Ох, я наконец-таки добрался до форума, чтобы рассказать о том, как это выглядит изнутри. Заодно и отошёл как морально, так и физически от этого.
Да, для тех, кто уже там был, я вряд ли что-то новое расскажу, но всё-таки…
Начнём с того, что и вправду снимали в этот раз на «Мосфильме». Для съёмок был выделен четвёртый павильон, а выстраивать народ около входа в студию начали уже ближе к 11 утра. В итоге народ простоял чуть более часа в ожидании команды на запуск. Народ решили разделить таким образом, что на одну трибуну отправляли тех, кто был в тёмных тонах (в плане одежды), на вторую же перенаправили всех остальных. Для чего такое странное деление, я так и не понял.
Первые впечатления от студии
Впечатления, честно говоря, поначалу были довольно стрёмные. Как по мне, тканевая (или даже слегка меховая) обивка «порталов» смотрится довольно дёшево для программы, которая выходит регулярно (не считая пары перерывов) на протяжении уже 16 лет. Лучше уж оргстекло, и не париться (но это не моё дело, я на игру пришёл посмотреть). По студии просили перемещаться аккуратнее, что позднее подтвердилось: площадка действительно немного прогибается даже под моим весом (около 60 кг), поэтому перемещаться нужно было плавно, и желательно по окружности её основной части. Эта «мера предосторожности» позднее на перерыве привела к тому, что одна женщина случайно оступилась и попала ногой в углубление для осветительных приборов, опрокинув в итоге один из них на бок. К счастью, обошлось без последствий ни для здоровья, ни для оборудования. Теперь можно и о процессе.
Подготовка к записи
Весьма стандартный инструктаж к массовке (типа «отключаем мобильные телефоны», «фото- и видеосъёмка запрещены») был дан, и после начали раздавать пультики для голосования. Скажу сразу, что пульты раздают всё же не всем: пульты получили только по три ряда из пяти (или даже шести) на каждой из трибун. Сами устройства довольно массивные, а держать их на коленях нам запретили. Убираем в сторону и, когда надо, достаём их. Не знаю, чем вызван тот факт, что пульты достаются не всем, но есть предположение, что их ограниченное количество, и на всех может не хватить.
Естественно, тем, кто сидел на трибуне позади Дмитрия Александровича Диброва, был хорошо виден суфлёр для ведущего. В последующем на этот суфлёр, я уверен, молилась большая часть массовки под конец дня, поскольку побыстрее хотелось после долгих рассуждений увидеть подводку на финал программы. Впрочем, о самой игре позднее.
Пульты раздали, даже устроили небольшую проверку оборудования перед началом. Хороший подход, это порадовало. Мне в начале достался уже севший пульт, поэтому я не поленился спросить о том, а должно ли как-то отображаться нажатие на дисплее. После того, как мне сказали о том, что дисплей загореться должен, а попросил заменить свой пульт, поскольку он не подавал признаков жизни. Здесь всё было заменено оперативно, ещё один плюс организаторам. Все ждали появления первых участников (два кресла напротив ведущего указывало на то, что опять будут играть парами, и снова звёзды, судя по всему), ну и самого ведущего.
Игровой процесс
И вот здесь начинается самая любопытная часть рассказа — процесс игры. Скажу сразу, что всех участников объединяло одно — они все, по большему счёту, очень долго размышляли над вопросами. Это порой немного бесило: вот сказал же вариант ответа, вроде как даже уверенно, а в итоге всё равно раз десять переспросят, а так вы думаете или нет. Конечно, на постпродакшне (читать: на монтаже) это всё урежут раза в два, но люди в массовке тоже не железобетонные — лучше бы сняли больше участников, но быстрее по времени в среднем, чем «растягивали удовольствие» от мучений звёзд под прицелом камер. Динамики очень не хватало порой; иногда даже возникало ощущение, что на первых 7-8 вопросах темп берётся неплохой, а потом начинается тягомотина. Даже не обилие звёзд, мне кажется теперь, является основной проблемой игры, а растягивание резины, которое по ощущениям длится вплоть до бесконечности.
Голосованием аудитории, скажу сразу, пользовались не всегда, но тут можно смело утверждать, что голосование более, чем реальное. Один раз проценты так и не вывелись на экран: мне в общих чертах открывался обзор на монитор ведущего, поэтому очертания диаграммы я мог разглядеть. Пришлось голосовать заново, что уж поделаешь. К слову, это не единственный казус, который был связан с залом. Пообщавшись во время коротких перерывов с соседями по трибуне, мы пришли к выводу, что вот всё замечательно, но не все могут расслышать вопрос в процессе (уже не говоря о том, что не каждый может в голове его запомнить). Очень сильно (особенно это стало понятно уже на четвёртой игре) не хватало монитора для зрителей, где могли бы вывести играющийся вопрос для зрителей. Больше интерактива, больше взаимодействия с публикой нужно же! Но нет, не в этот раз.
Участники на сей раз подобрались довольно любопытные. В ближайшее время вам удастся увидеть в креслах игроков таких личностей, как Зураб Соткилава, Юлий Гусман, Елена Ханга, Антон Привольнов, Алексей Пивоваров и даже Анатолий Вассерман. Перечислил не всех всё же, чтобы дополнительная интрига была, поскольку пары порой ну очень любопытные попадались. Думали игроки по-разному: кто-то моментально выпаливал ответ на первых же секундах после прочтения вопроса целиком, а кто-то думал над вопросом на протяжении минут 10-20, если не больше. И тут уже не знаешь, что напрягало больше: что игроки не могут определиться с ответом, когда подсказки ещё существуют, или переспрашивание ведущего по поводу уверенности в ответе. В среднем на игроков уходило по 60-90 минут записи, хоть под конец съёмочного дня вроде как начали ускоряться, но незначительно.
Вопросы были разными, но чувствовалась какая-то несбалансированность: то спрашивают весьма очевидные вещи, то задают вопросы в стиле «В какой газете впервые произошло упоминание факта N?». Плавнее бы эти переходы по сложности; ну, или делить поэтапно, по пять вопросов. И первые пять вопросов можно было и повеселее в плане вариантов сделать, хоть это и в разы сложнее, к слову.
Записали всего 10 пар участников. Судя по общим результатам, раскидают всё примерно на восемь выпусков. И да, на этот раз за один день писали полный пул.
Техническая сторона
Ну, тут реально сказать нечего. Всё вроде отлажено до невозможности, хотя пару раз люди, управляющие светом, «засыпали на посту»; из-за этого в выпуск могут не войти весьма дельные рассуждения по вопросу, поскольку о «лайтдауне» как-то забыли. И всё-таки на последнем отрезке игры (11-15 вопросы) хотелось видеть полумрак с выключенными «порталами» и ступенями, а не то, что было на самом деле. Ещё немного не понимаю отсутствия световых лучей, как это было раньше. Да, может, так звёзды становятся виднее зрителям, но складывается ощущение какой-то незавершённости картины. А в остальном всё отлично ведь.
Впервые для себя, кстати, узнал, что подсказка «Звонок другу» фактически по времени используется дольше, чем мы видим это по телевизору. Пока дозвонятся до человека, пока дозвон пройдёт, пока пообщаются, и только потом заветные 30 секунд на рассуждение над вопросом. Впрочем, это просто наблюдение, а никак не претензия.
И ещё один непонятный момент я обнаружил в перерыве: вроде как уже более года (или даже ещё больше) играют с четырьмя постоянными подсказками («50 на 50», «Звонок другу», «Помощь зала» и «Право на ошибку»), а на мониторах всё равно отображены только первые три подсказки. В голове невольно возникает вопрос: неужели нельзя было прикрутить четвёртую пиктограмму в приложение?
Монитор с логотипом решили не ставить в этот раз, так что будете видеть статичную картинку (напечатанный логотип) на его месте.
Это, в общем-то, и всё. Сфотографировать что-либо не удалось: не было технической возможности (и если даже была, вряд ли я стал фотографировать то, что и так людям известно более-менее). Надеюсь, что по моему рассказу вам удалось представить, что там было на самом деле, хотя бы в общих чертах.