с помощью бочек и лестницы. Позже был установлен лабиринт из решёток, который команда тоже должна была пройти, прежде чем оказывалась в секторе.
+
* ''Industrial'' — участникам необходимо перебраться через решётку с помощью бочек и лестницы. Позже был установлен лабиринт из решёток, который команда тоже должна была пройти, прежде чем оказывалась в секторе. С 7 сезона лабиринт из решеток был убран.  
 
* ''Medieval'' — команда находится возле ворот замка, за которыми находится большая металлическая решётка и множество цепей. Участники должны тянуть цепи, чтобы поднять эту решётку, но хитрость в том, что с ней связана лишь одна цепь и участники не знают, какая. Позже игроки стали просто перелезать решётку сверху, а кому-то удавалось и просто приподнять её.
 
* ''Medieval'' — команда находится возле ворот замка, за которыми находится большая металлическая решётка и множество цепей. Участники должны тянуть цепи, чтобы поднять эту решётку, но хитрость в том, что с ней связана лишь одна цепь и участники не знают, какая. Позже игроки стали просто перелезать решётку сверху, а кому-то удавалось и просто приподнять её.
 
* ''Futuristic'' — команда находится возле двери в сектор, но чтобы получить доступ необходимо ответить на вопрос компьютера. Обычно задавались вопросы космической и физической тематики.
 
* ''Futuristic'' — команда находится возле двери в сектор, но чтобы получить доступ необходимо ответить на вопрос компьютера. Обычно задавались вопросы космической и физической тематики.
 
* ''Aztec'' — игрокам необходимо переправиться по реке на двух лодках с помощью вёсел, после чего добежать до деревни по песчаной тропе.
 
* ''Aztec'' — игрокам необходимо переправиться по реке на двух лодках с помощью вёсел, после чего добежать до деревни по песчаной тропе.
* ''Ocean'' — участники находятся в каюте капитана. Им необходимо открыть люк, спуститься по верёвочной сетке в машинное отделение, после чего по лестницам и балкону перейти в главнй зал.
+
* ''Ocean'' — участники находятся в каюте капитана. Им необходимо открыть люк, спуститься по верёвочной сетке в машинное отделение, после чего по лестницам и балкону перейти в главный зал.
 +
 
 +
<gallery perrow="5">
 +
Файл:TheCrystalMaze_Entry_Aztec.JPG|Вход в Aztec — сплав по реке
 +
Файл:TheCrystalMaze_Entry_Industrial.JPG|Вход в Industrial — обход металлических конструкций
 +
Файл:TheCrystalMaze_Entry_Medieval.JPG|Вход в Medieval — штурм ворот замка
 +
Файл:TheCrystalMaze_Entry_Futuristic.JPG|Вход в Futuristic — интеллектуальная схватка
 +
Файл:TheCrystalMaze_Entry_Ocean.JPG|Вход в Ocean — спуск по верёвочной сетке
 +
</gallery>
  
 
=== Перемещение между секторами ===
 
=== Перемещение между секторами ===
{{заготовка}}
+
Для перехода между игровыми секторами командам необходимо преодолеть некое физическое препятствие.
 +
* ''Futuristic → Aztec'': участники поднимаются на лифте, пролезают через окно и спускаются по уступам стены вниз. В некоторых выпусках лифт не работал и участникам приходилось использовать лестницу.
 +
* ''Aztec → Industrial'': переход выполнялся лазом по круглой металлической трубе. Изначально труба не имела ответвлений, но позже было создано некое подобие лабиринта — участники могли прийти в тупик, пойдя по неверной ветке. Кроме того, местами труба изгибалась вверх и вниз, а где-то на участников специально выпускали пар.
 +
* ''Industrial → Medieval'': переход неоднократно менялся, но чаще всего участникам приходилось преодолевать ямы в узком коридоре. Иногда для этого было необходимо перебраться по верёвке, закреплённой сверху, иногда пробежать по натянутой сетке, а иногда пройти по вращающему бревну. В секторе Industrial выход находился на втором этаже, поэтому участники предварительно поднимались по лестнице. В Medieval этот переход заканчивался винтовой лестницей, которая закручивалась вправо, вопреки стандартной конструкции.
 +
* ''Medieval → Futuristic'': участникам необходимо пройти по тросу, по верёвке или же по узкой балке, проложенными над бассейном с «нечистой» водой. Иногда для поддержки сверху находилась вторая верёвка, а иногда приходилось идти, сохраняя равновесие.
 +
* ''Aztec → Ocean'': этот переход чем-то напоминает переход в прежний сектор — Industrial: участники ползут по тоннелю, преодолевая разные препятствия (завал в виде ящиков, текущую сверху воду и т.д.). Со стороны сектора Aztec перед входом в тоннель также находится бассейн, преодолеть которые можно было по установленным камням. В секторе Ocean конец тоннеля находился под лестницей в главном зале и был закрыт съёмной решёткой.
 +
* ''Ocean → Medieval'': участникам необходимо подняться по лестницам в машинном отделении корабля, пролезть через небольшой люк и спуститься по лестнице в замок.
 +
* ''Industrial → Aztec'': участники проходят по мосту, выходя через вход, стилизованный под древный храм.
 +
* ''Industrial → Futuristic'': участники проходят через тоннель с фонтаном, и с открывающейся дверью в зону.
 +
 
 +
 
 +
<gallery perrow="5">
 +
Файл:TheCrystalMaze_Trans_M-I.JPG|Переход между Medieval и Industrial
 +
Файл:TheCrystalMaze_Trans_I-A.JPG|Тоннель между Industrial и Aztec
 +
Файл:TheCrystalMaze_Trans_A-F.JPG|Стена в секторе Aztec
 +
Файл:TheCrystalMaze_Trans_A-F-2.JPG|Лифт в секторе Futuristic
 +
Файл:TheCrystalMaze_Trans_F-M.JPG|«Бассейн» между Futuristic и Medieval
 +
Файл:TheCrystalMaze_Trans_M-O.JPG|Винтовая лестница в Medieval
 +
Файл:TheCrystalMaze_Trans_M-O-2.JPG|Машинное отделение в Ocean
 +
Файл:TheCrystalMaze_Trans_O-A-3.JPG|Вход в тоннель в Ocean
 +
Файл:TheCrystalMaze_Trans_O-A.JPG|Переход между Ocean и Aztec
 +
Файл:TheCrystalMaze_Trans_O-A-2.JPG|Выход из тоннеля в Aztec
 +
</gallery>
  
 
=== Переход в Хрустальный купол ===
 
=== Переход в Хрустальный купол ===
{{заготовка}}
+
Несмотря на то, что в каждом секторе изначально был определён выход, ведущий к хрустальному куполу, команды зачастую покидали последний сектор совершенно иными способами. C 7 сезона был убран. Основными выходами считались следующие:
 +
* ''Aztec'' — тропа посреди джунглей, проходящая рядом с сектором. Команда огибала статую и убегала по тропе.
 +
* ''Futuristic'' — в первых сезонах команда уходила через ту дверь, через которую в сектор входят, позже — через дверь в коридоре с лифтом.
 +
* ''Medieval'' — через дверь, из-за которой светил яркий свет, находящуюся возле прохода, ведущего в сектор Futuristic.
 +
* ''Industrial'' — команда убегала за видимую границу сектора, т.е. за кадр.
 +
* ''Ocean'' — из машинного отделения через дверь с ярким светом.
 +
В некоторых случаях показанные выходы из сектора были противоречивыми, например:
 +
* подъём по лестнице на второй этаж в секторе Ocean вряд ли мог быть коротким путём к хрустальному куполу;
 +
* выход через ворота замка в секторе Medieval вряд ли возможен — ворота должны быть закрыты, ведь команда входила в лабиринт не через них;
 +
* дверь в коридоре в секторе Futuristic ведёт в тупик — в небольшую область между стеной коридора и стеной игровой комнаты.
  
 
== Ведущие и персонажи ==
 
== Ведущие и персонажи ==
 
[[Файл:Richard_O'Brien.jpg|thumb|right|Richard O'Brien]]
 
[[Файл:Richard_O'Brien.jpg|thumb|right|Richard O'Brien]]
 
=== Richard O'Brien ===
 
=== Richard O'Brien ===
'''Richard O'Brien''' (настоящее имя ''Richard Timothy Smith'') — известный английский актёр и телеведущий. Родился 25 марта 1942 года в городе Челтнем графства Глостешир в Англии. В 1951-ом эмигрировал с семьёй в Новую Зеландию, где прожил до 1964-го, после чего вернулся в Англию и занялся актёрской карьерой. Изначально выстпал под именем Richard Smith, после чего взял себе сценический псевдоним O'Brien. Дважды был женат, в данный момент разведён. Имеет двоих детей от первого брака и одного от второго. Снялся примерно в двух десятках фильмов. Роль ведущего Хрустального Лабиринта тоже принесла ему значительную популярность.
+
'''Richard O'Brien''' (настоящее имя ''Richard Timothy Smith'') — известный английский актёр и телеведущий. Родился 25 марта 1942 года в городе Челтнем графства Глостешир в Англии. В 1951-ом эмигрировал с семьёй в Новую Зеландию, где прожил до 1964-го, после чего вернулся в Англию и занялся актёрской карьерой. Изначально выступал под именем Richard Smith, после чего взял себе сценический псевдоним O'Brien. Дважды был женат, в данный момент разведён. Имеет двоих детей от первого брака и одного от второго. Снялся примерно в двух десятках фильмов. Роль ведущего Хрустального Лабиринта тоже принесла ему значительную популярность.
  
 
=== Edward Tudor-Pole ===
 
=== Edward Tudor-Pole ===
 
[[Файл:Ed_Tudor-Pole.jpg|thumb|right|Edward Tudor-Pole]]
 
[[Файл:Ed_Tudor-Pole.jpg|thumb|right|Edward Tudor-Pole]]
'''Edward Tudor-Pole''' — английский актёр, певец музыкант и телеведущий. Родился 6 декабря 1954-го года в Лондоне. В 1974 создал свою группу «Tenpole Tudor». Эдвард снялся в большом количестве фильмов, но немалую популярность ему принёс и Хрустальный Лабиринт.
+
'''Edward Tudor-Pole''' — английский актёр, певец, музыкант и телеведущий. Родился 6 декабря 1954 года в Лондоне. В 1974 создал свою группу «Tenpole Tudor». Эдвард снялся в большом количестве фильмов, но немалую популярность ему принёс и Хрустальный Лабиринт.
  
 
=== Sandra Caron ===
 
=== Sandra Caron ===
Строка 131: Строка 190:
  
 
В первом (специальном) выпуске пятого сезона в начале показывается отрывок, где Ричард пишет письмо новому хозяину Лабиринта, после чего вместе с Сандрой они уезжают на мотоцикле — Мамзи решила переехать к тому самому Дуэйну, и Ричард уезжает вместе с ней. В начальной заставке этого выпуска специально не показывался ведущий, чтобы продлить интригу для зрителей.
 
В первом (специальном) выпуске пятого сезона в начале показывается отрывок, где Ричард пишет письмо новому хозяину Лабиринта, после чего вместе с Сандрой они уезжают на мотоцикле — Мамзи решила переехать к тому самому Дуэйну, и Ричард уезжает вместе с ней. В начальной заставке этого выпуска специально не показывался ведущий, чтобы продлить интригу для зрителей.
 +
 +
=== Stephen Merchant ===
 +
[[Файл:Stephen_Merchant.jpg|thumb|right|Stephen Merchant]]
 +
Спустя 11 лет Channel 4 провёл звёздный спецвыпуск в рамках "Stand Up to Cancer" со Stephen Merchant в роли ведущего.
 +
 +
=== Richard Ayoade ===
 +
[[Файл:Richard_Ayoade.png|thumb|right|Richard Ayoade]]
 +
После успеха вышесказанного спецвыпуска 13 января 2017 года было подтверждено, что Ричард будет вести 20 часовых выпусков.
  
 
=== Компьютер ===
 
=== Компьютер ===
Строка 140: Строка 207:
 
== Сезоны и выпуски ==
 
== Сезоны и выпуски ==
 
Было проведено шесть сезонов игры, которые показывались каждый год с 1990 по 1995. Все сезоны состояли из 13 игр. Выпуски показывались один раз в неделю. Во всех случаях съёмки проводились в ноябре и декабре предыдущего года.
 
Было проведено шесть сезонов игры, которые показывались каждый год с 1990 по 1995. Все сезоны состояли из 13 игр. Выпуски показывались один раз в неделю. Во всех случаях съёмки проводились в ноябре и декабре предыдущего года.
 +
С 2017 года вернулось на Channel 4.
  
 
'''Периоды трансляций:'''
 
'''Периоды трансляций:'''
Строка 147: Строка 215:
 
* Четвёртый сезон — с 1 апреля по 24 июня 1993 года;
 
* Четвёртый сезон — с 1 апреля по 24 июня 1993 года;
 
* Пятый сезон — с 12 мая по 4 августа 1994 года;
 
* Пятый сезон — с 12 мая по 4 августа 1994 года;
* Шестой сезон — с 18 мая по 10 августа 1995 года.
+
* Шестой сезон — с 18 мая по 10 августа 1995 года;
 +
* Седьмой сезон — с 22 июня 2017 по настоящее время.
 +
 
  
 
Кроме того, было проведено пять специальных детских игр, приуроченных к Рождеству:
 
Кроме того, было проведено пять специальных детских игр, приуроченных к Рождеству:
Строка 156: Строка 226:
 
* 24 декабря 1993 года;
 
* 24 декабря 1993 года;
 
* 24 декабря 1994 года.
 
* 24 декабря 1994 года.
 +
 +
И одна специальная игра к юбилею игры.
  
 
В России в конце 90-х с русской озвучкой игры транслировал телеканал ТНТ.
 
В России в конце 90-х с русской озвучкой игры транслировал телеканал ТНТ.
  
 
== Интересные факты ==
 
== Интересные факты ==
* Наименьшее количество шаров, которое было результатом команды — 1 (третий выпуск четвёртого сезона). В процессе игры команда собрала 4 шара, но из-за трёх выкупленных пленников он остался всего один. Наибольшее — 10 (несколько команд смогли собрать 10 шаров).
+
* Наименьшее количество шаров, которое было результатом команды — 1 (такое случилось 2 раза за всю историю). В процессе игры команды собрали больше, но из-за выкупленных пленников шар оставался всего один. Наибольшее — 10 (случалось несколько раз).
 +
* Наибольшее количество купонов, собранное командой — 472, из которых более половины были серебряными (12-ый выпуск 5-го сезона).
 
* Несмотря на то, что на карте лабиринта Хрустальный купол располагается прямо между игровыми секторами, на самом деле он располагался скорее всего в другом месте, т.е. реального пространства между секторами достаточно мало.
 
* Несмотря на то, что на карте лабиринта Хрустальный купол располагается прямо между игровыми секторами, на самом деле он располагался скорее всего в другом месте, т.е. реального пространства между секторами достаточно мало.
 
* Для съёмок программы использовался один из самых крупных павильонов (бывший ангар) в пригороде Лондона.
 
* Для съёмок программы использовался один из самых крупных павильонов (бывший ангар) в пригороде Лондона.
 
* Изначально игра разрабатывалась как английский аналог «[[Fort Boyard|Форта Боярд]]». Жак Антуан принял решение о создании похожей приключенческой игры из-за получения отказа в съёмках английского «Форта» в то же время, когда была его премьера во Франции. Английские игры в «Форте Боярд» всё же состоялись, но спустя несколько лет, когда Хрустальный Лабиринт уже не выходил.
 
* Изначально игра разрабатывалась как английский аналог «[[Fort Boyard|Форта Боярд]]». Жак Антуан принял решение о создании похожей приключенческой игры из-за получения отказа в съёмках английского «Форта» в то же время, когда была его премьера во Франции. Английские игры в «Форте Боярд» всё же состоялись, но спустя несколько лет, когда Хрустальный Лабиринт уже не выходил.
* В 2010 году по интернету разошёлся слух, что готовится обновлённая версия игры с Амандой Холден с роли ведущей. Это вызвало огромное количество недовольств у любителей игры, главное из которых заключалось в самой кандидатуре «хозяина лабиринта». Кроме того, многие придерживаются позиции, что возрождать игру не нужно — она всё равно не сравнится с тем, что было в 90-х и станет только хуже. Тем не менее, время показало, что всё это было лишь уткой — спустя несколько месяцев история затихла, т.к. никаких новостей не было. На данный момент информации о возрождении игры по-прежнему нет.
+
* В 2010 году по интернету разошёлся слух, что готовится обновлённая версия игры с Амандой Холден с роли ведущей. Это вызвало огромное количество недовольств у любителей игры, главное из которых заключалось в самой кандидатуре «хозяина лабиринта». Кроме того, многие придерживаются позиции, что возрождать игру не нужно — она всё равно не сравнится с тем, что было в 90-х и станет только хуже. Тем не менее, время показало, что всё это было лишь уткой — спустя несколько месяцев история затихла, т.к. никаких новостей не было.
 +
 
 +
== Примечания ==
 +
<references />
 +
 
 +
== Ссылки ==
 +
{{Релизы|63}}
  
 
{{The Crystal Maze}}
 
{{The Crystal Maze}}

Текущая версия на 20:01, 25 июня 2017

The Crystal Maze

информация о телеигре
Логотип программы (2016-2017)


Автор:
Jacques Antoine


Ведущие:
Richard O'Brien (1990-1993), Edward Tudor Pole (1993-1995), Stephen Merchant (2016), Richard Ayoade (2017)



Режиссёр:
David G. Croft


Производство:
Chatsworth Television
Композитор:
Zack Lawrence


Страна:
Великобритания Великобритания
Язык:
английский
Количество сезонов:
6


Выпуски:
83

Производство:

Продюсер:
Malcolm Heyworth



Продолжительность:
45-50 минут

Вещание:

Канал:
Channel 4
Период трансляции:
с 15 февраля 1990 по 10 августа 1995 года, 16 октября 2016 года, с 22 июня 2017 по настоящее время.
Похожие передачи:
«Fort Boyard»

The Crystal Maze (Хрустальный лабиринт) — английская приключенческая телеигра 1990-ых годов, в которой команды из шести человек проходят различные испытания, собирая хрустальные шары. Игра транслируется и по сей день на канале Channel 4. Было проведено шесть игровых сезонов по 13 игр в каждом, а также 5 специальных рождественских выпусков с детьми. Ведущие — Richard O'Brien (1-4 сезоны), Edward Tudor-Pole (5-6 сезоны) и Stephen Merchant (спецвыпуск 2016 года), Richard Ayoade (с 7 сезона).


Описание игры

Логотип программы (сезоны 1-2)
Логотип программы (сезоны 3-6)

Команда из шести человек штурмует хрустальный лабиринт. Как правило, в команде три женщины и три мужчины. Лабиринт состоит из четырёх игровых секторов, в каждом из которых шесть комнат с испытаниями. Перед началом игры команда решает, с какого сектора они хотят начать своё путешествие, а также в каком направлении они будут двигаться по лабиринту — по часовой стрелке или против (сектора расположены в виде прямоугольника, так что из каждого сектора можно перейти в два соседних). В каждом секторе команде даётся около 10 минут, чтобы сыграть в несколько игр. Обычно в каждом секторе играется 3 или 4 игры. Капитан решает, кто из членов команды будет играть (он может участвовать и сам), а также выбирает тип испытания — на силу (physical), на сноровку (skill), на интеллект (mental) или игра-загадка (mystery). На каждую игру даётся две, две с половиной или три минуты. Выполнив задание, участник получает хрустальный шар (crystal). Целью команды является получение как можно большего количества шаров в процессе обхода лабиринта.

Плен

Если участник не успевает выйти из комнаты в отведённое время, он становится пленником. Кроме того, в плен можно попасть и в других случаях: некоторые игры включают автоматический замок (automated lock-in) — чаще всего это означает, что участнику не разрешено совершать определённые действия (например, касаться пола комнаты или же совершать в игре более двух ошибок). Также некоторые испытания построены таким образом, что участник сразу же оказывается в плену, из которого он и должен выбраться за отведённое время. Капитан может принять решение выкупить игрока, однако за это придётся отдать один из хрустальных шаров. Если в плен попадает сам капитан команды, его полномочия принимает вице-капитан (назначается тоже до игры). Если вдруг и тот оказывается в плену, капитаном назначают третьего и т.д. Команда имеет право и вообще не выкупать пленников до конца игры — в этом случае эти участники не проходят последнее испытание.

Хрустальный купол

Стол с хрустальными шарами и индикаторы собранных купонов
Хрустальный шар как сувенир

Конечной точкой маршрута является хрустальный купол (The Crystal Dome), который представляет собой огромную стеклянную конструкцию, напоминающую хрустальный шар. Каждый заработанный хрустальный шар даёт возможность находиться под куполом 5 секунд. На полу купола находится множество золотых и серебряных купонов. Нажатием кнопки ведущий поднимает из бассейна, окружающего купол, мостик, а нажатием второй открыть дверь — одну из граней купола. Участники заходят внутрь и держатся за перила. Ведущий даёт команду на включение вентиляторов, после чего в куполе начинается настоящая вьюга из купонов. Далее ведущий подаёт сигнал свистком и игроки начинают собирать купоны. Все собранные командой шары устанавливаются в подсвечиваемые ячейки на столе, а в процессе отсчёта времени шары по очереди гаснут. По истечении заработанного времени «хозяин лабиринта» даёт второй свисток и процесс прекращается. Участникам необходимо собирать как можно больше золотых купонов, избегая серебряных, и складывать их в стеклянный ящик внутри купола (в 1-4 сезонах его называли почтовым ящиком, в 5-6 — космической пирамидой). Собранные купоны подсчитываются и из числа золотых вычитается число серебряных. Чтобы выиграть хороший приз, команда должна иметь не менее 100 купонов после вычитания. Призами обычно являются путешествия, различного рода развлечения и т.д. В первом сезоне командам вручался более скромный приз, если они набирали от 50 до 100 купонов, но со второго сезона это правило отменили. Кроме того, каждому участнику вручается на память хрустальный шар с надписью «Я прошёл Хрустальный Лабиринт» (I cracked the Crystal Maze).

Во втором сезоне в процессе сбора купонов на экране показывались два графических индикатора, отображающих количество собранных золотых и серебряных купонов соответственно. Каждое деление индикатора соответствовало 10 купонам.

От сезона к сезону менялось и оформление самого хрустального купола. Изменения касались цветовой гаммы и количества источников света. Так, в первом сезоне купол был голубым, во втором — синим, в третьем и четвёртом — оранжевым (сначала тёмным, затем заметно светлее), в пятом — тёмно-фиолетовым, в шестом — фиолетово-оранжевым. С специального выпуска 2016 года - белым.

Лабиринт

Игровые секторы

Карта лабиринта (сезоны 1-3) с обозначениями игровых комнат[1]
Карта лабиринта (сезоны 4-6) с обозначениями игровых комнат[1]

Лабиринт состоит из четырёх игровых секторов (time zones), не считая хрустального купола. С 1-го по 3-ий сезоны игровыми секторами были Industrial, Medieval, Futuristic и Aztec, а с 4-го по 6-ой сезоны сектор Industrial заменили сектором Ocean. Каждый из секторов представляет определённое время и место. В процессе игры ведущие часто рассказывали разные вымышленные истории, связанные с конкретным сектором. Каждый из секторов характеризуется испытаниями соответствующей направленности и оформления. Так, в Aztec все испытания связаны с песком и механическими устройствами, в Futuristic — с электронными устройствами и технологиями будущего, в Ocean — с водой и т.д. С 7 сезона вернулся сектор Industrial , заменив собой сектор Ocean.

Industrial

Industrial (Индустриальный) — сектор, похожий на промышленное предприятие: металлические стены, множество труб, лестницы, огни аварийной сигнализации, решётки и т.д. На карте обозначался фиолетовым цветом. Вернулся с 2017 года.

Medieval

Medieval (Средневековье) — средневековый замок: высокие каменные стены, солома на полу, паутина, тусклое освещение. На карте обозначался зелёным цветом.

Futuristic

Futuristic (Будущее) — космический корабль, наполненный компьютерами и различными автоматическими устройствами, ярко освещённый, с дырой от метеорита в одной из стен, через которую видел космос. Единственный сектор, где двери комнат открываются автоматически при нажатии на кнопку. С 7 сезона двери стали открываться автоматически, а также сектор стал представлять собой космический корабль, с крутящимся в центре пультом управления, у которого участники и смотрят за действиями. В 1-3,7 сезонах на карте обозначался синим цветом, в 4-6 — серым.

Aztec

Aztec (Ацтек) — деревня древних ацтеков: открытое небо, растительность, обилие песка и воды, каменные стены. На карте обозначался жёлтым цветом. В одном из выпусков в секторе была воссоздана ночь.

Ocean

Ocean (Океан) — красивейший затонувший подводный лайнер «Атлантис». Состоит из главного зала и машинного отделения. На стенах иллюминаторы, на потолке через стекло виден пласт воды. Сектор находится на двух этажах, однако со второго есть вход лишь в одну игровую комнату. В пятом и шестом сезонах салон стал гораздо темнее, чем в четвёртом. На карте сектор обозначался голубым цветом. C 7 сезона заменен обратно на Industrial .

Хронометры

Интерес представляют и хронометры, отсчитывающие время. В каждом из секторов они стилизованы под соответствующую эпоху:

  • Industrial и Ocean — механический хронометр со стрелкой.
  • Medieval — песочные часы.
  • Futuristic — часы с электронным цифровым табло. Время отсчитывалось в обратном направлении.
  • Aztec — трубка с делениями, заполненная зелёной жидкостью. С течением времени жидкость вытекает в чашу. В первых сезонах жидкость просто вытекала из тонкой трубки, поэтому определить на глаз оставшееся время было нельзя.

В секторах Medieval и Aztec участники команды и ведущий могли наблюдать за игрой непосредственно через окна в стенах комнаты и через дверь, а в остальных секторах — на мониторах. Однако в некоторых играх команде запрещено подсказывать игроку, хотя они и могут наблюдать за процессом. С 7 сезона - Не используется.

Карта лабиринта

В течение эфира зрителям неоднократно показывается карта Хрустального Лабиринта — 4 сектора и Хрустальный купол, расположенный между ними. Карта создана с помощью компьютера и представляет собой трёхмерную анимацию. Когда команда входит в очередной сектор, показывается общий план, после чего текущий сектор разворачивается удобной для просмотра стороной и укрупняется (остальные сектора и Купол исчезают). То же самое происходит и при переходе в Хрустальный купол — его показывают крупным планом. В 1-3 сезонах изображение всех элементов лабиринта было каркасным, а 4-6 сезонах стены и пол были залиты соответствующим цветом, так что модель представлялась более отчётливо. Следует отметить тщательную проработку каждого сектора — были показы даже такие мелочи, как стыки стен и окна в комнатах. Также на карте демонстрировалось и текущее местоположение команды: в 1-3 сезонах оно отмечалось мерцающей красной точкой, а позже было заменено на некое подобие прицела. В каждом секторе есть место, в котором команда собирается изначально — именно оно и показывалось курсором, но в первых сезонах часто показывались и промежуточные состояния — вход в лабиринт и перемещение между секторами. С 7 сезона теперь схема представляет собой 3d модель комнат.

Вход в лабиринт

Каждый сектор предусматривает определённый способ входа, если команда решила начать игру именно с него:

  • Industrial — участникам необходимо перебраться через решётку с помощью бочек и лестницы. Позже был установлен лабиринт из решёток, который команда тоже должна была пройти, прежде чем оказывалась в секторе. С 7 сезона лабиринт из решеток был убран.
  • Medieval — команда находится возле ворот замка, за которыми находится большая металлическая решётка и множество цепей. Участники должны тянуть цепи, чтобы поднять эту решётку, но хитрость в том, что с ней связана лишь одна цепь и участники не знают, какая. Позже игроки стали просто перелезать решётку сверху, а кому-то удавалось и просто приподнять её.
  • Futuristic — команда находится возле двери в сектор, но чтобы получить доступ необходимо ответить на вопрос компьютера. Обычно задавались вопросы космической и физической тематики.
  • Aztec — игрокам необходимо переправиться по реке на двух лодках с помощью вёсел, после чего добежать до деревни по песчаной тропе.
  • Ocean — участники находятся в каюте капитана. Им необходимо открыть люк, спуститься по верёвочной сетке в машинное отделение, после чего по лестницам и балкону перейти в главный зал.

Перемещение между секторами

Для перехода между игровыми секторами командам необходимо преодолеть некое физическое препятствие.

  • Futuristic → Aztec: участники поднимаются на лифте, пролезают через окно и спускаются по уступам стены вниз. В некоторых выпусках лифт не работал и участникам приходилось использовать лестницу.
  • Aztec → Industrial: переход выполнялся лазом по круглой металлической трубе. Изначально труба не имела ответвлений, но позже было создано некое подобие лабиринта — участники могли прийти в тупик, пойдя по неверной ветке. Кроме того, местами труба изгибалась вверх и вниз, а где-то на участников специально выпускали пар.
  • Industrial → Medieval: переход неоднократно менялся, но чаще всего участникам приходилось преодолевать ямы в узком коридоре. Иногда для этого было необходимо перебраться по верёвке, закреплённой сверху, иногда пробежать по натянутой сетке, а иногда пройти по вращающему бревну. В секторе Industrial выход находился на втором этаже, поэтому участники предварительно поднимались по лестнице. В Medieval этот переход заканчивался винтовой лестницей, которая закручивалась вправо, вопреки стандартной конструкции.
  • Medieval → Futuristic: участникам необходимо пройти по тросу, по верёвке или же по узкой балке, проложенными над бассейном с «нечистой» водой. Иногда для поддержки сверху находилась вторая верёвка, а иногда приходилось идти, сохраняя равновесие.
  • Aztec → Ocean: этот переход чем-то напоминает переход в прежний сектор — Industrial: участники ползут по тоннелю, преодолевая разные препятствия (завал в виде ящиков, текущую сверху воду и т.д.). Со стороны сектора Aztec перед входом в тоннель также находится бассейн, преодолеть которые можно было по установленным камням. В секторе Ocean конец тоннеля находился под лестницей в главном зале и был закрыт съёмной решёткой.
  • Ocean → Medieval: участникам необходимо подняться по лестницам в машинном отделении корабля, пролезть через небольшой люк и спуститься по лестнице в замок.
  • Industrial → Aztec: участники проходят по мосту, выходя через вход, стилизованный под древный храм.
  • Industrial → Futuristic: участники проходят через тоннель с фонтаном, и с открывающейся дверью в зону.


Переход в Хрустальный купол

Несмотря на то, что в каждом секторе изначально был определён выход, ведущий к хрустальному куполу, команды зачастую покидали последний сектор совершенно иными способами. C 7 сезона был убран. Основными выходами считались следующие:

  • Aztec — тропа посреди джунглей, проходящая рядом с сектором. Команда огибала статую и убегала по тропе.
  • Futuristic — в первых сезонах команда уходила через ту дверь, через которую в сектор входят, позже — через дверь в коридоре с лифтом.
  • Medieval — через дверь, из-за которой светил яркий свет, находящуюся возле прохода, ведущего в сектор Futuristic.
  • Industrial — команда убегала за видимую границу сектора, т.е. за кадр.
  • Ocean — из машинного отделения через дверь с ярким светом.

В некоторых случаях показанные выходы из сектора были противоречивыми, например:

  • подъём по лестнице на второй этаж в секторе Ocean вряд ли мог быть коротким путём к хрустальному куполу;
  • выход через ворота замка в секторе Medieval вряд ли возможен — ворота должны быть закрыты, ведь команда входила в лабиринт не через них;
  • дверь в коридоре в секторе Futuristic ведёт в тупик — в небольшую область между стеной коридора и стеной игровой комнаты.

Ведущие и персонажи

Richard O'Brien

Richard O'Brien

Richard O'Brien (настоящее имя Richard Timothy Smith) — известный английский актёр и телеведущий. Родился 25 марта 1942 года в городе Челтнем графства Глостешир в Англии. В 1951-ом эмигрировал с семьёй в Новую Зеландию, где прожил до 1964-го, после чего вернулся в Англию и занялся актёрской карьерой. Изначально выступал под именем Richard Smith, после чего взял себе сценический псевдоним O'Brien. Дважды был женат, в данный момент разведён. Имеет двоих детей от первого брака и одного от второго. Снялся примерно в двух десятках фильмов. Роль ведущего Хрустального Лабиринта тоже принесла ему значительную популярность.

Edward Tudor-Pole

Edward Tudor-Pole

Edward Tudor-Pole — английский актёр, певец, музыкант и телеведущий. Родился 6 декабря 1954 года в Лондоне. В 1974 создал свою группу «Tenpole Tudor». Эдвард снялся в большом количестве фильмов, но немалую популярность ему принёс и Хрустальный Лабиринт.

Sandra Caron

Sandra Caron

Sandra Caron не являлась ведущей программы, однако регулярно появлялась в кадре в 1-4 сезонах. По замыслу авторов она играла роль матери Ричарда (он называл её Mumsie). Во многих выпусках он рассказывал разные истории из их жизни, в т.ч. о неком её знакомом Дуэйне, которого никто никогда не видел. Сандра играла роль гадалки в секторе Средневековье, у которой можно было выиграть хрустальный шар за разгаданную загадку. В 3-ем сезоне вместо гадалки была Тётушка Сабрина, которую играла тоже Сандра Кэрон. Сандру можно видеть в заставке программы в сезонах 2-4.

В первом (специальном) выпуске пятого сезона в начале показывается отрывок, где Ричард пишет письмо новому хозяину Лабиринта, после чего вместе с Сандрой они уезжают на мотоцикле — Мамзи решила переехать к тому самому Дуэйну, и Ричард уезжает вместе с ней. В начальной заставке этого выпуска специально не показывался ведущий, чтобы продлить интригу для зрителей.

Stephen Merchant

Stephen Merchant

Спустя 11 лет Channel 4 провёл звёздный спецвыпуск в рамках "Stand Up to Cancer" со Stephen Merchant в роли ведущего.

Richard Ayoade

Richard Ayoade

После успеха вышесказанного спецвыпуска 13 января 2017 года было подтверждено, что Ричард будет вести 20 часовых выпусков.

Компьютер

Компьютер — хоть и невидимый, но действующий персонаж игры, т.к. ведущие постоянно с ним общались. Располагается в секторе Будущее. В сезонах, где ведущим был Ричард, у компьютера не было имени — ведущий называл его просто компьютер. Во втором сезоне он имел женский голос, в остальных — мужской. В сезонах с Эдвардом компьютер получил имя Барбара, который тоже озвучивала женщина. Функциями компьютера был пропуск игроков в сектор, если он начинали своё путешествие с него, включение мониторов, иногда открытие дверей и т.д. Также в некоторых выпусках были особенные ситуации вроде космической бури, трясшей весь корабль. В этом случае компьютер оповещал команду об опасности и один раз команде даже пришлось покинуть сектор раньше времени. Неоднократно со стороны компьютера делались забавные выходки — поворот экранов, на которых команда наблюдала за участником, отключение лифта и предложение воспользоваться лестницей и т.д.

Музыкальное оформление

Во всех шести сезонах использовалось одно и то же музыкальное оформление — композиция «Forcefield» (Силовое поле) композитора Зака Лоуренса (Zack Lawrence). Оригинальная мелодия имеет длительность 1:05, однако для разных моментов (начальная заставка, финальные титры, переход между секторами, собирание купонов в Куполе) были сделаны разные её нарезки.

Сезоны и выпуски

Было проведено шесть сезонов игры, которые показывались каждый год с 1990 по 1995. Все сезоны состояли из 13 игр. Выпуски показывались один раз в неделю. Во всех случаях съёмки проводились в ноябре и декабре предыдущего года. С 2017 года вернулось на Channel 4.

Периоды трансляций:

  • Первый сезон — с 15 февраля по 10 мая 1990 года;
  • Второй сезон — с 21 марта по 13 июня 1991 года;
  • Третий сезон — с 23 апреля по 16 июля 1992 года;
  • Четвёртый сезон — с 1 апреля по 24 июня 1993 года;
  • Пятый сезон — с 12 мая по 4 августа 1994 года;
  • Шестой сезон — с 18 мая по 10 августа 1995 года;
  • Седьмой сезон — с 22 июня 2017 по настоящее время.


Кроме того, было проведено пять специальных детских игр, приуроченных к Рождеству:

  • 1 января 1991 года;
  • 24 декабря 1991 года;
  • 27 декабря 1992 года;
  • 24 декабря 1993 года;
  • 24 декабря 1994 года.

И одна специальная игра к юбилею игры.

В России в конце 90-х с русской озвучкой игры транслировал телеканал ТНТ.

Интересные факты

  • Наименьшее количество шаров, которое было результатом команды — 1 (такое случилось 2 раза за всю историю). В процессе игры команды собрали больше, но из-за выкупленных пленников шар оставался всего один. Наибольшее — 10 (случалось несколько раз).
  • Наибольшее количество купонов, собранное командой — 472, из которых более половины были серебряными (12-ый выпуск 5-го сезона).
  • Несмотря на то, что на карте лабиринта Хрустальный купол располагается прямо между игровыми секторами, на самом деле он располагался скорее всего в другом месте, т.е. реального пространства между секторами достаточно мало.
  • Для съёмок программы использовался один из самых крупных павильонов (бывший ангар) в пригороде Лондона.
  • Изначально игра разрабатывалась как английский аналог «Форта Боярд». Жак Антуан принял решение о создании похожей приключенческой игры из-за получения отказа в съёмках английского «Форта» в то же время, когда была его премьера во Франции. Английские игры в «Форте Боярд» всё же состоялись, но спустя несколько лет, когда Хрустальный Лабиринт уже не выходил.
  • В 2010 году по интернету разошёлся слух, что готовится обновлённая версия игры с Амандой Холден с роли ведущей. Это вызвало огромное количество недовольств у любителей игры, главное из которых заключалось в самой кандидатуре «хозяина лабиринта». Кроме того, многие придерживаются позиции, что возрождать игру не нужно — она всё равно не сравнится с тем, что было в 90-х и станет только хуже. Тем не менее, время показало, что всё это было лишь уткой — спустя несколько месяцев история затихла, т.к. никаких новостей не было.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Приведённые обозначения официально в игре не использовались и созданы здесь лишь для использования на страницах с описаниями испытаний.

Ссылки

Великобритания Телевизионные игры Великобритании
Интеллектуальные

«1 vs. 100» | «5 Gold Rings» | «100%» | «101 Ways to Leave a Game Show» | «500 Questions» | «1000 Heartbeats» | «1001 Things You Should Know» | «A Question of Genius» | «A Question of Sport» | «Alphabetical» | «Ant & Dec's Limitless Win» | «Are You an Egghead?» | «Are You Smarter Than a 10 Year Old?» | «Big Break» | «Beat the Brain» | «Beat the Chasers» | «Beat the Pack» | «Benchmark» | «Blockbusters» | «Brainbox Challenge» | «Breakaway» | «Britain's Best Brain» | «Britain's Best Junior Doctors» | «Britain's Brainiest» | «Britain's Brightest Family» | «Bullseye» | «Cash Cab» | «Cash Trapped» | «Catchpoint» | «Celebrity Squares» | «Chase the Case» | «Cleverdicks» | «Cluedo» | «Codex» | «Countdown» | «Decimate» | «Dirty Money» | «Divided» | «Duel» | «Eggheads» | «Ejector Seat» | «Face the Clock» | «Fastest Finger First» | «Fifteen to One» | «Five Minutes to a Fortune» | «Football Genius» | «For What It's Worth» | «Freeze Out» | «Going for Gold» | «Gordon Ramsay's Bank Balance» | «Hardball» | «High Stakes» | «Holding Out for a Hero» | «It's Not What You Know» | «Impossible» | «In It to Win It» | «Jeopardy!» | «Junior Criss Cross Quiz» | «Knowitalls» | «Lingo» | «Mastermind» | «Mind the Gap» | «Moneybags» | «Moneyball» | «Only Connect» | «One Hundred and Eighty» | «One Question» | «Panic Attack» | «Perfection» | «Perfect Recall» | «Pick Me!» | «Pointless» | «PokerFace» | «Pressure Pad» | «Quite Interesting» | «Quizness» | «Rebound» | «Relentless» | «Richard Osman's House of Games» | «Rolling In It» | «Russian Roulette» | «Sale of The Century» | «Scream! If You Know the Answer» | «Secret Fortune» | «Sell Me the Answer» | «Shafted» | «Sign2Win» | «Sitting on a Fortune» | «Spelling Bee» | «Spin Star» | «Star Spell» | «Strike It Lucky» | «Tenable» | «The 1% Club» | «The 21st Question» | «The Answer Trap» | «The Bank Job» | «The Boss» | «The Chair» | «The Chase» | «The Chase Extra» | «The Code» | «The Common Denominator» | «The Edge» | «The Enemy Within» | «The Exit List» | «The Finish Line» | «The Fuse» | «The Kids are All Right» | «The Krypton Factor» | «The Link» | «The Million Pound Drop» | «The Question Jury» | «The People Versus» | «The People's Quiz» | «The Switch» | «The Vault» | «The Wall» | «The Weakest Link» | «The Wheel» | «Tipping Point» | «TV Showdown» | «Two Tribes» | «Unbeatable» | «University Challenge» | «Very Hard Questions» | «Who Dares Wins» | «Who Wants to Be a Millionaire?» | «Winning Combination» | «Winning Lines» | «Wipeout» | «WordPlay»

Развлекательные

«Alan Carr's Epic Gameshow» | «All Star Mr. & Mrs.» | «Amazing Greys» | «Apocalypse Wow» | «Babushka» | «Beat the Star» | «Blankety Blank» | «Catchphrase» | «Celebrity Game Night» | «Celebrity Squares» | «Deal or No Deal» | «Dirty Rotten Cheater» | «Dog Eat Dog» | «Draw it!» | «Family Fortunes» | «First & Last» | «Game of Talents» | «Golden Balls» | «Heads or Tails» | «Hole in the Wall» | «I Love My Country» | «Impossible?» | «In With A Shout» | «Letterbox» | «Liar» | «Midas Touch» | «Minute to Win It» | «Mr. & Mrs.» | «Name That Tune» | «Odd One In» | «Password» | «Play Your Cards Right» | «Push the Button» | «Red or Black?» | «Reflex» | «Riddiculous» | «Small Fortune» | «Take Your Pick» | «Taskmaster» | «The Colour Of Money» | «The Cube» | «The Generation Game» | «The Hit List» | «The Price is Right» | «The Whole 19 Yards» | «Without Prejudice?» | «You Bet!»

Приключенческие

«Cannonball» | «Interceptor» | «Lost» | «Ninja Warrior UK» | «Prized Apart» | «Spy» | «Take the Tower» | «The Crystal Maze» | «The Door» | «The Void» | «Total Wipeout»

Детские

«Raven» | «Richard Hammond's Blast Lab» | «Top Class»