Вход  •  Регистрация

Интервью с Александром Гуревичем

Сообщение » 24.01.2009, 02:04

СВОЯ ИГРА АЛЕКСАНДРА ГУРЕВИЧА
Человек, которому нравится смотреть на то, что он сам делает.
Однажды Александр Гуревич привел в свою студию натуральную свинью и заставил смотреть на звезды. Свинья смотреть не захотела. Оказалось, у хрюшек нет специального хрящика, который позволяет поворачивать голову к небу. Так и не узнает поставщица свинины, почему глупые люди «называют эти плевочки жемчужинами». Нет хряща — нет и романтики. Семь лет в «Устах младенца» Гуревич задавал вопросы детям, получая на них мудрые ответы. Когда младенцы выросли и поскучнели, он придумал новую игрушку — в программе «Большой вопрос» заставил взрослых отвечать на детские вопросы. А в новом сезоне смешная программа Гуревича с экранов исчезла. С большим вопросом мы пришли к отцу-основателю

— Александр, вы как-то ушли, не попрощавшись. Что случилось с «Большим вопросом»?
— Канал РТР посчитал, что проект в его сетке неперспективен. У нас был договор на показ восьми пилотных выпусков. Мы отсняли восемь выпусков, РТР их показал. Тут у меня нет ни претензий, ни вопросов к каналу.
В интересах канала соблюдать некий компромисс: он должен показывать хорошие передачи, но эти передачи должны разумно стоить. У нас в каждом выпуске на 45 минут эфирного времени семь аттракционов. Это сложно в организации, сложно по сценарию, и это дорого.
— Конечно, ведь вы в своей программе пари заключали: может ли человек с вертолета в валенки прыгнуть — это же надо вертолет зафрахтовать плюс парашюты, и валенки купить еще надо...
— Мы вообще о чем программу делать собирались — о человеческих возможностях, а вовсе не о пари. Наверное, любой экскаваторщик может очень точно что-то своим экскаватором копать. А может он ковшом опустить букет цветов в хрустальную вазу и не разбить ее? Вот это —большой вопрос. На это смотреть интересно. И на человека с валенками интересно смотреть, и на Гагарина...
— Это когда он из космоса прилетел и у него сразу шнурок развязался, а вы спорили, на каком ботинке?
— В принципе если только про шнурок, то это глупость. Мне-то хотелось про другое поговорить. Вот если бы мне сказали, что у Гагарина, когда он шел от самолета к Хрущеву, шнурок не случайно развязался, а какой-то имиджмейкер это специально придумал, я бы этому имиджмейкеру поаплодировал. Потому что ведь народу нужно, чтобы его герой был человеком простым, родным. Так вот, более земной и человечной штуки, чем этот шнурок, для героя и придумать нельзя было. Хотя у Гагарина со шнурком, скорее всего, случайно получилось.
В первых передачах много было таких вот лирических отступлений. Про ДОСААФ, про то, как папа водил меня в Парк культуры, где стояли вышки парашютные. У меня тогда стали спрашивать: ты что, еще одну «Старую квартиру» хочешь сделать? А я не собирался делать «Старую квартиру». Просто хотелось, чтобы это было не совсем игрой.
— А у вас за то, что передача больше, чем игра, ругают?
— Просто говорят, что нет чистоты жанра. Вроде обсуждаем какие-то серьезные вещи, а потом заставляем людей в дудки дуть. Мне-то кажется, что человек должен так время проводить — сходить в консерваторию, по дороге из консерватории устроить конкурс с приятелем, кто дальше плюнет, прийти домой и напиться. Мне говорили: выбирай либо консерваторию, либо кто дальше плюнет. А мне кажется, оно вместе должно быть.
— В смысле Венедикт Ерофеев — ваш кумир.
— Вполне. Для телевидения это, конечно, край, но метафора правильная.
— К слову, о краях и центре. Странная штука с программой «Сто к одному». За что человек приз получает? За то, что ближе всех к стандарту. Он ведь должен угадать общественное мнение. Люди, конечно, на программу приходят умные, а оригинальному человеку усредниться тяжело, но все-таки выигрывает тот, кто заставляет себя думать, «как все».
— Когда передача появилась, все хором сказали, что она для самых глупых, скучных и тривиальных людей. То есть чем банальнее ответ, тем ты ближе к выигрышу. Тогда мы, чтобы защититься от нападок, придумали отговорку: в игре побеждают те, кто разбирается в психологии массового сознания. У нас игра для психологов! Кстати, когда-то на вопрос «известный английский писатель» человека три из опрошенных на улице ответили: Джек Лондон. По принципу Лондон — столица Англии, Джек Лондон — их местный писатель. А еще самым известным украинцем назвали Лукашенко. Человек пять из сотни.
— Сами телевизионщики говорят, что телевидение ориентируется на интеллектуальных «троечников». Может, все-таки не работать для среднего человека, а воспитывать зрителя?
— Я бы не рискнул никого воспитывать. Для этого надо чувствовать, что имеешь право. Это довольно утомительно — вычислять среднестатистический интеллект и на него ориентироваться.
По счастливому стечению обстоятельств, передачи, которые я делаю, не только деньги приносят компании, но и удовольствие мне доставляют. «Сам себе режиссер» — люблю смотреть, смешно. В «Двух роялях» есть ощущение джема. Когда музыканты, забыв, что это игра, начинают петь вместе. И тогда есть кайф от этого совместного, тут рождающегося творчества.
— Помню, как Пенкин пел с Ренатом Ибрагимовым.
— В лучших выпусках такое бывает. «Своя игра» сейчас отличная получилась. Там теперь, кроме яйцеголовых, «знатоков энциклопедий», играют люди случайные. И пытаются их обыграть. То есть я раньше не понимал, что спросили. Я и сейчас не понимаю, а вот он, с улицы, понял и ответил быстрее яйцеголового.
— А сейчас возможна передача без денежных стимулов?
— С одной стороны, призы — дань моде. С другой — дополнительная драматургия. Не обязательно нести призы в студию. За кадром ведь остается, что, скажем, в чемпионате России по футболу за выигрыш даются какие-то деньги. Можно придумать игру, в которой вообще не будет процесса, — будут только деньги. Мы, кстати, делали такую игру с Пельшем в качестве ведущего. Еще до того, как он стал угадывать мелодии. Ставили круглый стол. В центре — камера, которая может вращаться вокруг своей оси. Раскручивали камеру, она и была стрелкой. На кого камера покажет, то есть чей портрет попадет в кадр, тот выигрывает автомобиль.
— Такая бутылочка.
— Именно. Смотреть на это было безумно интересно. В конце камера еле-еле движется, почти остановилась, и человек уже лезет в кадр, потому что знает: вот он — автомобиль. Если разыгрывать кофеварку, на лице не будет такой гаммы чувств. А камера дальше едет. Там подшипник был хороший. А зритель — он ведь внутри камеры. Он видит все эти вытянутые лица, идиотские эмоции. Вот где жадность-то. Это длилось всего десять минут. Но оторваться невозможно было.
— Это потому, что призы на халяву. С вами бы так!
— Я, вообще-то, человек не азартный. В сложные карточные игры не играю. В преферанс, например. Предел моих умений — «Кинг».
— Вы часто приглашаете на программы кавээнщиков. Это кастовая солидарность?
— Ну нет, участники моих программ не обязательно должны быть кавээнщиками. Таня Лазарева была на «Большом вопросе» и на «Устах младенца» наверняка была. Просто среди телевизионщиков сегодня много тех, кто прошел КВН. КВН действительно кадры кует.
— Юлий Гусман тоже говорит о кавээновской школе. Что за школа такая?
— За партами никто не сидит, конечно. Просто это дух такой особый, атмосфера. КВН — это студенты. В основном из технических институтов. Это хороший социальный слой. Не богема, не выпускники церковно-приходской школы. Техническая интеллигенция. В этом есть какое-то чувство меры — не интеллигенция вообще, а техническая. Такие люди должны быть на экране, потому что они понятны и симпатичны всем.
— А я всегда переживала за народное хозяйство. Сколько же страна потеряла инженеров и прорабов.
— Наверное, самую правильную вещь сказал Андрей Кнышев: «Не знаю, приобрело ли что-то телевидение, но строительство точно ничего не потеряло». Я успел после МИСИ три года поработать в строительстве. И люди вокруг как-то сразу поняли, что я не очень строитель. Даже разрешали днем спать за кульманом. Вообще, хорошее было время. Я не помню конкретных сюжетов, помню кавээновскую атмосферу. И она мне кажется лучше современной. А это значит, что наступает старость...
— Старость — не радость. А у вас на передачах все еще смешно.
— В каком-то журнале про меня тоже написали, что я дяденька-хохотун. Моя жена очень веселилась по этому поводу! Я в гостях всегда сплю. Жена говорит, что ей стыдно со мной ходить. «Саша так устал, все время засыпает в углу».
— Вы ведь над игроками подшучиваете?
— Я и с друзьями так же себя веду. Жену все время спрашивают, не устает ли она от моих ехидных интонаций. К ее чести, она отвечает, что не устает. Ерничанье, собственно, не в адрес этих людей. Это такая клоунада.
— А может, это новая традиция такая — быть циничным? Вот Парфенов свои «Намедни» со «Старой квартирой» сравнивал. Мол, у них — сопли, а у него — здоровый и циничный взгляд на жизнь.
— Выяснилось, что с циниками проще договариваться. Они обычно не подводят. А вот циничность прессы иногда умиляет. Заметка о том, как из окна какого-то дома выпала пенсионерка, с заголовком: «А старушки все падали и падали». Отлично — вспомнили Хармса. Но вообще это — свинство.
— А как, по-вашему, вообще нужно жизнь отражать?
— Человеческий мозг, во всяком случае мой, не в состоянии вместить столько негатива. Земля вообще-то большая, и если я узнаю про все катастрофы, которые на ней ежесекундно происходят, мне придется накрыться простыней и ползти к кладбищу. Пожалуйста, дозируйте для меня негативную информацию. Не все для меня как потребителя не только новостийных сюжетов, но и покупателя обуви и плавленых сырков одинаково важно.
— К вопросу о плавленых сырках. Вы едите продукты, которые рекламируете?
— Я вообще потребляю множество разных продуктов. В частности, в пищу. Только делаю это не потому, что я их рекламирую. И рекламирую не потому, что ем. Это приятное совпадение.
2001.novayagazeta.ru/nomer/2001/82n/n82n-s28.shtml
Сигитас
Переводчик
 
Репутация: +165/-37
Сообщения: 1152

Сообщение » 24.01.2009, 02:09

второе интервью с Гуревичем.
Чужая игра
Александр Гуревич: «Придумывать свое телевидение невыгодно никому»
Мало кто задумывается над вопросами: «Что держит в руке разъяренная жена?» или «Где сидят с открытым ртом?». Разве что участники телевикторины «Сто к одному», которым помогает бородатый весельчак Александр Гуревич. Впрочем, балагурить с игроками — только часть его работы. За кадром Гуревич превращается в серьезного человека и руководит изготовлением развлекательных программ. Среди его питомцев — «Два рояля», «Сам себе режиссер», «Своя игра» и другие телепродукты, не все из которых существуют до сих пор. Так что между шутками нам удалось выяснить, на какое телевидение можно рассчитывать в ближайшее время.



Динозавр среди викторин

— Кто лучше других выступает в «Сто к одному»? Может, пожарные или учителя?

— Сложно сказать. Игра удается тем людям, которые не задумываются о том, как они сейчас выглядят, не обидел ли их шуткой ведущий, не обидели ли они ведущего шуткой — всякие ситуации бывают. Лучше всех играет тот, кому удалось поставить себя на место бегущего по своим делам москвича или гостя столицы, которого наш редактор поймал за рукав и спросил «на чем жарят яичницу». Отмахиваясь от микрофона, надо отвечать, не пытаясь умничать или пошутить.

— Вам с кем играть нравится?

— Со всеми. Но кураж появляется тогда, когда получаю ответ на свои не всегда смешные, но шутки. Часто бывает, что игроки, с которыми легче всего попасть в резонанс, — это театральные актеры. Они постоянно работают труппой, чувствуют друг друга. Хотя удачными бывают самые неожиданные команды, менеджеры среднего звена, скажем. Такие искрометные, энергичные.

— Игра ваша лицензионная. В других странах она еще идет?

— В тот момент, когда мы ее начинали делать, больше десяти лет назад, она шла в странах, которые не являются передовыми в плане форматов: Греция, Восточная Европа. Форматы обкатываются на американском и английском телевидении.

— Брали ее за проверенность временем?

— Мы ее брали, потому что нам казалось, что знаем, как ее делать. Что она не очень сложная, не очень дорогая.



Торговля по образцам

— Можно ли прогнозировать, пойдет или не пойдет у зрителя та или иная игра?

— Прогнозировать ничего нельзя, и я перестал это делать. Раньше был период, когда надувал щеки и говорил, что как человек, имеющий отношение к этой профессии, в состоянии прогнозировать. Показывал социологические исследования и еще что-то. Но решают судьбу программы те, кто эфирят — люди на каналах. Они следят за зрительским интересом и заказывают музыку.

— Какую-нибудь программу сейчас придумываете?

— Мы почти и не придумываем. Перешли на такой способ: знакомим дружественные нам каналы со всем мировым опытом телевидения. «Ребята, видите? Все это мы можем для вас сделать. Скажите, что вы хотите».

— А как же креатив собственный?

— Выясняется, что так проще всем. Каналу проще сделать свой выбор, потому что разговор идет не о какой-то на пальцах показанной программе, когда приходят три энтузиаста с горящими глазами, говорят: «Знаете, как это будет?» — и машут руками. Всех это ужасно пугает.

— Потом мы снимем пилотный выпуск…

— Но «пилот» мы снимем с картонными декорациями, вы особо ничего не поймете. А тут — уже есть передача, понятно, как она снята.

— Вы выступали в роли энтузиаста с горящими глазами?

— А как же. На НТВ в свое время была передача «Добро пожаловать». Ужас, что мы творили. Привозили иностранные семьи, которые никогда не были в России и ничего про нее не знают. Весь юмор ситуации был в несовпадении того, что нам кажется очевидным, с тем, что считают гости.

Вот когда мы рассказывали об этой передаче, такие танцы плясали перед руководством канала. Канал в нас поверил и дал возможность сделать восемь передач. Потом схватился за голову и сказал: «Боже»!



«Два рояля» фальшивили

— Какую идею нынешних конкурентов сами бы с удовольствием воплотили?

— Есть одна передача, которая вызывает у меня зависть: о музыке, которую ведет Михаил Ефимович Швыдкой. Потому что мечтал сделать что-то подобное. Ошибкой было то, что пробовал это делать из международного формата — «Два рояля». Мы с Валерой Сюткиным пытались что-то сказать о только что прозвучавшей песне, пытались бороться за хороший репертуар, выходящий за рамки застольного пения. И ничего из этого не получилось. В каждой передаче были «Вот кто-то с горочки спустился», «Ой, мороз, мороз!», «Чунга-чанга» — замечательные песни. Но слышать их уже не мог.

— Вы поете?

— О, да! Но не показываю этого.

— Было время, когда вы плотно занимались и «Сам себе режиссером», снимали сюжеты на заре программы. Домашнее видео после этого любите?

— Только то, что показывают в «ССР». Сокращенное до шутки, с комментариями. А смотреть домашнее видео, что свое, что друзей, которое они снимают на протяжении многих часов: «а это мы пошли за дровами, а это идем с дровами к вам, а это забыли выключить камеру». Фотографии бывают гораздо ароматнее, чем движущиеся картинки.

— Фотоальбомы у вас дома внушительные?

— Правда, внушительные. И режиссировать проще. «Дай я тебя сфотографирую», — говорю дочке Маше. Надо видеть ее лицо! Фотографии рассматривать любит, а фотографироваться — нет. Но тут ведь можно быстро щелкнуть.



Записывает чужие шутки

— Лет несколько назад вы говорили, что так устаете, что засыпаете в гостях. Что расстраивает вашу жену Галину. Вы все еще этим ее огорчаете?

— Поборол эту безобразную привычку спать в гостях. А ведь правда, был такой период, когда для того, чтобы что-то делать, надо было работать ночами. Монтировать, озвучивать. Тогда все только начиналось, и никто нам не давал хорошего времени. Новый год как-то встречали в аппаратной в «Останкино». Вот тогда был хронический недосып. С годами можно с гордостью сказать, что процесс наладился. За невероятно редким исключением стараюсь проводить и выходные, и ночи дома, а не на работе.

Так что успокойте читателей. А то, может, они меня в гости хотят пригласить, но боятся, что засну. Нет, уже не сплю.

— Вы ведь верховой ездой занимаетесь. Семья разделяет увлечение?

— Жену не удалось посадить на коня. А мы с Машей это дело любим и стараемся так проводить выходные.

— В отпуск куда отправляетесь?

— Мне нравится Скандинавия, норвежские фьорды… Пытаюсь вспомнить — может быть, люблю лежать на пляже. Но так давно этого не делал. Наверное, последний раз в Адлере, где мы с женой снимали полкомнаты на чердаке.

— Наверное, еще когда в КВН играли. Кстати, а долго играли?

— Долго. Пять лет, пока учился в МИСИ. И года два телевизионного КВНа.

— Вам не кажется, что КВН свое уже отжил?

— Не кажется. До сих пор получаю удовольствие. Смотрю нерегулярно, недавно видел программу из Сочи. Записал и любимые места, смотрел по нескольку раз.

— И что, нет ощущения, что у вас было лучше?

— Наоборот. По лихости и сравнить нельзя. Хотя… Не то чтобы нельзя рядом поставить. Просто мы про другое шутили.
http://1001.vdv.ru/arc/mk/?page=37
Сигитас
Переводчик
 
Репутация: +165/-37
Сообщения: 1152


Вернуться в «Сто к одному»