Что? Где? Когда? — различия между версиями
Строка 454: | Строка 454: | ||
# Владимир Степанов — [[Что? Где? Когда? (Обзор выпуска 2013-04-20)|2013 год (весна)]]; | # Владимир Степанов — [[Что? Где? Когда? (Обзор выпуска 2013-04-20)|2013 год (весна)]]; | ||
# Эдуард Шагал — [[Что? Где? Когда? (Обзор выпуска 2013-06-08)|2013 год (лето)]]; | # Эдуард Шагал — [[Что? Где? Когда? (Обзор выпуска 2013-06-08)|2013 год (лето)]]; | ||
− | |||
# Светлана Зейналова — [[Что? Где? Когда? (Обзор выпуска 2013-11-30)|2013 год (зима)]]; | # Светлана Зейналова — [[Что? Где? Когда? (Обзор выпуска 2013-11-30)|2013 год (зима)]]; | ||
# Владислав Бодров — [[Что? Где? Когда? (Обзор выпуска 2014-05-31)|2014 год (лето)]]; | # Владислав Бодров — [[Что? Где? Когда? (Обзор выпуска 2014-05-31)|2014 год (лето)]]; |
Версия 01:22, 25 мая 2023
Что? Где? Когда?
- Авторы:
- Владимир Ворошилов, Наталия Стеценко, Д. Паскалева (1987), И. Громова (1987–1989), В. Киевленко (1987–1989)
- Ведущий:
- Владимир Ворошилов (1975, 1977–2000),
Александр Масляков (1976),
Борис Крюк (с 2001),
Михаил Крюк (12 декабря 2021 года)
- Соведущие:
- Андрей Меньшиков (1977), Светлана Бердникова (1977), Зоя Арапова (1977), Вадим Яблоновский (1987)
- Производство:
- Игра-ТВ
- Композиторы:
- Сергей Чекрыжов (2001–2005),
Олег Литвишко (с 2005)
- Язык:
- русский
- Количество сезонов:
- 47
- Выпуски:
- 582
Производство:
- Продюсер:
- Борис Крюк, Андрей Козлов (1991–1998; с 2000),
Егор Юзбашев (1999–2000)
- Место съёмок:
- Бар «Останкино» (1976–1982),
Ул. Герцена, 47 (1983–1986),
Народный Дворец культуры им. Людмилы Живковой (Пл. България, 1, г. София) (1987),
Совинцентр (Краснопресненская наб., 12) (1988–1989),
Охотничий домик в Нескучном саду (Ул. Крымский Вал, 9, стр. 29) (с 1990)
- Продолжительность:
- 50–90 минут
Вещание:
- Канал:
- 1-я программа ЦТ/1-й канал Останкино/ОРТ (1975–1998),
НТВ (1999–2000),
ОРТ/Первый канал (с 2000)
- Период трансляции:
- с 4 сентября 1975 года
- Похожие передачи:
- «Брэйн ринг», «Чеширский кот», «Вопрос времени», «Игроки», «1 минут»
Ссылки:
Что? Где? Когда? — интеллектуальная викторина, наиболее распространённая в русскоязычной среде. Была создана в 1975 году телеведущим Владимиром Ворошиловым. Смысл игры заключается в том, что команда знатоков отвечает на вопросы, присланные командой телезрителей.
Содержание
Основные правила
Описание игрового процесса
В телевизионной версии игры команда знатоков, состоящая из шести человек, отвечает на вопросы, которые присылают телезрители. Вопрос выбирается волчком, который в свою очередь запускает распорядитель.
На обсуждение вопроса знатокам даётся одна минута, после которой капитан команды выбирает знатока, который будет отвечать на поставленный вопрос. Также бывают случаи, когда команда даёт ответ досрочно: знаток, который знает ответ, обычно ставит на стол кулак с отогнутым вверх большим пальцем. Если ответ правильный, то знатоки зарабатывают дополнительную минуту для обсуждения, которой они могут воспользоваться на любом следующем вопросе на данной игре. Количество дополнительных минут зависит от досрочных ответов команды. С недавнего времени знатоки могут взять «минуту в кредит» на данном вопросе, но при условии, что они ответят на один из следующих вопросов без минутного обсуждения.
В игре присутствует подсказка «помощь клуба». Если знатоки не знают ответа на вопрос, то они могут попросить помощи у тех, кто сейчас находится в зале. Присутствующим даётся 20 секунд на высказывание своих версий. С 2007 года «помощь клуба» можно брать только в случае, когда счёт не в пользу знатоков. С 2010 года её также нельзя брать на «блице», «суперблице» и решающем раунде.
Из-за очень большого количества людей, находящихся в зале, бывают случаи несанкционированных подсказок. Распорядитель, заметивший данное нарушение правил игры, поднимает красную карточку. В зале имеются операторы, которые могут зафиксировать подсказку на видеокамеры. Нарушителя выводят из зала до конца игры.
10 апреля 2016 года была введена жёлтая карточка. Показывается распорядителями зала ведущему в тот момент, когда капитан играющей команды просит помощи клуба, и лишь в том случае, если во время обсуждения, они заметят подозрения в подсказке. Команда лишается помощи клуба в этом раунде, но, в отличие от красной карточки, может дать ответ. Нарушитель понесёт более серьёзное наказание и, по окончании раунда, будет обязан покинуть зал до окончания игры. Помощь клуба не сгорает и команда может воспользоваться ею в следующих раундах при счёте не в пользу знатоков. С 2018 года карточка упразднена.
Когда команда знатоков даёт неверный ответ, телезрители, на вопросах которых знатоки ошибались, получают денежные призы: каждый телезритель, который принёс очко своей команде, получает 100 000 рублей (с 2013 до 2021 года телезритель, который принёс первое очко своей команде, получал 50 000 рублей, второе — 60 000, и так далее до 100 000 рублей, а до 2012 года суммы были от 10 000 до 60 000 рублей). При победе команды знатоков, неразыгранные деньги переходят в призовой фонд финала года, т.е. если знатоки побеждают со счётом 6:4, в фонд добавляется 200 000 рублей за отсутствующие 5 и 6 очки телезрителей. В финальной игре все выигравшие телезрители делят сумму призового фонда поровну. Автор вопроса, признанного лучшим, получает дополнительно 200 000 рублей (с 2013 по 2021 год — 150 000 рублей, с 2011 по 2012 год — 90 000 рублей). Если знатоки отвечают на вопрос только с помощью клуба или используя минуту в кредит, автор вопроса получает компенсацию, равную сумме, которая была бы выплачена, если бы знатоки на вопрос ответили неверно (до 2007 года — 20 000 рублей).
Игры «вприсядку»
Начиная с зимней серии 2005 года в некоторых случаях в течение одной игры могут играть 2 и более команды знатоков. Такой тип игр называется играми «вприсядку». Суть его в том, что после каждого неверного ответа происходит замена команд: команды меняются местами. Команда, начинающая игру, определяется жребием. В случае победы знатоков побеждает та команда, которая принесла решающее очко последней.
Описание места и процесса съёмок
Съёмки игры проводятся в Москве, в Охотничьем домике Нескучного Сада. В нём оборудован специальный зал со столом, который разделён на 6 секторов в большом радиусе (для каждого из членов команды знатоков) и на 13 секторов в малом — для вопросов. Сами вопросы лежат в конвертах, которые в свою очередь лежат на 12 секторах, подписанных названиями городов участников, приславших вопрос (среди этих 12 вопросов присутствуют вопросы «блиц» и «суперблиц»). На тринадцатом секторе лежит пластиковая пластинка, на которой напечатано число 13 красного цвета (с 2001 по 2011 годы шрифт числа Pragmatica, с 2011 года шрифт числа Arial, с 2013 года начертание шрифта числа стало немного жирным). В центре стола стоит волчок со стрелкой. Волчок раскручивает распорядитель, и вопрос, на котором останавливается стрелка, выбирается для игры. Конверт, в котором лежит вопрос, ставится в специальную прищепку, расположенную на одном из мониторов над самими знатоками. На мониторах обычно показывают фотографию или отснятое специально для вопроса видео автора вопроса, видеоролик, снятый корреспондентами для вопроса или же рисунки, картины, помогающие ответить знатокам.
Защитники интересов
Каждую игру в клубе присутствуют защитники интересов знатоков, телезрителей, а также Хранитель традиций. Их мнение учитывается при решении спорных ситуаций.
- Защитник интересов знатоков. Появился в 2002 году. Защитник интересов знатоков выбирает лучшего знатока игры и вручает ему приз «Хрустальный атом». В данный момент Защитником интересов знатоков является директор департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом» Андрей Черемисинов, в некоторых (чаще всего финальных) играх его может заменять генеральный директор корпорации Алексей Лихачёв. Ранее защитниками были адвокат Михаил Барщевский, адвокат Московской коллегии адвокатов Наталия Барщевская, представители генерального спонсора — компании МТС: Михаил Сусов (2003—2004), Игорь Столяров (2005), Михаил Шамолин (2006), Гжегож Эш (2006), Сергей Бешев (2007—2008), Александр Поповский (2009—2012), затем директор Департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков (2013—2016).
- Защитник интересов телезрителей. Появился в 1991 году. Защитник интересов телезрителей выбирает лучший вопрос игры и определяет стоимость выигрыша телезрителей. С 2022 года должность занимает вице-президент Альфа-банка Алексей Гиязов, в некоторых играх его заменяет главный управляющий директор Альфа-Банка Владимир Верхошинский. С 2002 по 2009 год защитником интересов команды телезрителей был вице-президент «Бинбанка» Григорий Гусельников, в 2010 году — Дмитрий Акулинин, с 2011 по 2012 год — вице-президент Банка Москвы Ирина Никитенко, с 2013 по 2018 год — вице-президент банка ВТБ (ранее «Банк Москвы») Владимир Верхошинский, в некоторых играх (преимущественно в финалах года) их заменял президент Банка Москвы Михаил Кузовлев, с осени 2018 по 2021 год — старший вице-президент банка ВТБ Дмитрий Брейтенбихер.
- Хранитель традиций. Должность, существовавшая с 2001 по 2016 год. Как следует из названия, Хранитель традиций следит за выполнением правил и «традиций» клуба. С 19 мая 2001 года по 26 декабря 2009 года эту должность занимал Михаил Барщевский, с 27 марта 2010 года по 19 июня 2016 года — Григорий Гусельников.
Распорядители зала
В зале находятся два распорядителя, следящих за тем, чтобы не было подсказок, показывая красную карточку при необходимости. Также они ставят конверты на люстру и забирают их оттуда, один из распорядителей вращает волчок, а другой выносит предметы, чёрные ящики и бьёт в гонг. С 1994 по 1998 год один из распорядителей также принимал ставки у играющих знатоков и следил за их правильностью. В настоящее время распорядителями являются Александр Бакалов (с 2013), Полина Лысенко (с 2017) и Денис Ангелов (с 2021), ранее распорядителями были Александр Михайлов (1977–1989), Николай Льговский (1984–2001), А. Ранчева (1987), Андрей Льговский (начало 1990-х), Андрей Лысенко (1993–2013), Алексей Ветюгов (конец 1990-х), Борис Фукс (2001–2016), Евгений Галкин (2011, в играх казахстанской версии), Михаил Крюк (заменил Бориса Фукса в игре от 19 июня 2016 года) и другие.
Вопросы
Общие сведения
Игра требует большой образованности и широкого кругозора в области современной науки, способности быстро, оригинально и неординарно мыслить, наблюдательности и внимательности.
Вопросы относятся к разным областям познания и имеют различную стилистику, поэтому лучшими игроками будут наиболее эрудированные и начитанные. В сильной команде должно быть налажено гармоничное сотрудничество между людьми с разными образами мышления, по возможности — специалистами в разных областях. Многое зависит от тренировки, способности к взаимопониманию внутри команды.
Виды вопросов
- Обычный вопрос — при выборе волчком вопроса ведущий его зачитывает знатокам, а они, в свою очередь, должны за минуту подготовить внятный ответ. Иногда ответ на вопрос может содержать точную формулировку, то есть знатоки должны объяснить, почему они ответили именно так, и часто ведущий не может принять краткий ответ, из-за чего возникают споры между ним и командой знатоков.
- Тринадцатый сектор — «интернет против знатоков». На столе обозначается пластинкой с напечатанной на ней цифрой 13. В течение всей игры телезрители присылают свои вопросы через сайт 13.alfabank.ru[1]. При выпадении тринадцатого сектора случайным образом выбирается один из них. Если команда знатоков даёт неверный ответ, то человек, приславший вопрос, приносит команде телезрителей одно очко, а сам получает денежный приз (недолгое время с 2016 по 2017 годы телезритель получал приз, определяемый по итогам голосования зрителей — процент голосов «за», помноженный на 1000 ₽ — независимо от того, как ответят на вопрос знатоки). Особенность вопроса заключается в том, что ни ведущий, ни редакторы игры не знают заранее верный ответ на него. Играется всего один раз за игру, после чего пластинка с числом 13 убирается со стола.
- Сектор «Блиц» — этот сектор содержит в себе не один вопрос, а целых три. Только один из трёх телезрителей, который прислал вопрос, может получить денежный приз за неверный ответ команды знатоков и принести только одно очко команде телезрителей. Вопросы в «блице», как правило, проще, чем все остальные и касаются какой-либо одной темы/предмета. Знатокам даётся всего 20 секунд на обсуждение каждого вопроса. Если на один из вопросов был дан неверный ответ, очко сразу же получают телезрители.
- Сектор «Суперблиц» — похож на «Блиц», но за игровым столом должен будет остаться только один знаток.
- Сектор «Зеро» — использовался в 1992-2001 гг. (также в выпуске от 4 июня 2004 года, но тогда он не выпал) и обозначался цифрой 0 на зелёном фоне. На этом секторе лежали три карточки с вопросами (в основном на логику). Особенность сектора в том, что ведущий выходит в зал и при знатоках зачитывает вопрос из случайно взятой карточки. Игрался три раза за игру.
- Мультимедийный вопрос — кроме словесной части в вопросе могут быть предоставлены фото-, видео- или аудио-материалы. Видеовопросы могут снимать как корреспонденты игры, так и сами авторы вопросов, причём телезрителям некоторое время за это причитался бонус в размере 25 000 рублей. Фото- или видео-вопрос показывают на мониторах, расположенные над игровым столом. Если же нет возможности показать картинку или фотографию на экране, знатокам делают «раздатку» — так называют раздачу распечаток с рисунками, которые помогают ответить на вопрос.
- Автора! — вопрос о ныне живущей знаменитости, присланный обычным телезрителем, но озвученный самой знаменитостью. Телезритель присылает вопрос по факту, упомянутому в каком-либо общедоступном интервью с известным человеком. Затем игрокам задаётся видеовопрос в исполнении знаменитости.
- Вопрос о предмете — обычно команде знатоков из-за кулис выносится определённый предмет и по нему задаётся вопрос. Вне зависимости правильности ответа распорядитель, который принёс предмет, производит над ним некоторые действия, которые отражают правильность ответа. Но иногда знатокам предлагается угадать предмет, который либо находится за кулисами, либо спрятан у распорядителя.
- Чёрный ящик — перед вопросом распорядитель приносит из-за кулис чёрный ящик. В нём лежит предмет, о котором будет идти речь в вопросе. По размерам ящика можно предположить размер самого предмета. Также бывают случаи, когда чёрный ящик оказывается пустым — значит, ответом на данный вопрос является пустота. Реже бывает вопрос о двух или трёх предметах (как, например, вопрос о бумаге и чернильнице), тогда выносится соответствующее количество чёрных ящиков.
- Решающий раунд — это на самом деле один из вышеперечисленных вопросов (кроме сектора «Зеро»). Его можно попросить у ведущего в том случае, если команда знатоков заработала 5 очков в свою пользу, но этого недостаточно, чтобы обойти по рейтингу какую-либо команду, игравшую ранее. В этом случае за столом остаётся наиболее сильный, по мнению капитана команды, знаток. Счёт становится 0:0, и игра ведётся сразу на 6 очков. Далее стандартным образом с помощью волчка выбирается вопрос, на который знаток должен ответить без чьей-либо помощи (команды либо клуба). За всю историю Московского элитарного клуба было взято 33 решающих раунда, из которых выиграно только шесть: Ровшан Аскеров выиграл решающий раунд в 2001 году, Вячеслав Санников в 2002, Борис Левин в 2003 и в 2017, Александр Либер в 2006 и Илья Новиков в 2010.
Примеры вопросов
- Перед вами древнеегипетская рукопись; в ней говорится про некоего раба: «Он в совершенстве слышит обоими ушами, честен и послушен». Этот текст рассматривается как один из ранних экземпляров… чего? (Ответ: рекламы)
- Правление компании McDonald’s полагает: слухи о том, что мясные блюда сети McDonald’s готовятся из дождевых червей, легко опровергнуть, сравнив их с мясом. Вопрос: по какому критерию? (Ответ: по цене, черви стоят намного дороже)
- По юмористическому календарю Беляева и Шталбера, «Если бы это утверждение было правдой, это не имело бы такого приятного вкуса». Догадайтесь, про какое утверждение говорится и назовите это. (Ответ: вино).
- Как-то раз друг Марка Твена, Гарри Дьюмен, взял в долг 500 долларов, обещав непременно вернуть их через месяц — разумеется, если будет ещё жив. Вопрос: что сделал Марк Твен, не получив обещанного через месяц? (Ответ: опубликовал некролог Дьюмена)
- В басне Амброза Бирса какой-то депутат обещает своим избирателям не воровать после получения должности. Когда выяснилось, что он крал огромные суммы, избиратели потребовали ответа. Депутат ответил, что, да, он обещал не воровать, однако не давал другого обещания. Какого? (Ответ: обещания не лгать)
- Джером К. Джером сравнивал это с правительством, так как и то и то ценят, лишь пока они хорошие. Назовите это. (Ответ: погода)
- Русский юморист Михаил Задорнов говорил, что он не сердится на коммунистов, так как они никогда не обманывали его. Но почему, по его словам, они его не обманывали? (Ответ: потому что он всё равно никогда им не верил)
История игры по годам
1975. 4 сентября — в этот день прошла одна игра по иным правилам — две семьи играли друг против друга (как в популярной игре «Счастливый случай»). Игра состояла из двух раундов, снимавшихся дома у каждой из семей. Соединились они ради фотографии для семейного архива.
1976. Появляется волчок, но в ранних играх им выбирался не вопрос, а отвечающий игрок. Уже в этом году игра «Что? Где? Когда?» уже сильно изменилась и получила название «телевизионного молодёжного клуба». Так как Владимиру Ворошилову в то время запретили появляться на экране, первый полноценный выпуск телеигры провёл Александр Масляков, который в будущем оживит проект КВН. Первыми игроками были студенты МГУ, которые при обсуждении вопроса громко разговаривали и курили. Не было лимита времени обсуждения в одну минуту, каждый человек играл сам за себя, а не в команде.
1977. Игра наконец обрела окончательную форму: волчок, выбирающий вопрос, и ограничение в одну минуту на время обсуждения вопроса. В игре появился первый её символ — филин Фомка. Первые вопросы были придуманы самим Владимиром Ворошиловым, а позже, когда игра стала популярной, стали принимать вопросы от зрителей. Известно, что каждый день приходили мешки писем, на каждое из которых нужно было ответить, выбрать лучшие вопросы, проверить достоверность представленных фактов, отредактировать, подготовить, если надо, необходимые предметы. Разумеется, один человек не может выполнять такую работу, и Ворошилову помогала его жена Наталья Стеценко, на много лет возглавившая отдел переписки со зрителями.
1979. Игры стали проводиться регулярно. Появился термин «знаток», теперь это слово стало привычным для описания участников игры, клуб теперь обычно называется «клубом знатоков». До этого момента не было специального названия игроков. Детали игровых правил часто менялись, но главным призом всегда оставались книги (которые подвешивали во время финальной игры на новогоднюю ёлку) и хрустальная сова.
1982. Введено правило игры до шести очков.
1983. Вместо Останкинского телецентра игры начинают проводиться в особняке на улице Герцена.
1984. Введён новый приз — Хрустальная сова. Её обладателем становится лучший игрок по итогам года.
1986. 24 октября состоялся первый прямой эфир программы.
1987. Проведение Международных игр в Болгарии.
1988-1989 Международные игры в Совинцентре. В игре участвуют одновременно несколько команд.
1990. Программа начинает выходить из Охотничего домика в Нескучном саду.
1991. Игра стала более коммерциализированной, то есть превратилась из «интеллектуального клуба» в «интеллектуальное казино». Знатоки начинают играть на деньги.
1992. С этого года проходят две серии в год — Летняя и Зимняя. Появился нулевой сектор, называемый «сектором зеро». Он появился вместо сектора с наибольшей суммой, которая полагалась за верный ответ. Каждый вопрос отныне имеет некоторую «стоимость», которую можно увеличивать, выкладывая выигранные деньги на определённое игровое поле. Появились спонсоры и адвокаты (Михаил Барщевский).
1995. В честь 20-летия игры проводятся Игры бессмертных. Введено звание Магистра клуба. Первым магистром стал Александр Друзь.
1999. Игра временно выходит на канале НТВ. Проводится Рождественская серия.
2000. Осенью проходит экспериментальная серия игр, в которой, помимо знатоков и телезрителей, участвует и команда Интернета. С помощью сайта www.rambler.ru зарегистрированные пользователи Интернета во время минуты обсуждения дают свои версии ответа. Самая популярная версия и становится итоговым ответом от команды Интернета, а тот пользователь Интернета, который пришлет правильную версию быстрее остальных, получает ту сумму, которая стояла на кону. Счёт указывается в порядке «телезрители:знатоки:интернет».
В декабре проводятся Юбилейные игры, в которых на кон поставлено существование игры. Звания Магистра удостаивается Максим Поташёв. 30 декабря Владимир Ворошилов провёл свою последнюю игру.
2001. В этом году умирает ведущий игры Владимир Ворошилов. После этого игру стал вести его приёмный сын — Борис Крюк. Первое время он искажал свой голос, но вскоре раскрыл себя и стал вести игру своим собственным голосом.
Летом проводится серия, в которой решается, будет ли существовать игра без Ворошилова.
Зимой был обновлён игровой стол, игры на деньги были прекращены. Ценность вопросов с того момента определялась с помощью телефонного голосования телезрителей (разница между количеством голосов «понравилось» и «не понравилось», помноженная на 10 рублей; отрицательные суммы приравнивались к нулю). Тогда же был введён тринадцатый сектор (в 2000 году этот сектор назывался «сектором Интернет»).
2002. Игра стала проходить ежегодно четырьмя сериями: Весенняя, Летняя, Осенняя и Зимняя. После всех игр проводится финальная игра года, в которой принимает участие лучшая команда знатоков сезона. Всего за год играется 17 игр. Хрустальная сова теперь вручается 3 раза в год. Введён новый приз — Бриллиантовая сова, которая вручается лучшему игроку победившей команды в Финале года.
2005. Празднование 30-летия игры. Третьим магистром становится Виктор Сиднев. Отныне в финале юбилейного года победившей команде вручается Хрустальное гнездо — 6 хрустальных сов.
2008. С этого года изменились денежные призы для телезрителей. За первое очко своей команде телезритель получает 10 000 рублей, за каждое следующее на 10 тысяч больше. Таким образом, за шестое очко телезритель получает 60 000 рублей. В Финале года четвёртым магистром был признан Андрей Козлов, а его команде было вручено хрустальное гнездо, так как 33-й год был признан юбилейным.
2013. Увеличились выигрыши телезрителей. В зависимости от выигранного очка телезритель получает от 50 до 100 тысяч рублей. Игра начинает выходить в HD-качестве.
2015. С этого года количество эфиров в год увеличилось с 17 до 20. Теперь Весенняя, Летняя и Осенняя серии состоят из 5 игр. Появляется Академия телезрителей.
2018. Впервые проведена серия игр «Дети ХХI века», в которой приняли участие команды школьников. В Клубе появляется пятый Академик (Радик Хабибуллин) и пятый Магистр (Елизавета Овдеенко).
2020. Отменена серия игр «Дети ХХI века».
2022. В первом полугодии количество игр сокращено до 4, во втором — увеличено до 6. Прямой эфир отменён, игры выходят с полуторачасовой задержкой. Сумма денежного приза за любой выигравший вопрос стала равняться 100 000 рублей. Академия телезрителей пополнилась шестым членом (Наталия Алексеева).
2023. Седьмым членом Академии телезрителей становится Жанна Бойченко.
Прямой эфир
Одной из главных особенностей игры является то, что с 24 октября 1986 года она проходит в прямом эфире.
Впервые после этой даты в записи вышла Летняя серия игр 1992 года. Владимир Ворошилов не захотел выпускать программу в прямой эфир, поскольку в то время оператор-постановщик Александр Фукс был в США. После этих четырёх игр Ворошилов принял решение более никогда не записывать игры заранее.
С 1 декабря 2001 года во время прямого эфира телезрители через интернет могут отправить вопрос в тринадцатый сектор. Как только волчок указал на этот сектор, приём вопросов заканчивается, а на экране отображается количество присланных зрителями вопросов.
В середине 2000-х во время прямого эфира зрители могли давать ответ с помощью телефонов МТС, однако стоимость SMS-сообщения составляла не стандартные 5-6 центов согласно тарифному плану (на то время — около 1,5 рубля), а 10 рублей. Телезрители, приславшие больше всего правильных ответов, образовывали «команду МТС» для игры в следующем сезоне. Также абоненты МТС могли присылать знатокам личные вопросы и голосовали за лучшего знатока игры.
Первой игрой Бориса Крюка, показанной в записи, стала игра, прошедшая 25 декабря 2016 года. Эфир этой игры состоялся 2 января 2017 года по причине крушения Ту-154 близ Сочи и национального траура. Также в записи были показаны игры серии «Дети XXI века» в 2018 и 2019 годах.
Начиная с 2022 года игры вновь записываются заранее. Вероятно, это связано с тем, что 24 февраля Первый канал изменил программное наполнение на информационно-политическое, вследствие чего были отменены почти все развлекательные программы. Следовательно, возникла вероятность переноса или отмены прямого эфира и программы «Что? Где? Когда?», что, очевидно, не устраивает производящую компанию. Также причиной мог послужить инцидент, произошедший 14 марта в программе «Время», после чего телеканал отказался от практики выхода телепрограмм в прямой эфир. Приём вопросов в 13-й сектор производится в день эфира, а съёмка игры происходит за несколько часов до фактического начала игры по ТВ.
С 2023 года в Охотничий домик знатокам и гостям запрещено проносить не только мобильные телефоны, но и наручные часы.
Призы и титулы
Совы
- Хрустальная сова — приз введён в 1984 году. Вручается лучшему игроку из команды знатоков или из команды телезрителей по результатам серии игр. Первым обладателем Хрустальной совы стал Нурали Латыпов. В Юбилейных сезонах присутствует специальный приз — Хрустальное гнездо, представляющее собой шесть маленьких сов на хрустальном подносе. Вручается лучшей команде юбилейного года; таким образом, каждый член команды становится обладателем Хрустальной совы. «Гнездо» было вручено трижды — в 2008 году команде Андрея Козлова, в 2010 году команде Балаша Касумова и в 2020 году команде Алеся Мухина.
Знатоки-обладатели Хрустальной совы (курсивом выделены совы, полученные в составе Хрустального гнезда):
|
Телезрители-обладатели Хрустальной совы:
Игроки команды Интернета (экспериментальная серия 2000 года) — обладатели Хрустальной совы:
|
2 декабря 2000 года Константин Райкин, выступивший в музыкальной паузе 29 декабря 1984 года, был удостоен «Хрустальной совы» за «лучшую музыкальную паузу в течение всех 25 лет». Также 23 декабря за лучший рекламный ролик («Последняя гастроль») «Хрустальную сову» получил режиссёр Юрий Грымов.
- Бриллиантовая сова — её получает лучший игрок по результатам года. Приз основан в 2002 году.
Знатоки-обладатели Бриллиантовой совы: | Телезрители-обладатели Бриллиантовой совы:
|
30 апреля 2017 года певец Филипп Киркоров получил «Бриллиантовую сову» по случаю его юбилея, а также за «целый каскад ярких музыкальных пауз».
- Знак совы являлся предшественником Хрустальной совы, вручался несколько раз в начале 1980-х. Знатоки-обладатели приза:
- Александр Бялко — финал 1980 года;
- Людмила Герасимова — первая игра 1981 года;
- Сергей Ильин.
Пиджаки
Красный пиджак являлся знаком «бессмертного члена клуба» — человека, который мог остаться в клубе даже в случае поражения его команды. Был введён в зимней серии 1991 года. Пиджаки получали все обладатели «Хрустальной совы», включая знатоков, получивших «сов» до введения титула «бессмертного». В зимней серии 1994 и в весенней серии 1995 года пиджаки были вручены всем игрокам команд Михаила Смирнова и Алексея Блинова. После завершения Игр бессмертных 1995 года пиджаки были упразднены.
Погон лучшего капитана
Этот погон выдается лучшему капитану раз в пять лет. Введён в 2000 году Владимиром Ворошиловым. В финальной игре 2000 года он решил вручить погон лучшего капитана клуба самым выдающимся капитанам за всю историю игры. Времени в прямом эфире 2000 года ему не хватило, и погоны вручал Борис Крюк летом 2001 года, уже после смерти Ворошилова. Обладатели приза:
- Андрей Каморин (2001 год);
- Борис Ерёмин (2001 год);
- Владимир Лутовинов (2001 год);
- Виктор Сиднев (2001 год);
- Андрей Козлов (2001 год);
- Алексей Блинов (2001 год);
- Алесь Мухин (2005 год);
- Балаш Касумов (2010 год).
Курсантский погон
Вручается знатоком, имеющим погон лучшего капитана, в конце каждой серии «Дети XXI века» лучшему капитану данной серии. Обладатели погона:
- Кирилл Емелин (2018 год);
- Артём Савочкин (2019 год).
Звание магистра клуба
С 1995 года в каждом юбилейном сезоне игры одному из знатоков присваивается звание магистра. В настоящее время этим званием обладают:
- Александр Друзь (с 1995 года);
- Максим Поташёв (с 2000 года);
- Виктор Сиднев (c 2005 года);
- Андрей Козлов (с 2008 года);
- Елизавета Овдеенко (с 2018 года).
Звание академика клуба
Аналогично с магистрами клуба, в финале 2015 года было введено звание академика. Оно присваивается активным телезрителям, которые:
- имеют либо Хрустальную, либо Бриллиантовую сову и одержали шесть побед над знатоками;
- дважды удостаивались либо Хрустальной, либо Бриллиантовой совами, независимо от количества побед над знатоками.
Академики всегда приглашаются в клуб на финал серии и финал года, независимо от того, играют их вопросы за столом или нет. В случае победы телезрителей, академики, аналогично магистрам, принимают коллективное участие о выборе обладателя финального приза. В настоящее время этим званием обладают:
- Сергей Чевдарь из г. Черноморск, Украина (обладатель «Хрустальной совы»);
- Светлана Сумачакова из г. Горно-Алтайск, Республика Алтай (двукратный обладатель «Хрустальной совы»);
- Татьяна Медведева из г. Саратов (обладатель «Бриллиантовой совы»);
- Жанна Полянская из г. Сыктывкар, Республика Коми (обладатель «Бриллиантовой совы»);
- Радик Хабибуллин из д. Поповка, Пермский край (обладатель «Хрустальной совы»), с 28 октября 2018 года;
- Наталия Алексеева из г. Борисоглебск (обладатель «Хрустальной совы»), с 13 июня 2022 года;
- Жанна Бойченко из г. Калининград (обладатель «Хрустальной совы»), с 16 апреля 2023 года.
Приз за самый яркий ответ
В финальной игре 2015 года впервые был вручён специальный приз за самый яркий ответ в году. Он представляет из себя запонку золотого цвета с изображением совы. Приз ежегодно вручается знатоку, который благодаря озарению и нестандартному мышлению смог в ответственный момент дать яркий ответ. Обладатели приза:
- Алёна Повышева (2015 год, вопрос о форме патиссона в третьей игре Зимней серии);
- Борис Белозёров (2016 год, вопрос суперблица об Илье Обломове в третьей игре Летней серии);
- Елизавета Овдеенко (2017 год, вопрос блица о грегериях Рамона Гомеса де ла Серны во второй игре Зимней серии);
- Елизавета Овдеенко (2018 год, вопрос о родителе рифмы в четвёртой игре Зимней серии);
- Никита Баринов (2019 год, вопрос о голубе в первой игре Осенней серии);
- Михаил Мун (2020 год, вопрос о страусах в первой игре Зимней серии);
- Иван Марышев (2021 год, вопрос о «Невыносимом грузе одиночества» в третьей игре Осенней серии);
- Михаил Савченков (2022 год, вопрос о сортировке мусора в первой игре Зимней серии).
Приз за уверенность в своей команде
В 2012 году один из конвертов на столе был «призовым». В нём было два связанных друг с другом вопроса от одного телезрителя — основной и дополнительный (призовой). Капитан мог отказаться отвечать на дополнительный вопрос (тогда игра шла как обычно), а мог согласиться, и в таком случае ведущий задавал два вопроса. Правильный ответ на оба вопроса приносил не только очко знатокам, но и специальный значок на лацкан пиджака капитану, который в дальнейшем мог быть обменян на любом вопросе на дополнительную минуту, помощь клуба, либо давал право погасить минуту в крудит. Обладатели приза:
- Балаш Касумов (вторая игра Весенней серии) — приз обменян в той же игре на помощь клуба;
- Виктор Сиднев (четвёртая игра Весенней серии);
- Андрей Козлов (третья игра Зимней серии).
«Хрустальный атом»
Вручается с первой игры 2013 года лучшему знатоку каждой игры. На данный момент рекордсменом среди обладателей приза является Дмитрий Авдеенко (10 атомов), а рекордсменом он стал 18 декабря 2022 года. До этого 20 ноября 2022 года он уже устанавливал рекорд в 9 атомов. Несколько раз не вручался (28 декабря 2013 года; 26 сентября 2015 года и 17 октября 2015 года (из-за самого крупного поражения команды Константина Рудера); 2 июля 2017 года (из-за поражения команды Ровшана Аскерова со счётом 0:6); 10 марта 2019 года (в случае победы лучшей семейной паре в команде Инны Семёновой должно было быть вручено 2 «атома», но команда проиграла) и 22 ноября 2020 года (вместо него в случае победы победившей команде должна была быть вручена «молекула», но команда проиграла). До 2013 года приз отсутствовал, а лучшему знатоку игры вручалась книга.
Знатоки-обладатели Хрустального атома:
Другие призы и награды
ПаузыДля перерывов в игре использовались различные паузы для поднятия настроения команде знатоков:
Музыка в игреЗдесь представлен список всех музыкальных тем, которые использовались в игровом процессе ранее и сейчас:
С 2019 года между раундами также используется стоковая музыка (плейлист):
Версии игры в других странах
Версии игры, базированные на американском формате:
Интересные факты
Пародии
Награды
Галерея логотипов программыСм. такжеСезоны «Что? Где? Когда?»
Ссылки
Примечания
Что? Где? Когда?
|