Умницы и умники (Обзор выпуска 2018-09-29)

Материал из GS
Перейти к: навигация, поиск

Умницы и умники

обзор телеигры
Логотип программы
Производитель:
Образ-ТВ


Сезон:
27
Эпизод:
2



Дата эфира:
29 сентября 2018 года


Телекомпания:
Первый канал
Ведущий:
Юрий Вяземский



Второй выпуск 27-го сезона передачи "Умницы и умники". Возглавляет ареопаг российский историк, заместитель директора Государственного исторического музея, лауреат Государственной премии Российской Федерации, кандидат исторических наук Андрей Дмитриевич Яновский.

Участники:

  • Мария Журавлева (Москва)
  • Данила Симоненков (Владимир) - победитель регионального финала.
  • Даниил Васильев (Макарьев, Костромская область) - абсолютный победитель регионального этапа.

Пролог (конкурс красноречия)

Задание: За 15 минут до начала Ведущий подошёл к агонистам [участникам], напомнил им слова Ломоносова: "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит" и дал тему для выступления: "А затем учить историю?"


Результаты: Даниил Васильев — 1 место, Данила Симоненков — 2 место, Мария Журавлёва — 3 место.


Выбор дорожек: Даниил выбрала жёлтую дорожку, Данила - красную, а Марии досталась зелёная дорожка.

Игра происходит поэтапно. У участника, стоящего на зелёной дорожке - выбор из 3 тем, у участника - на жёлтой дорожке - из 2 тем, у участника на красной дорожке выбора нет - ему достаётся оставшаяся тема.

Основная игра

Тема игры: "Александр II Романов. Передача вторая."".

Данила2
Даниил23
Мария234


Первый этап

Зелёная дорожка

Темы на выбор Марии: "Реформы", "Реформаторы", "Панегирик"

Мария выбирает тему "Реформы"

Вопрос 1 («Реформы»)

Историк Виктор Лопатников пишет, что Александр II провёл 7 реформ - экономическую, административную, финансовую, судебно-правовую, военную. Назовите оставшиеся две.

Ответ Марии: Это реформа образования, скорее всего, еще был запрещён малороссийский язык.

Ответ неполный.

Ответ Валерии Сапуновой (Клин, Московская область): Могу предположить, что в 1865 году Александром II была проведена цензурная реформа.

Ответ правильный.

Валерия получает медаль за правильный ответ. В активе Валерии - 1 медаль.

Решением судьи, Мария переходит в следующий этап без штрафного очка!


Жёлтая дорожка

Темы на выбор Даниилу: "Реформаторы", "Панегирик"

Даниил выбирает тему "Панегирик".

Вопрос 2 («Панегирик»)

Когда были обнародованы документы об отмене крепостного права, этот человек писал: "Имя Александра отныне принадлежит истории. Если бы его царствование завтра окончилось, если бы он пал под ударом крамольников-олигархов, все равно освобождение крестьян, сделанное им, грядущие поколения этого не забудут". Кому принадлежит этот хвалебный отклик?

Ответ Даниила: Этот отклик принадлежит Александру Ивановичу Герцену.

Ответ правильный.

Даниил переходит в следующий этап без штрафного очка!


Красная дорожка

Темы на выбор Даниле: "Реформаторы"

Данила выбирает тему "Реформаторы"

Вопрос 3 («Реформаторы»)

Чем в нашей истории прославились Яков Иванович Ростовцев и Сергей Степанович Ланской, и кто в имении великой княгини Елены Павловны подготовил проект освобождения крестьян?

Ответ Данилы: Ростовцев - это председатель Редакционных комиссий, составил свой проект крестьянской реформы. Ланской был министром внутренних дел, придерживался либеральных взглядов и тоже принял участие в разработке крестьянской реформы. Также именно благодаря Ланскому Николай Алексеевич Милютин стал заместителем министра внутренних дел и тоже внёс большой вклад в развитие проекта крестьянской реформы. В имении Елены Павловны подготовил проект освобождения крестьян Николай Милютин и Ланской.

Ответ правильный

Данила переходит в следующий этап без штрафного очка!

1Данила
1Даниил3
1Мария34


Второй этап

Зелёная дорожка

Темы на выбор Марии: "Военная служба", "Замена", " "Вопросы жизни" "

Мария выбирает тему " "Вопросы жизни" "

Вопрос 4 («"Вопросы жизни"»)

В конце 50-х годов "Морской сборник" (это очень известный журнал, детище великого князя Константина, первый журнал, где можно было ежемесячно читать статьи по различной проблематике) стал рупором набиравшего силу движения за обновление России. В этом журнале была опубликована серия статей под общим названием "Вопросы жизни". И автор, по образованию медик, обращался к учителям, секущих учеников в присутствии класса. "Чего Вы хотите? - писал автор. - Вы хотите возбудить отвращение к виновному? Но Вы возбуждаете к нему сочувствие!" Как звали автора?

Ответ Марии: "Предположу, что это был Константин Ушинский."

Ответ неправильный, Мария переходит в следующий этап с штрафным очком.

Ответ Александры Яушевой (Нижний Новгород): Это был Пирогов, известный врач в России и в один период своей жизни он был председателем учебных заведений в Одессе и Киеве. И он ратовал за отмену телесных наказаний в школах и действительно отменили телесные наказания после отставки Пирогова..

Ответ правильный.

Александра получает орден за правильный ответ. В активе Александры - 1 орден.


Жёлтая дорожка

Темы на выбор Даниилу: "Военная служба", "Замена"

Даниил выбирает тему "Военная служба".

Вопрос 5 («Военная служба»)

До 1859 года срок обязательной военной службы составлял 25 лет. До скольких лет он был сокращен в 1859 году и до скольких - в 1874 году?

Ответ Даниила: В 1874 году он был сокращен до 7 лет, если я не ошибаюсь, а в 1859 году - до 15 лет.

Правильный ответ: В 1859 году - до 15 лет для армии (до 14 лет - для флота). А в 1874 году была введена всеобщая воинская повинность и срок действительной службы сократили до 6 лет с последующим увольнением в запас.

Даниил переходит в следующий этап без штрафного очка! Поскольку на жёлтой дорожке он дал 2 правильных ответа, в случае поражения знатока на красной дорожке, он досрочно выигрывает на своей дорожке.


Красная дорожка

Темы на выбор Даниле: "Замена"

Данила выбирает тему "Замена"

Вопрос 6 («Замена»)

Кадетские корпуса славились муштрой и шагистикой. Чем они были заменены по проекту военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина и в какое высшее учебное заведение могли поступить его выпускники?

Ответ Данилы: Высшим учебным заведением стала Военная академия, а кадетские корпуса были заменены юнкерскими училищами.

Ответ неправильный. Данила думает, идти ли ему ва-банк.

На трибунах никто ответа не знает.

Правильный ответ: Кадетские корпуса были заменены военными гимназиями, которые стали ориентироваться, в первую очередь, на интеллектуальное развитие учеников. Тогда же были созданы военные училища, где выпускники гимназий получали высшее образование.

Данила идёт ва-банк.

Ва-банк

Данила вытягивает билет.

Вопрос: Кто стал первым в истории России полным георгиевским кавалером?

Ответ Данилы: "Я не знаю".

Правильный ответ: Михаил Кутузов.

Данила отправляется на скамейку штрафников и сидит на ней следующие 2 игры.

В связи с поражением знатока на красной дорожке, Даниил досрочно выигрывает игру и выходит в полуфинал.

Мария возвращается на трибуны и становится теоретиком.

Вопросы, задаваемые теоретикам на трибунах

Вопрос 7 («"Царь"»)

Кого с 1866 года стали называть "Петр Четвёртый" и что сей "царь" возглавил?

Ответ Константина Виноградова (Москва): Этот человек - Петр Шувалов, управляющий Третьим отделением, позже - посол России в Великобритании..

Правильный ответ: "Петр Четвёртый - полицейский царь". Так отчасти насмешливо, отчасти со страхом стали называть Петра Андреевича Шувалова, с 1866 по 1874 год - шефа жандармов и главноуправляющего Третьим отделением Собственной его Императорского Величества канцелярии.

Константин получает орден за правильный ответ. В активе Константина - 2 ордена.

Вопрос 8 ("Эпоха Толстого")

Что за "эпоха", которая длилась с 1866 по 1880 годы и за что этот Толстой возлюбил литературу и историю?

Ответ Веры Автономовой (Санкт-Петербург): Толстой - министр народного просвещения. История и литература воспитывали в студентах нравственность и любовь к отечеству, по крайней мере, так преподавали тогда, а науки материальные, как считал Толстой, придали вредный нигилизм.

Правильный ответ: Толстой - министр народного просвещения, его поставили на место Головнина. Толстой все естественно-научные дисциплины заменил преподаванию литературы и истории, будучи убежденным, что всякие физики и химии утверждают материализм, пагубно влияют на молодежь, и разбирают революционные движения.

Вера получает орден за правильный ответ. В активе Веры - 1 орден.

Вопрос 9 («Центр»)

С середины 70-х годов позапрошлого века в России стала формироваться влиятельная консервативная оппозиция. А кто был её центром?

Ответ Алины Хаматдиновой (Москва): Главой консервативного направления, Центр которого находился в Аничковом Дворце был Победоносцев - наставник Александра, а также сам Александр III.

Ответ правильный.

Арина получает орден за правильный ответ. В активе Арины - 1 орден.

Вопрос 10 («"Если бы"»)

Обращаясь к представителю московского дворянства Голохвостову, Александр II заявил: "Чего Вы хотели? Конституционного образа правления? Я даю тебе слово, что сейчас, на этом столе я готов подписать какую угодно Конституцию, если бы я..." А что если бы? Продолжите мысль императора!

Ответ Михаила Островского (Чудово, Новгородская область): Александр II сказал, что готов подписать конституцию, но он уверен, что если он подпишет Конституцию, в скором времени Российская империя развалится на куски.

Правильный ответ: "Если бы я подписал Конституцию, Россия распадется на куски! А ведь Вы этого не хотите!"

Михаил получает орден за правильный ответ. В активе Михаила - 1 орден и 1 медаль.

Эпилог

Вопрос 1

Благодаря усилиям Александра Васильевича Головнина, была проведена реформа образования. Открылись новые университеты в Томске, Варшаве, Ярославле. Но по двум пунктам реформы Головнин, к сожалению, не нашёл поддержки у государя императора. Не удалось создать студенческие корпорации (это, своего рода, студенческие профсоюзы). И что ещё не удалось?

Ответ Марии Журавлёвой (Москва): Возможно, ещё один пункт этой реформы заключался в том, чтобы ограничить или закрыть доступ к образованию женщинам, например, закрыть Бестужевские курсы.

Ответ неправильный.

Правильный ответ: Не удалось открыть университеты для девушек

Вопрос 2

В 1862 году государь со всей семьёй отправился в Великий Новгород. С какой целью?

Ответ Константина Ковалёва (Смоленск): Государь со всей семьёй отправился в Великий Новгород на празднование 1000-летия Российской государственности

Ответ правильный.

Константин получает медаль за правильный ответ. В активе Константина - 1 медаль.

Вопрос 3

Кто в 1865-1866 годах читал лекции по истории великому князю Александру Александровичу, будущему Александру III?

Ответ Дмитрия Ляпова (Москва): Александру Александровичу читал лекции Соловьёв.

Ответ правильный. Однако Дмитрий медаль не получает, т.к. он назвал великого русского историка Владимиром, тогда как его звали Сергей Михайлович Соловьёв.


См. также