Що? Де? Коли?
Що ? Де ? Коли ?
- Ведущий:
- Александр Андросов
- Язык:
- Русский
- Количество сезонов:
- 2
Производство:
- Продолжительность:
- 90 минут
Вещание:
- Канал:
- Первый национальный, К1
- Похожие передачи:
- Брейн-Ринг, Своя игра
Ссылки:
Что? Где? Когда? — интеллектуальная викторина, наиболее распространённая в русскоязычной среде. Была создана в 1975 г. телеведущим Владимиром Ворошиловым. Игра очень быстро стала настолько популярной, что кроме оригинальной телевизионной версии появилась спортивная версия игры. Игровая команда из шести (в спортивной версии до восьми) человек должна ответить на вопрос, имея для обдумывания и обсуждения одну минуту. Вопросы подбираются такими, ответить на которые можно с помощью общих школьных знаний и капли логики. За каждый правильный ответ команда получает одно очко.
Содержание
Правила телеигры
В телевизионной версии каждый верный ответ на вопрос даёт команде одно очко, неверный ответ даёт очко «команде зрителей» (которые как бы вместе играют против команды знатоков). Когда одна из команд набирает шесть очков, она выигрывает. Это означает, что в течение одной телевизионной игры может прозвучать не более одиннадцати вопросов. Правила телеигры постоянно меняются, но проходит она всегда (за исключением нескольких первых сезонов) в Охотничьем домике Нескучного Сада в Москве. Там оборудована особая комната с рулеткой, на которой установлен волчок со стрелкой. Вопросы находятся в разложенных на столе конвертах, подписанными названиями городов участников, приславших вопрос. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Если выпавший вопрос уже сыграл, то выбирается следующий за ним по часовой стрелке ещё не сыгравший вопрос.
Обсуждение ведется одну минуту. В конце обсуждения капитан команды должен назвать знатока, который даст ответ. Как правило, слово дается автору версии.
Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (зачастую это кулак с отогнутым вверх большим пальцем), после чего капитан команды может сказать ведущему до начала непосредственно обсуждения вопроса, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, вдобавок к баллу в пользу знатоков, у команды появляется возможность взять дополнительную минуту обсуждения. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, и команда может взять больше одной дополнительной минуты подряд.
Также было введено такое правило, как «помощь клуба». Если знатоки не знали ответа на заданный вопрос, они могут обратиться к знатокам в зале. Время, которое можно использовать для данных целей — 20 секунд. В 2007 году это правило было слегка изменено, после чего брать помощь можно только при счете не в пользу знатоков. Ранее существовало такое правило как «помощь магистров», при котором знатокам могли подсказывать в течение 20 секунд магистры игры, однако это правило было впоследствии отменено.
Так как знатоки находятся в зале не одни, существует потенциальная возможность несанкционированной подсказки. Для предотвращения этого во время обсуждения вопроса в зале находится распорядитель, который при обнаружении этого поднимает красную карточку. Кроме того, в зале задействованы несколько операторов, что позволяет зафиксировать подсказку на видео. При нарушении правил человек, подсказавший ответ, в большинстве случаев удаляется из зала. Ведущий же имеет право не засчитать ответ знатоков.
Помимо обычных секторов, есть три специальных:
- Блиц. Кроме обычных вопросов, для ответа на которые даётся минута, были введены «блиц-вопросы». Такой вопрос состоит из трёх более простых вопросов, но на каждый из них команда имеет лишь 20 секунд. Команда получает очко при трёх правильных ответах. Сперва этот тип вопросов появился в телеигре, а позже был включён и в спортивный вариант игры. В то время, когда ведущим был Владимир Ворошилов, он сам выходил в зал к знатокам и задавал вопросы. В данный момент блиц проходит так же, как и обычные вопросы.
- Суперблиц. Похож на блиц, отличие заключается в том, что участвует в нём один игрок от команды.
- 13й сектор. В этом секторе играет один из тех вопросов, которые поступили по Интернету во время прямой трансляции (адрес для вопросов)
Вопросы
Общие сведения
Игра требует большой образованности и широкого кругозора в области современной науки, способности быстро, оригинально и неординарно мыслить. Из краткого описания игры можно ошибочно заключить, что для успешного ведения игры необходимо помнить множество фактов. На самом деле вопросы, требующие знания определённых фактов, обычно неинтересны, таких вопросов обычно стараются избегать. Хороший вопрос должен содержать в себе всё необходимое для ответа, кроме того могут требоваться знания на уровне средней школы, внимательность, наблюдательность и т. п. Часто какое-то лишнее, не очень пригодное в данном контексте слово или грамматическая тонкость являются сильным намёком; такую роль играют каламбуры и т. п., так что вопросы часто непереводимы и предполагают наличие познаний в культурологии.
Вопросы относятся к разным областям познания и имеют различную стилистику, поэтому лучшими игроками будут наиболее эрудированные и начитанные. В сильной команде должно быть налажено гармоничное сотрудничество между людьми с разными образами мышления, по возможности — специалистами в разных областях. Многое зависит от тренировки, способности к взаимопониманию внутри команды.
Виды вопросов
- Мультимедийные вопросы. Это вопросы, заданные с помощью видео- или аудиозаписи, либо с использованием рисунков. В телеигре видеозапись просто показывают на мониторе. В спортивном варианте на каждый стол перед озвучиванием вопроса кладётся распечатка. Часто перед чтением вопроса, чтобы избежать утомительного переписывания, раздаются также длинные тексты (например, стихи).
- Вопрос с предметом. Команде показывают предмет и предлагают, к примеру, угадать, для чего он служит (или служил), использовать предмет(ы) для достижения определённого результата и т. п.
- Вопрос с чёрным ящиком. Здесь требуется ответить, что находится в чёрной шкатулке, стоящей перед игроками. По размерам ящика можно приблизительно угадать размеры искомого предмета. Кроме того, в ящике явно не может лежать ничего абстрактного (хотя как-то раз там было ничто — и это было верным ответом, однако данный случай является скорее исключением).
Телеверсия игры
Украинская версия игры выходила на Первом национальном канале, позже шла на канале К1. В настоящее время игра не транслируется . В игре присутствовал "Хранитель традиций" (который защищал интересы знатоков) и "Президент банка Південний" (который защищал интересы телезрителей)
Призы и титулы телеигры
- «Хрустальная сова». Приз введён в 1984 году, вручался лучшему игроку из команды знатоков и лучшему игроку из команды телезрителей[1].
Обладатели хрустальной совы
- Анатолий Бугаев (первый обладатель хрустальной совы)
- Руслан Горусев (победитель осенней серии 2009)
- Сергей Горбунов (победитель зимней серии 2008)
- Максим Буряков (первый телезритель завоеваший хрустальную сову)
Капитаны команд
- Дмитрий Кукленко
- Владимир Итыгин
- Арсен Малиновский
- Сергей Писаренко
- Руслан Горусев
- Ольга Резницкая
- Вячеслав Лисицын
Галерея изображений
«Что? Где? Когда?» (Азербайджан) | «Что? Где? Когда?» (Армения) | «Что? Где? Когда?» (Белоруссия) | «Какво? Къде? Кога?» (Болгария) | «რა? სად? როდის?» (Грузия) | «Что? Где? Когда?» и «Что? Где? Когда? Алматы» (Казахстан) | «Билерман ордо» (Кыргызстан) | «Что? Где? Когда?» (Россия) | «Zakovat» (Узбекистан) | «Що? Де? Коли?» (Украина) | «Mis? Kus? Millal?» и «Что? Где? Когда?» (Эстония) |
|
«Million Dollar Mind Game» (США) | «Aklın Yolu Bir» (Турция) |
|