Умницы и умники (Обзор выпуска 2018-11-24) — различия между версиями

Материал из GS
Перейти к: навигация, поиск
Строка 37: Строка 37:
 
=== Первый этап ===
 
=== Первый этап ===
  
Участник на зеленой дорожке соглашается играть первую тему - "Корректор".
+
''Участник на зеленой дорожке соглашается играть тему "Корректор".''
  
 
==== Вопрос 1 («Корректор») ====
 
==== Вопрос 1 («Корректор») ====
Строка 48: Строка 48:
 
Анастасия переходит в следующий этап без штрафного очка!
 
Анастасия переходит в следующий этап без штрафного очка!
  
==== Вопрос 2 («„С тех дней“») ====
+
==== Вопрос 2 («ИАН») ====
В повести «Детство» Горький пишет: «Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели. Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. С тех дней у меня явилось…» Что явилось у Горького?
+
  
Ответ Константина: ''Я могу с тех пор предположить, что с тех дней у него явилось некое отвращение к дому Кашириных''
+
''Участник на желтой дорожке соглашается играть тему "ИАН".''
  
Ответ неправильный. Константин переходит в следующий этап с штрафным очком.
+
Что произошло в истории Императорской Академии Наук в феврале 1902 года, что - в марте, что - в июле и что - в августе?
  
Ответ Данилы Симоненкова (Владимир): ''Алексей Максимович писал, что с тех дней у него явилось особая чувствительность к чужой боли, а свою боль легко переносил.''
+
Ответ Евгения: ''К сожалению, не могу дать ответ.''
  
Ответ неточный.
+
Евгений переходит в следующий этап с штрафным очком.
  
Ответ Екатерины Тютиной (Кстово, Нижегородская область): ''Он писал, что с тех дней с него как будто содрали кожу сердца, оно стало максимально чувствительным к чужому горю и у него это вызывало отвращение, сочувствие.''
+
Ответ Валерии Кодзаевой (Москва) - сидит на скамейке штрафников: ''В феврале было внесено представление о внесении кандидатуры Горького на академика наук, затем в марте Николай II отказался утверждать Горького как академика наук и вслед за ним ушли из академиков Чехов и Короленко.''
  
Правильный ответ: ''С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой.''
+
Ответ правильный.
  
Данила получает медаль за правильный ответ. В активе Данилы — 2 ордена и 1 медаль.
+
Валерия получает орден за правильный ответ. В активе Валерии - 2 ордена и 1 медаль.
  
Екатерина получает медаль за правильный ответ. Но поскольку, у Екатерины эта медаль — вторая, она сдаёт медаль и получает орден. В активе Екатерины — 2 ордена.
+
Валерия освобождена от наказания и отправляется на трибуны.
  
 +
==== Вопрос 3 («Пьеса») ====
  
'''Красная дорожка'''
+
''Играет участник на красной дорожке.''
  
Темы на выбор Валерии: " «Улей» "
+
Какая пьеса родилась у Горького в 1905 году и где сочинилась?
  
''Валерия выбирает тему " «Улей» ".''
+
Ответ Евгения: Предположу, что это - пьеса "На дне"
  
==== Вопрос 3 («„Улей“») ====
+
Ответ неправильный. Евгений не идёт ва-банк и становится теоретиком, т.к. ошибся на красной дорожке.
В повести «Детство» читаем: «В детстве я представлял себя ульем.» А как именно?
+
  
Ответ Валерии: ''Улей — имеется в виду в том смысле, что над ним все вокруг него возились, работали над ним''
+
Ответ Дарьи Кургиновой (Санкт-Петербург): Пьеса была сочинена в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Она называлась "Дети солнца".
  
Ответ неточный. Валерия думает, идти ли ей ва-банк.
+
Ответ правильный.
  
Ответ Александры Яушевой (Нижний Новгород): ''Горький говорил, что он был как улей, пчёлы которого несли в этот улей мёд и этот мёд был и горьким, и хорошим. Но всё же это были знания, которые он получал от других людей. То есть, мёд, который несли пчёлы — это были какие-то знания, какой-то опыт.''
+
Дарья получает орден за правильный ответ. В активе Дарьи — 3 ордена.
  
Правильный ответ: ''В детстве я представляю сам себя ульем, куда разные простые, серые люди сносили, как пчёлы, мёд своих знаний и дум о жизни, щедро обогащая душу мою, кто чем мог. Часто мед этот бывал грязен и горек, но всякое знание — все-таки мёд.''
+
{{UmnikiTable|0|2|2|Евгений|Евгений|Анастасия}}
 
+
Александра получает орден за правильный ответ. В активе Александры — 3 ордена и 1 медаль.
+
 
+
Валерия идёт ва-банк.
+
 
+
=== Ва-банк ===
+
 
+
Валерия вытягивает билет.
+
 
+
Вопрос: Кто стал первым кавалером Ордена Красного Знамени?
+
 
+
Ответ Валерии: ''Не знаю''.
+
 
+
Правильный ответ: «Блюхер»
+
 
+
Валерия отправляется на скамейку штрафников и пропускает следующую игру (игра № 10)
+
 
+
{{UmnikiTable|0|2|2|Валерия|Константин|Валерия}}
+
  
 
=== Второй этап ===
 
=== Второй этап ===
  
'''Зелёная дорожка'''
+
==== Вопрос 4 («Названия») ====
  
Темы на выбор Валерии: «Добродетель», «Ястреб», «Основной вопрос»
+
''Участник на зеленой дорожке соглашается играть тему "Названия".''
  
''Валерия выбирает тему «Ястреб».''
+
Великую славу и мировую известность Горькому принесла его пьеса "На дне", написанная в 1902 году. У этой пьесы первоначально было 3 названия. Какие и куда ушли?
  
==== Вопрос 4 («Ястреб») ====
+
Ответ Анастасии: "Ночлежка", "На дне жизни", "Без солнца". Улетели они, потому что единственный друг, как называл Максим Горький Леонида Андреева, предложил ему сократить название "На дне жизни" до просто "На дне".
Какого своего героя Горький сравнивает со степным ястребом и почему?
+
  
Ответ Валерии: ''Возможно, это Фома Гордеев"''
+
Ответ неполный. Анастасия переходит в следующий этап с штрафным очком. 
  
Ответ неправильный. Валерия переходит в следующий этап с штрафным очком.
 
  
Ответ Ивана Стилиди (Москва): ''Это главный герой произведения «Челкаш». А сравнивали его из-за его худощавого телосложения и хищного взгляда.''
 
  
Правильный ответ: ''Горький сравнивает с ястребом Челкаша из одноимённого рассказа. Он сразу обращает внимание своим сходством со степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой.''
 
 
Иван получает орден за правильный ответ. В активе Ивана — 2 ордена.
 
 
 
'''Жёлтая дорожка'''
 
 
Темы на выбор Константину: «Добродетель», «Основной вопрос»
 
 
''Константин выбирает тему «Основной вопрос».''
 
 
==== Вопрос 5 («Основной вопрос») ====
 
Какой основной вопрос Горький хотел поставить в своей пьесе «На дне»? Он в этом признавался в интервью 1903 года
 
 
Ответ Константина: ''Если предположить, что пьеса «На дне» — это пьеса про людей, которые морально опустились, значит Горький задаёт вопрос: «Могут ли они встать на путь исправления?»''
 
 
Ответ неправильный, Константин покидает жёлтую дорожку и становится теоретиком, т.к допустил 2 ошибки на желтой дорожке.
 
 
Ответ Натальи Колдаевой (Московская область): ''Горький ставил вопрос: «Истина или сострадание?»''
 
 
Правильный ответ: ''"Основной вопрос, который я хотел поставить — это «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука.»''
 
 
Наталья получает орден за правильный ответ. В активе Натальи — 1 орден.
 
 
{{UmnikiTable|0|0|3|Валерия|Константин|Валерия}}
 
 
=== Третий этап ===
 
 
'''Зелёная дорожка'''
 
 
Темы на выбор Валерии: «Картина», «Воплощения», «Булычов»
 
 
''Валерия выбирает тему «Булычов»''
 
 
==== Вопрос 6 («Булычов») ====
 
В конце пьесы «Егор Булычов и другие» главный герой, умирая, хочет прочесть «Отче наш». То есть, он начинает читать: «Отче наш». И тут же говорит: «Нет!» и не желает молиться, и не молится. А как Егор Булычов объясняет своё нежелание?
 
 
Ответ Валерии: ''Возможно, он передумал умирать.''
 
 
Ответ неправильный. Валерия переходит в следующий этап с штрафным очком.
 
 
Ответ Алины Хаматдиновой (Ивантеевка, Московская область): ''Осмелюсь предположить, может быть, он спрашивает: «Зачем я умираю?». А дальше он хочет жить.''
 
 
Правильный ответ: ''После того, как Егор Булычов начинает читать «Отче наш» — реплика Егора: «Какой ты мне отец, если на смерть осудил? За что? Все умирают? Зачем? Ну, пускай — все! А я — зачем?»''
 
 
Арина получает медаль за правильный ответ. В активе Алины — 5 орденов и 1 медаль.
 
 
{{UmnikiTable|0|0|4|Валерия|Константин|Валерия}}
 
 
=== Четвёртый этап ===
 
 
'''Зелёная дорожка'''
 
 
Темы на выбор Валерии: «Картина», «Воплощения», «Литература»
 
 
''Валерия выбирает тему «Картина»''
 
 
==== Вопрос 7 («Картина») ====
 
В романе «Мать» главный герой приносит домой картину, на которой «трое людей, разговаривая, шли куда-то легко и бодро». А что это за люди?
 
 
Ответ Валерии: ''Это был Иисус Христос, шёл он со своими апостолами в Эрзас.''
 
 
Правильный ответ: ''Павел [главный герой] объясняет: "Это воскресший Христос идёт в Эмаус и 2 ученика его.''
 
 
Валерия выигрывает на зелёной дорожке с 2 штрафными очками и выходит в полуфинал.
 
  
 
== Вопросы, задаваемые теоретикам на трибунах ==
 
== Вопросы, задаваемые теоретикам на трибунах ==
  
==== Вопрос 8 («Добродетель») ====
+
==== Вопрос 8 («») ====
В повести «Мои университеты» Горький пишет о какой-то «добродетели скота, дерева, камня». А что это такое? И как Горький это объясняет?
+
  
Ответ Екатерины Тютиной (Кстово, Нижегородская область): ''Он писал, что покорность, смирение — это христианская добродетель.''
 
  
Правильный ответ: ''«Я был плохо приспособлен к терпению, и если иногда проявлял эту добродетель скота, дерева, камня — я проявлял ее ради самоиспытания, ради того, ибо ничто не уродует человека так страшно, как терпение, покорность силе внешних условий.»''
+
==== Вопрос 9 («») ====
  
Екатерина получает орден за правильный ответ. В активе Екатерины — 3 ордена.
 
  
==== Вопрос 9 («Воплощения») ====
+
==== Вопрос 10 («») ====
''24 декабря 1917 года (по старому стилю) Горький опубликовал статью, в которой, в частности, говорилось: «Человечество не создало ничего величественнее этих двух воплощений желаний своих.» А что за воплощения желаний человеческих?''
+
  
Ответ Алины Хаматдиновой (Ивантеевка, Московская область): ''Если не ошибаюсь, эти два воплощения — Иисус Христос и Прометей.''
 
 
Правильный ответ: ''«Христос — бессмертная идея милосердия и человечности, и Прометей — враг богов, первый бунтовщик против Судьбы.»''
 
 
Алина получает орден за правильный ответ. В активе Алины — 6 орденов и 1 медаль.
 
 
==== Вопрос 10 («Литература») ====
 
В 1928 году, взяв слово во время одного из собраний писателей, Горький провозгласил, что литература должна быть более революционной, чем когда бы то ни было. А благодаря чему?
 
 
Ответ Валерии Кодзаевой (Москва) — сидит на скамейке штрафников: ''По словам Горького, нужно примешивать романтизм к реализму.''
 
 
Ответ правильный.
 
 
Валерия остаётся на скамейке штрафников.
 
  
 
== Эпилог ==
 
== Эпилог ==
  
 
==== Вопрос 1 ====
 
==== Вопрос 1 ====
Портрет какого иностранца Горький в начале 20 века держал на своём рабочем столе и возил с собой?
 
  
Ответ Арины Левандовской (Арзамас, Нижегородская область): Как известно, Горький ещё с самых ранних лет, с юношества вдохновлялся идеями Ницше и с давних пор держал на столе именно его фотографию.
 
 
Ответ правильный.
 
 
Арина получает медаль за правильный ответ. В его активе — 1 орден и 1 медаль.
 
  
 
==== Вопрос 2 ====
 
==== Вопрос 2 ====
«Вот есть Бог или его нет?». Как на этот вопрос отвечал Лука из пьесы Горького «На дне»?
 
  
Ответ Веры Автономовой (Санкт-Петербург): Лука говорил о том, что если веришь — Бог есть, а если не веришь — Бога нет.
 
 
Ответ правильный.
 
 
Вера получает медаль за правильный ответ. В активе Веры — 1 орден и 1 медаль.
 
  
 
==== Вопрос 3 ====
 
==== Вопрос 3 ====
Какой знак препинания так часто встречается у Горького, что прямо диву даешься?
 
 
Ответ Валерии Кодзаевой (Москва) — сидит на скамейке штрафников: этот знак — тире. У Максима Горького вообще было плохо с орфографией, у него тире — это выражение экспрессии.
 
 
Ответ правильный.
 
 
Валерия получает медаль. В активе Валерии — 1 орден и 1 медаль.
 
  
Валерия остаётся на скамейке штрафников.
 
  
  

Версия 20:40, 21 июня 2019

Умницы и умники

обзор телеигры
Логотип программы


Сезон:
27
Эпизод:
10



Дата эфира:
24 ноября 2018 года


Телекомпания:
Первый канал
Ведущий:
Юрий Вяземский



Десятый выпуск 27-го сезона передачи «Умницы и умники». Возглавляет ареопаг российский историк литературы, архивист, библиограф, специалист по Русскому Зарубежью, заместитель директора Института мировой литературы РАН, доцент кафедры мировой литературы и культуры Университета МГИМО Олег Анатольевич Коростелёв.

Участники:

  • Евгений Аринченков (Смоленск) — победитель регионального финала
  • Анастасия Бернацкая (Санкт-Петербург) — призер регионального финала
  • Евгений Панюков (Новомосковск, Тульская область) - призер регионального финала

Пролог (конкурс красноречия)

Задание: За 15 минут до начала Ведущий подошёл к агонистам [участникам], напомнил им Горького "Человек - это великолепно, это звучит гордо", которые и являются темой для выступления.

Результаты: Евгений Аринченков — 1 место, Анастасия Бернацкая — 2 место, Евгений Панюков — 3 место.

Выбор дорожек: Евгений [Аринченков] выбрал желтую дорожку, Анастасия — зеленую, а Евгению [Панюкову] досталась красная дорожка.

Правила: порядок вопросов - строго регламентированный. То есть, первый вопрос должен отвечать участник на зеленой дорожке. Однако, он имеет право отказаться отвечать этот вопрос, и Ведущий спрашивает у участника на желтой дорожке, будет ли он отвечать на вопрос. В случае отказа участника на жёлтой дорожке, этот вопрос в принудительном порядке достаётся участнику на красной дорожке. После этого, второй вопрос снова достается участнику на зеленой дорожке. Участник снова имеет право отказаться отвечать на вопрос. Но в этом случае вопрос достаётся в принудительном порядке участнику на желтой дорожке. Оставшийся вопрос этапа достаётся незадействованному участнику. Это формат называется "обязаловка".

Основная игра

Тема игры: «Максим Горький. Жизнь и творчество. Передача вторая.».

Евгений2
Евгений23
Анастасия234


Первый этап

Участник на зеленой дорожке соглашается играть тему "Корректор".

Вопрос 1 («Корректор»)

После приходской школы будущий Алёша Пешков окончил только 2 класса слободского начального училища. Но, слава Богу, есть на свете корректоры. Какой корректор правил полуграмотного Алексея Пешкова в самарской газете?

Ответ Анастасии: Это будущая жена Максима Горького - Екатерина Павловна Пешкова.

Правильный ответ: Это была самарская гимназистка Екатерина Павловна Волжина, которая с 1895 года стала Екатериной Павловной Пешковой - женой Горького.

Анастасия переходит в следующий этап без штрафного очка!

Вопрос 2 («ИАН»)

Участник на желтой дорожке соглашается играть тему "ИАН".

Что произошло в истории Императорской Академии Наук в феврале 1902 года, что - в марте, что - в июле и что - в августе?

Ответ Евгения: К сожалению, не могу дать ответ.

Евгений переходит в следующий этап с штрафным очком.

Ответ Валерии Кодзаевой (Москва) - сидит на скамейке штрафников: В феврале было внесено представление о внесении кандидатуры Горького на академика наук, затем в марте Николай II отказался утверждать Горького как академика наук и вслед за ним ушли из академиков Чехов и Короленко.

Ответ правильный.

Валерия получает орден за правильный ответ. В активе Валерии - 2 ордена и 1 медаль.

Валерия освобождена от наказания и отправляется на трибуны.

Вопрос 3 («Пьеса»)

Играет участник на красной дорожке.

Какая пьеса родилась у Горького в 1905 году и где сочинилась?

Ответ Евгения: Предположу, что это - пьеса "На дне"

Ответ неправильный. Евгений не идёт ва-банк и становится теоретиком, т.к. ошибся на красной дорожке.

Ответ Дарьи Кургиновой (Санкт-Петербург): Пьеса была сочинена в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Она называлась "Дети солнца".

Ответ правильный.

Дарья получает орден за правильный ответ. В активе Дарьи — 3 ордена.

12
1Евгений3
1Анастасия34


Второй этап

Вопрос 4 («Названия»)

Участник на зеленой дорожке соглашается играть тему "Названия".

Великую славу и мировую известность Горькому принесла его пьеса "На дне", написанная в 1902 году. У этой пьесы первоначально было 3 названия. Какие и куда ушли?

Ответ Анастасии: "Ночлежка", "На дне жизни", "Без солнца". Улетели они, потому что единственный друг, как называл Максим Горький Леонида Андреева, предложил ему сократить название "На дне жизни" до просто "На дне".

Ответ неполный. Анастасия переходит в следующий этап с штрафным очком.



Вопросы, задаваемые теоретикам на трибунах

Вопрос 8 («»)

Вопрос 9 («»)

Вопрос 10 («»)

Эпилог

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

См. также