Кто-то задаётся вопросом из разряда "ой, а что же это такое произошло, что передачи вот так переиначивают?". Кто-то может не понимать, зачем придумываются все эти "На выходы", "Те, что всех умнее", "Разумные игрища", и, быть может, думают "ну что, сложно было договориться заново купить формат?". Возможно кто-то даже недоумевает по поводу того, что "неужели сами не могут чего-то нового своего придумать?". Про то, почему своего не могут придумать, а только переиначивают уже существующее, я в этом посте размышлять не буду. Все понимают, что шоу делается ради рейтингов, т.е. бабок, и здесь процесс идёт по пути наименьшего сопротивления. Ну дескать, зачем париться, если для зарабатывания бабок можно просто поменять название и спародировать оригинальную музыку, а то Фаррер в твиттере злится.
Ну так вот. Ребят, сейчас будет много моментов и большой вывод, который одних может огорчить, а других - "гордиться" за свою "прекрасную страну". Я здесь 14 лет сижу, и все мы в большинстве своём между собой знакомы, поэтому каждый свою какую-никакую позицию знает. И вы знаете, где я живу и какая у меня позиция. Мне придётся затронуть политоту, потому что я хочу рассказать вам своими словами, как я вижу всё то, что сейчас происходит, попутно высказав всё, что я на этот счёт думаю. Я не хочу, чтобы этот топик превратился в гранд-срач, из-за которого развалится ГШ. Этого мне меньше всего хочется.
Конкретно в этом посте я предлагаю немножко поставить себя на место эрнстов-добродеевых-кулистиковых и немного прикинуть логику того, как и зачем извращаются над форматами (или напротив, ничего не делают).
"Законодательство" рф ставит саму рф выше международного права и прочих других постулатов. Вся планета им теперь не указ. Собственно, это можно сейчас увидеть везде и ощутить на собственной шкуре уже в моей стране. Это первый важный момент.
Большие дяди из каналов, полностью крышуемых режимом (во всех смыслах слова) убеждены, что они, собственно, под крышей и потому могут не нести ответственность за простой коммуниздинг (как же это слово многозначительно) телевизионных форматов. Что само по себе развязывает руки на большой такой плевок на сам рынок форматов в принципе. Да, этим промышляли ещё давно, но делали хотя бы так, чтобы "ну вообще не смогли прикопаться". Не могли прикопаться именно с точки зрения рынка форматов и определения того, что на рынке называется "ключевыми элементами шоу", по которым определяется процент плагиата.
В это же время происходит тотальный (в большей или меньшей мере) кэнсэллинг вышеупомянутой страны, и телевидение здесь совсем не исключение. Вышвыривание из Европейского вещательного союза (EBU) на второй день вторжения стало жирным сигналом для всех зарубежных вещателей и продакшнов. И, насколько я понимаю и вполне могу допускать, контрагенты (или простыми словами, каналы и продакшны), у которых были подписаны контракты с российскими каналами-продакшнами, оказались в ситуации когда:
– им нужно занять принципиальную позицию и рассторгать контракты в одностороннем порядке, ОДНАКО это почти наверняка чревато оплатой неустойки, что ставит зарубежных контрагентов в непростое положение, потому что тогда нужно отдавать рф деньги, причём либо в валюте (на операции с которой в первый же день были наложены санкции), либо в рублях, что ещё противнее
– ЛИБО занять чуть менее, но по-прежнему принципиальную позицию, и НЕ продлевать никакие контракты, соглашения, лицензии и права. Тогда им не придётся отдавать денег рф, а форматы закроются сами по истечению действия всех подписанных бумаг.
Как мы видим, почти всеми западными продакшнами было принято второе решение, и оно действительно логичное. Именно поэтому с тем же «Слабое звено» было всё нормально ровно до окончания 2022 года, ведь именно на период календарного года (с 1 января по 31 декабря) и подписываются почти все бумаги подобного рода.
Что происходит дальше? Заканчивается 2022 год, и вместе с ним прекращаются съёмки «Слабое звено». У меня не было особого желания следить за всеми форматами, поэтому привожу конкретный пример, за которым я наблюдал. Очевидно, что скорее всего произошло "второе решение": истекает срок лицензии, и формат глохнет сам собой. Причём важно понимать, что речь идёт не только о производстве шоу, но и о его трансляции в эфире, на которой канал, разумеется, зарабатывает деньги. Обычно лицензия подразумевает и производство, и трансляцию премьеры, и даже трансляцию шоу в повторе. Потому что условные РР или «Слабое звено» начала нулевых "Первый канал" с удовольствием бы крутил, сколько ему угодно. Хоть по сто раз показывай (как делали с возрождённым «Слабое звено»). Но в большинстве случаев с истечением лицензии на шоу истекает и возможность показывать его в эфире.
Приобретение лицензии на кино, например, подразумевает покупку прав на трансляцию конкретного кина в эфире определённое количество раз (обычно это 1, 2, 4 или 8 раз, у проходного старого кино часто встречаются права именно на 8 эфиров). И даже эти права имеют свой срок действия, обычно в пределах календарного года: если не успел или забыл показать - твои проблемы. Почему тогда канал с очень смешным сейчас названием "МИР" продолжает показывать повторы «Слабое звено» и в 2023 году (сейчас уже вроде нет)? Ответа не знаю, но подозреваю, что им просто наплевать. Но формат продолжать не стали, и здесь подозреваю, что на это немножко влияет факт того, что канал вещает на СНГ, а это побольше одной страны и, следовательно, ответственность наступает уже коллективная.
Какие действия предпринимают продакшны и каналы, с которыми так бессовестно не захотели дальше сотрудничать? Здесь мы имеем два рода действий:
1) Чуть-чуть меняем формат и феерично возращаемся в эфир под слоганом "абсолютно новое шоу", желательно, на другом канале («Слабое звено», СУ, «Кто хочет стать миллионером?»)
2) Ничё не меняем (потому что мы давным-давно уже много что поменяли) и выходим в эфир дальше (СИ, 100/1, ПЧ)
Во втором случае всё довольно просто: трём федералкам просто по барабану (барабан, ха-ха) на рынок, в который, судя по всему, они возвращаться не собираются, раз они так себя ведут, и потому просто продолжают делать свои увеселительные дела. Здесь надо отметить два паттерна поведения - Первого и Студии 2В. Первый, который (и это просто хохма какая-то) за считанные недели до 24.02 наконец решает поступить по-хорошему покупает лицензию на шоу, которое спокойно тырилось 30 лет, теперь делает вид, будто всей этой байды с "Наше поле чудес" никогда и не было, и продолжает 30-летнюю традицию производства "совершенно другого шоу". В своих весьма тёплых отношениях с Р-1 и НТВ Студия 2В решила (как я понимаю) сделать финт ушами, однако исключительно в юридическом поле – переименоваться в 2V Media (или как там). В то время, как сами шоу изменений не претерпели.
ОДНАКО в это же время ОТ ТЕХ ЖЕ Первого и 2В мы видим совсем другое – «Слабое звено» и «Кто хочет стать миллионером?» (и СУ впридачу) частично переделываются. Я не беру в счёт "Игры разума", потому что это не тот случай.
Чем же «Слабое звено», СУ и «Кто хочет стать миллионером?» так отличаются от СИ, 100/1 и ПЧ? Я сам не понимал, пока не начал писать этот пост, и в итоге ответ лежит на поверхности: те самые "ключевые элементы шоу", по которым определяется степень плагиата, у Свояка, Стояка и Сэйдиснилю были серьёзно изменены ещё тогда в 90-х, когда эти шоу создавались, вне зависимости от того, покупались они по лицензии (как делало 2В, тогда ещё Video International) или тырились после подглядывания за французской версией Wheel of Fortune (как делали "советские битлы" из ЦТ). Как вы могли замечать все эти годы, "отечественные" продакшны всегда считали, что они лучше всяких западенцев знают своего зрителя, и всегда за всеми форматами всё переделывали (правда, с адаптацией The Price Is Right шо-то не зашло, видимо, не стоило было так часто и сильно этим увлекаться).
А вот как раз «Слабое звено», СУ и «Кто хочет стать миллионером?», очевидно, продавались с крайне строгими условиями - ПОЛНОЕ соблюдение всех ключевых элементов формата (такой сложился тренд после оглушительного успеха "Миллионера"). И как бы не хотелось "поиграться со шрифтами, правилами, музыкой и поведением ведущего", условия выполнять надо. О том, правильно ли поступали BBC и ITV, можете судить сами - «Слабое звено» и «Кто хочет стать миллионером?» самый второй и самый первый по успешности телеформаты на планете.
И теперь доблестные гиганты российского телевидения попали в нестандартную ситуацию. Им может быть и не хотелось ничего менять - хорошо же было всё. Вот только "что-то случилось", и теперь надо делать "абсолютно новое шоу", но чтоб всё было то же самое - хорошо же было всё. Тем паче, руки-то развязаны - лицензии истекли, и больше никакие супервайзеры не ездят на съёмки проверять, чтоб всё было по формату. И ровно здесь воплощаются влажные мечты условных Гузэлей Киреевых (совпадения случайны) по внедрению правила удвоения выигрыша в финале (как и было тихонько провозглашено в одной из статей ещё в 2019) и возможности "никого не выкидывать в первом раунде, ведь все такие хорошие".
Пожалуй, у каждого из вас возник (сейчас или давно) вопрос наподобие "вот почему вот это поменяли, а тут ничего не поменяли, ведь это же палево палевное просто капец какое?". Действительно, проекты меняются так, чтобы они юридически были "абсолютно новыми шоу", но в глазах зашоренного зрителя это подавалось как "возвращение вашей любимой легенды" либо "мы просто переехали на СТС/Пятницу, чё тут такого".
Разумеется, Первый за собой оставляет почётное звание первого по нахальству - судя по всему, остаётся практически всё, в т.ч. студия, музыка Стрэтченов, отборочный тур и т.п. «Слабое звено» и СУ в этом плане существенно больше постарались, хотя слово "старались", конечно, ни в одном из случаев неприменимо, потому что, по-хорошему говоря, это плагиат чистейший, шо то, шо то. Тут со мной вряд ли кто поспорит. Сделать пять раундов вместо трёх, поменять овальные таблички на прямоугольные мониторчики и повернуть лого Nurofen на 45 градусов - это даже не полпроцента от общей массы ключевых моментов форматов «Слабое звено» и СУ.
Собственно, именно нахальство Первого с форматом "Миллионера" окончательно утвердило у меня в мозгах, что именно происходит с этим переиначиванием "строгих" форматов, которые не давали переиначивать раньше. Есть два (а точнее полтора) элемента, которые были изменены во всех трёх случаях - это логотип и название (здесь опять Первый наглее всех, потому что оставил прежнее название).
UPD: здесь же можно задаться вопросом, почему тогда «Кто хочет стать миллионером?» не поменял название? Ответ так же легко всплывает, если задаться вопросом, чем шоу с изменёнными названиями (бывшие «Слабое звено», СУ и "Игры разума") отличаются от "Миллионера", Свояка и 100/1, у которых название изменено не было? Ответ несложный: в отличие от "Миллионера", "абсолютно новые шоу" переезжали на абсолютно новые каналы, и потому нуждались в хоть каком-то подобии ребрендинга. А "Миллионер", Свояк и 100/1 остались на своих каналах. Выглядит логично? Думаю, да. Собственно, дальше я рассказываю, в чём этот ребрендинг заключается, зачем его нужно проводить и какие его минимальные требования.
Почему же на всё международное право наплевать, а название и лого так старательно (нет) преображались? В стране на букву "р" есть одна вещь, которая продолжает ещё как-то выполняться - это регистрация торговой марки (или товарного знака) телепрограммы, т.е. фиксация бренда в стране, где он адаптирован. Ну просто чтобы другие в этой стране не наваривались на бренде успешной игры.
Ровно поэтому неофициальные приложения, сделанные по мотивам того же «Кто хочет стать миллионером?», «Слабое звено», ПЧ, СИ и т.п., долго не живут - обычно, пока не обратят на них внимание и не постучат. Ровно поэтому всё это время мы играли в SIGame, Сильное звено, Чудо-поле и прочие "Вы счастливчики" и "Ах, везунчики". Каким-то чудом существует разве что 100/1. Энтузиасты получали по попе (и, надо сказать, абсолютно справедливо) за всё это. И сейчас в той же ситуации оказались большие дяди (и иногда тёти). Чтобы окончательно (как им кажется) освободиться от оков купленных форматов, судя по всему, было решено просто создать бренд, отличающийся от серых колечек-звеньев, красной таблетки Nurofen и вычурного круга с вопросительными знаками и узорами спирографа. Теперь вместо них многозначительная буква Хэ, красная таблетка Nurofen, НО ПОВЁРНУТАЯ, и во всех смыслах противный круг с неприлично кривыми буквами, который напоминает либо пиццу "4 сыра", либо то, что может выдать целомудренная нейросеть по запросу "золотой дождь".
Здесь забавно то, что (как мне говорили) срок действия зарегистрированной торговой марки - 10 лет после последнего её продлевания на такой-то период. Я не проводил отдельных ресёрчей по этому вопросу, ибо оно мне нафиг не вкакалось, сами понимаете. Я хочу лишь сказать, что действие торговой марки "Самый умный" истекло где-то в 2022 году. И это смешно, потому что ПО ИДЕЕ канал "Пятница" мог спокойно сохранить название. Но это уже ладно.
Собственно, по итогу мы видим то, что видим. Я хотел вкратце накинуть всё, что на этот счёт думаю, но получилось, как всегда. За эти 25 тысяч символов я прошёлся по очень многим моментам, и скорее всего, желание мило подискутировать хотя бы по одному какому-то моменту возникло у каждого. Собственно, вот вам для этого топик. Гадать о том, кто же там будет вести "Миллионера" и какой дешевизны там будут плашки, можно в соответствующих местах. Здесь же я описал проблематику во всём цеху в принципе и постарался разглядеть причинно-следственные связи всего этого "кризиса на букву П".
Я не буду затрагивать остальные форматы, не принадлежащие к жанру Game Shows. Шо там происходит с "Масками" и прочими перчатками и антисептиками, меня откровенно мало волнует. Как и то, что происходит с оригинальными форматами, такими как «Что? Где? Когда?». Недавно поймал себя на мысли, что совершенно не ведаю о том, что вообще там происходит целый год, и меня не волнует это ни на минуту. И знаете, как-то легко на душе стало, ведь раньше был увлечён прям очень сильно, и многие были тому свидетелями.
Вообще надо понимать, что все выше написанные мысли были подогреты только одним интересом: понять, насколько могут обнаглеть (и это самое литературное слово, как вы понимаете) те, кто имеет кард-бланш на принятие решений в телевизионной кухне. Насколько они находятся мимо реальности и думают, насколько они безнаказанны. Я не буду поднимать тему, что будет со всем этим телеком, с каждой даже самой мелкой передачкой, с каждым, кто был в кадре, и с каждым, кто думает, что он за кадром СПРЯТАЛСЯ. Многие догадываются, что я об этом думаю, и возможно, они того же мнения. Если выражаться культурно, то мне кажется, что когда всё это закончится... вот так, как было с совком, не получится. Не получится такого лайтового перехода из ЦТ в ОРТ с сохранением всех "Кавээнов", "Взглядов", "Счастливых случаев" и прочих "Сельских часов". Произойдёт, если позволите такой эвфемизм, "реновация". Тотальная. Всего. В крайне плохом смысле слова. Это моё убеждение. И кажется мне, что всё, что мы сейчас наблюдаем с этими импортозамещашками - в подсознании больших дядек держится какое-то мелкусенькое, еле ощущаемое, но всё-таки понимание, что всё это временно и очень недолго. И что всё это - лишь дешёвая и, если наблюдать со стороны, безумно смешная попытка надышаться. Судорожно ловить ртом воздух перед известно чем. Если выражаться конкретно на каком-нибудь примере, то лично я никакого "юбилейного сезона в честь 50-летия когда-то очень любимой игры" не вижу. И 49-го тоже, если честно. Уаабще.
Кто дочитал, тот молодец. Считаю, что именно мне было бы ну как минимум логично начать этот разговор, чтобы у остальных появилась смелость не молчать. Вот такие у меня ощущения и чувства. Делитесь своими.