Обычно итог, вердикт об увиденном пишут в конце, но в этот раз мне почему-то хочется поместить его в самом начале. Моё мнение — «Куб» станет качественным и интересным проектом на российском телевидении. Трудно сказать, почему он не появился в нашей стране ранее, но то, что появился сейчас — это очень здорово, причём подобные высказывания исходили от самих игроков и от ведущего, и это не было похоже на заранее заготовленные фразы, которые говорятся неискренне. Разумеется, всё не так идеально, как хотелось бы, но за два дня съёмок определённо можно сделать вывод, что организаторы готовы идти вперёд и производить улучшения там, где это необходимо. Изначально были назначены лишь полтора дня съёмок, но теперь выясняется, что ничего не заканчивается — добавлены ещё два дня, и, возможно, это не предел. Разумеется, это может только радовать, а вывод напрашивается один — по первым результатам стало ясно, что всё идёт хорошо, и можно не ограничиваться пилотными двумя-тремя выпусками. Далее расскажу о тех моментах, на которые мне хочется обратить внимание. Всё остальное, о чём сказано не будет, либо мной случайно забыто, либо же (что вероятнее) исполнено так, как это и должно было быть. Повторюсь, что в целом всё очень понравилось, а чудеса монтажа способны исправить многое из того, что показалось неправильным.
Что НЕ понравилось:
• Большое количество времени, убитое на репетиции. В первый день это длилось примерно с 15 до 19. Молодой человек исполнял роль ведущего, а девушка роль игрока (причём представляли её как Николая Валуева). Всё было очень нудно, а спустя какое-то время зрители и вовсе засомневались: реальные передачи в этот день вообще будут или дальше тестов дело не уйдёт? Впрочем, и это время прошло не впустую, тесты по-своему интересны. Также приличное количество времени уходит на подготовку игр. Не установку, а именно подготовку, которая, судя по всему, делается лишь единожды — заносят реквизит, пробуют играть, настраивают красненькие фигурки на полу (форумные эксперты способны угадать 90% игр лишь по геометрии на полу!). Подобные приготовления были и в первый день, и во второй, но игры всё время приносили новые.
• Недостаточно хорошо объяснённые игрокам правила игры (в целом). Кому-то, казалось, их и вовсе не рассказывали. Понятно, что программа новая и в эфире её ещё никто не видел, но всё же. Так, например, большинство участников вообще не поняли смысла пробной попытки и частенько пытались её использовать на первых играх «чтобы не потерять лишнюю жизнь», хотя смысл-то в том, чтобы забрать деньги, сыграв игру.
• Названия опций. Я всё про те же Simplify и Trial Run. В первый день их как только не называли. Даже интересно, что потом будет написано на экране. Потом пробную попытку всё-таки стали называть пробной попыткой, а упрощение (единственное слово, но зато сразу понятное) так и осталось «помощью куба» (не путать с помощью клуба! Ведущий пару раз так оговаривался).
• Использование опций. Здесь всё наоборот — в первый день шло как надо, а во второй пошло кувырком. Игроку разрешают зайти в куб, иногда даже потрогать реквизит (хотя ведущий и запрещает игрокам это делать раньше времени), и затем дают право выбора — играть или взять пробную попытку. Разумеется, это решение нужно принимать до входа в куб. С упрощением ещё большие нарушения условий игры — несколько раз ведущий говорил игрокам о том, как именно будет упрощена игра (конечно, не давал подробностей о том, что «расстояние увеличится на 58.11%», но всё же), и это потом нередко обсуждалось игроком с группой поддержки. По идее, всё это нужно вырезать от и до, ибо игрок не должен знать о том, как игра будет упрощена.
• Выбор игр. Такие вещи как Axis на первом уровне и Perimeter на пятом вводят экспертов (фанатов передачи) в ступор. Хотя ведущий и говорит, что игры не обязаны усложняться и могут идти в любом порядке. В принципе, такие расстановки придают некоторое разнообразие, а то игры станут сильно похожими друг на друга, что было сильно заметно в 1-2 сезонах украинской версии.
• Статистика по играм. Оглашается крайне редко, и отнюдь не метко. Уверен, что на 95% числа придумываются на ходу, ибо Vault ну никак не может в среднем требовать одну-две жизни. Других примеров сейчас точно не вспомню (за приведённый ручаюсь — звучало именно так), но большинство статистик были побуждающими к игре, а не похожими на действительность.
• Двери куба и мостик для игрока работают вообще без чёткой привязки к игровым моментам. После демонстрации испытания зачем-то сразу подъезжает мост-язык (местный сленг) и открываются двери, хотя всё это должно делаться прямо вот-вот когда игрок идёт в куб. В первый день мост вообще почти не откатывался назад и всё время был проложен между таблеткой и кубом, потом хотя бы на это обратили внимание.
• Ещё раз про двери. Открываются и закрываются они абсолютно несинхронно (разница составляет не меньше пары секунд). Кроме того, двери (автоматические только передние) сильно качаются, прямо как морские волны. Это неминуемо попадёт в кадр. Ещё раз про мостик. Сколько его ни пытались подкручивать, он всё равно не встаёт ровно на нужное место — либо не докручивается, либо перекручивается, так что полосочки вечно не совпадают. И ещё во время стыковки части с грохотом стукаются друг о друга, но с этим вряд ли можно что-то сделать, не оставив приличный зазор между ними.
• Постоянные предложения ведущего забрать деньги до того, как даже была показана игра. Причём это чуть ли не с самой первой и до самой последней игры. Порядком надоело, а также неясно, почему ему не сказали прекратить эти разговоры — они не имеют смысла. Большинство игроков всё равно переспрашивают, можно ли посмотреть следующую игру и уже потом решить, на что слышат ответ, что можно, и в итоге смотрят игру. Бред.
• Постоянная болтовня после каждой попытки. Бросили шарик, не попали — 2 секунды, после чего 10 минут мусолим, что же именно было не так и что нужно делать иначе. Сначала с игроком, потом с группой поддержки, потом все вместе. Идёт игра Reaction, участнице хронически не везёт. // — Какая у вас тактика? — Нажать кнопку как можно быстрее, когда квадрат меняет цвет. — Группа поддержки, что думаете, может нужно поменять тактику? // Понятно, что если быстро играть, то будет мало материала для монтажа, но тут прямо ток-шоу после каждой потраченной жизни. Кроме того, ведущего явно заставляют это делать, потому что через какое-то время такого обсуждения он резко срывается: «обсуждать можно сколько угодно, давайте уже играть!».
• Некомпетентность некоторых людей, размещающих игры в кубе. Занесли стойку и ставят её на первое попавшееся красное пятно на полу, невзирая даже на то, что оно по размеру не подходит. Вносят колонны для Descent и ставят самую высокую дальше всего от зоны броска. Подходит другой и с умным видом, мол, я-то знаю, как тут всё должно быть, переставляет её в середину, а среднюю ставит с краю… Демонстрацию-то смотрели хоть раз?
• Полное отсутствие поддержки по правилам очередного конкурса. У участника возникают вопросы (дельные вопросы), он их задаёт, но редакторская группа, которая должна дать ведущему ответ, чтобы тот разъяснил всё игроку, бездействует. В итоге ведущий вместе с игроком и болельщиками начинает сам думать, как же логичнее должно быть — так или так, можно так делать или нельзя. Полный кошмар. А потом ещё жизни снимают, после чего говорят, что так делать было нельзя.
• Не то чтобы негативный момент, это права игроков, но по-моему только русские чуть ли не в каждом конкурсе пытаются найти обходной путь, чтобы нахаляву пройти игру. Иногда такие извращённые способы…
• Подыгрывание. За два съёмочных дня сыграли 7 человек (3 и 4 соответственно). Из них 6 — знаменитости. Было несколько таких, которые известны значительно меньше (один для меня был вообще незнакомый), но лишь один игрок был, что называется, из народа. А возмущение очень простое — у этого игрока отняли две жизни, когда он немного неправильно нажимал на кнопку в Stop Zone (в момент первого нажатия слегка дольше обычного её держал и это срабатывало как два нажатия, ну как на клавиатуре). Это явно технический нюанс, он даже толком не запустил игру и не сыграл в неё, а жизни вернуть отказались. На экране будет отвратительно смотреться такая выходка организаторов. Участник немолодой, с техникой вряд ли имеет много общих дел, можно было и простить. В Pathfinder вообще отняли жизнь за проход на верную клетку, хотя это потом и переиграли. А теперь к участникам-звёздам. Ни у одного из них не было подобных ситуаций, но главное другое — мы насчитали 3 случая, когда засчитывалась победа, хотя игрок проиграл или нарушил правила. Подробнее об этом будет смысл написать после показа соответствующих выпусков (если, конечно, это будет не в 2020 году, когда всё напрочь забудется), но если вкратце — один заступ за линию (задание выполнено, но линию игрок случайно пересёк), одна незавершённая игра на полу (кто-то раньше времени включил зелёный свет, среагировав на преждевременные крики зрителей), одно «просроченное» испытание (время вышло, на полу «00.00», игрок ещё 1-2 секунды доделывает, засчитывают победу). Посмотрим, как всё это будет смонтировано.
• Мелкие недочёты в испытаниях и графике на полу. Если игрок уже потерял часть жизней, то зачем в Descent класть 9 шариков? Откуда в Multisphere вариант с 17 шариками? Всегда было 15 или 20. Почему в Destruction стёкла не красные, а обычные белые? Зачем вообще перерисовывать графику на полу, которая выдаёт себя неверным цветом или криво расположенными элементами («??» поверх сеточки) — почему нельзя пользоваться тем, что разработано другими? Что за странное поведение Pulse, который периодически вообще не доходит до края и начинает двигаться обратно от середины? Местами жаль, что не использовали нанотехнологии, например не сделали полупрозрачную стенку в Blind-Shot.
• Набор массовки. Во второй день было как надо, в первый народу катастрофически не хватало и сажали зрителей чуть ли не в метре друг от друга. Не представляю, как это будет смотреться в итоге. Зато ходили слухи, что порядка 40 человек отправили домой по непонятной причине! К двум ночи (первый день закончился именно во столько) народу, понятное дело, стало ещё меньше, чем было вечером.
• Сложность некоторых игр. Почему-то один участник на втором этапе должен перешагнуть два барьера, а другой лишь один. Других примеров сейчас не помню (возможно потому, что игры практически не повторялись), но этот запомнился.
Несмотря на такое приличное количество минусов, которые я местами наверняка преувеличил, плюсов не менее мало и в целом, как и говорил в самом начале, игра должна получиться хорошей. Так, например:
• Дмитрий Харатьян отлично ведёт игру, что подметили многие. Если учесть, что ранее он вроде бы ничего подобного не вёл, а только играл в кино, вообще ведущий-находка! Не какой-нибудь заезженный Ургант, а новое лицо на канале. Мне очень понравился, приятная неожиданность. То пошутит, то процитирует кого-нибудь, то сыпровизирует, то ещё что. Очень жаль, что многое (в т.ч. всякие хохмы) не попадёт в эфир — это было так здорово!
• Оригинально изменённая студия — большой экран меж трибун, на котором крутится логотип и показываются демонстрации (уже озвученные, причём каким-то знакомым голосом, но который так и не удалось распознать). Смотрится интересно, хотя «рамки» по-своему оригинальны. Пока на экране не увижу — не скажу, что круче. Вот единственное, что не понравилось в студии — её размер. Куб и таблетка, понятное дело, стандартного размера, а вот трибуны стоят гораздо ближе, чем стоило бы. В итоге явное ощущение немногочисленности публики, а также отсутствие второго крана, снимающего входы и выхода игрока.
• Названия игр. Фанатам они будут непривычны, но зато многие приближены к реальности, а не так абстрактны, как в оригинале. Например, «Молекулы» явно вместо «Мультисфера» — нормальное слово, а не перевод на русский составного названия.
• Вообще, что касается игр — их заготовили много. В первый день был один набор, во второй к нему добавился второй, по размеру наверное даже больший. Причём здесь есть и довольно свежие игры типа Anomaly. Вчера, когда уходили, новые игры всё приносили и приносили (я так понял, когда все разошлись, тесты других игр продолжились). Подозреваю, что ежедневно коллекция будет пополняться и пополняться, что очень и очень радует!
• Slo-mo камера и целая куча фотоаппаратов по периметру присутствуют, так что эффекты, которые являются фишками этой передачи, будут.
• Большинство звёздных участников предпочитают играть до последнего, забирать деньги отказываются. Разумеется, это интереснее, ведь можно видеть игры в действии. Кстати, главный приз — 3 миллиона.
На этом мой рассказ в виде списка закончится, остальное будет после эфиров. Надеюсь, что ждать не придётся очень долго, хотя пост-обработки здесь нужно очень и очень много. Ну и добавлю, что даже за эти коротенькие два дня нашёлся человек, который дошёл до последней игры.
Куб, прошу в телевизор!