На днях, Кен Дженнингс, наиболее известный и успешный игрок в "Jeopardy!" выложил в своем блоге интервью с Ильей Бером, одним из редакторов "Своей игры". Здесь его можно прочитать в оригинале:
http://ken-jennings.com/blog/?p=1145
http://ken-jennings.com/blog/?p=1147
Тут же выкладываю собственноручно сделанный перевод.
Россияне тоже любят телеигры?
Илья Бер - редактор "Своей игры" (Редактор, видимо, эквивалентен профессии "staff writer" в американских телеиграх, хотя Илья также занимается широким кругом других обязанностей, как вы увидите). Также, он ведет собственную программу, а недавно стал главным редактором "Кто хочет стать миллионером?".
Илья написал мне по электронной почте несколько месяцев назад, что ему понравилась моя книга и он сейчас работает над ее русским переводом, чтобы его товарищи из игровой тусовки могли насладиться ей. Я был приятно удивлен и не имел малейшего представления о том, что в бывшем СССР есть телеигры. (Кстати, я почти упустил это письмо в своей переписке - поле "From:" содержало кириллический текст, а в теме значилось "Русские интеллектуальные игры". Я чуть было не удалил это письмо как спам!)
Я думаю, что это может быть очень изощренная выходка со стороны сетевых шутников. Но я уверен, что Илья - настоящий. И он любезно согласился дать интервью для моего блога. (Он также предоставил
некоторые картинки для справки). Часть из нашей переписки приведена ниже. Английский Ильи лучше моего русского, но все равно я вносил небольшие поправки для чистоты и ясности. Но в основном все ответы Ильи приведены как есть.
Как бы вы могли описать "Свою игру" для американских фанатов телеигр? Это официальная русская версия нашей "Jeopardy!" или неофициальное подобие? Отличается ли она от "Jeopardy!" (В темах, сложности, игровом процессе и атмосфере)?
Сложно сравнивать 2 вещи - одну, которую вы знаете досконально и другую, о которой слышали лишь поверхностно.
Насколько я знаю, "Своя игра" является официальной версией "Jeopardy!" не только де-юре (конечно, это лицензионный формат), но и ментально. И кроме того, может быть, у нее есть немного так называемой "загадочной русской души".
В течение первых выпусков в 1994 году игроки участвовали не ради денег, а ради удовольствия, отвечая на вопросы и помогая соперникам найти правильные ответы. Они пытались совещаться со своими оппонентами и пытались им подсказать, если могли. Это было большой проблемой для редакторов и продюссеров. Сам я этого не видел. так как в 1994 году мне было только 12, но мои старшие коллеги рассказали мне об этом.
Теперь же изменились и времена, и люди. "Tempora mutantur et nos mutantur in illis" - сказали древние римляне. Но дух братства в игровом сообществе жив по прежнему.
Технически, СИ выглядит следующим образом. Игра состоит из 3 раундов (Третий был добавлен в 2000 году при увеличении хронометража до 52 минут). Категории те же. Игровое поле то же за исключением двух вещей.
1) Стоимости вопросов расположены не сверху-вниз. а слева-направо
2) Мы играем на рубли, а не на доллары - поэтому наши выигрыши гораздо меньше. В первом раунде вопросы стоят от 100 до 500, во втором - от 200 до 1000, в третьем - от 300 до 1500.
Правила и кнопки те же самые. Но! Мы придумали специальный вопрос "Кот в мешке". Когда один из игроков открывает "Кота", он должен выбрать для ответа одного из своих соперников. Только после этого ведущий объявляет тему и стоимость. Обычно это фотовопрос, на котором закрытая часть картинки скрывает правильный ответ.
Вместо "Daily Double" мы ввели "Вопросы-Аукционы". Неважно, кому выпал "Аукцион" - все три игрока принимают участие в торгах. Играет тот, кто поставит больше всего. Финальные раунды проходят у нас одинаково.
Я мечтаю посетить "Jeopardy!" и ощутить ее запах. Только после этого я смогу сравнить игры.
Каковы ваши обязанности в качестве редактора? Каким образом вы получили работу?
В СИ пять редакторов. Мы пишем 90% всех вопросов (91 за игру). Кроме того, у каждого из нас есть своя зона ответственности. Моя - все, что связано с игроками: поиск, прослушивание, отборочные игры в Москве, присутствие на каждом шоу.
Мы не делаем отдельных групп по отбору игроков и составлению вопросов. Конечно. безопасность находится на низком уровне, но у нас высокий авторитет, посему у нас не было обвинений в недобросовестной игре за 15 лет.
Моя история - это рассказ о том, как сбылась моя мечта. Это большая отдельная история. если вы хотите, я расскажу о ней в отдельном письме. Вкратце:
В детстве я любил интеллектуальные игры и в первую очередь "Что? Где? Когда?" (Я расскажу об этом явлении позже), а потом и СИ. Когда я поступил в университет (Российский государственный гуманитарный университет, историко-филологический факультет) я присоединился к сообществу московских любителей интеллектуальных игр, и начал играть. Спустя два года я попытался принять участие в СИ и мне это удалось. Я играл против сильного и известного игрока и проиграл. Через год я попытался вновь и вновь проиграл. На тот момент мне было 19, а затем 20 лет. Честно скажу, я был весьма посредственным игроком.
Я окончил университет в 2003 году и поступил в аспирантуру, чтобы получить степень доктора в области истории России 18 века. Полгода спустя я случайно узнал о вакантной должности в СИ. У меня уже был некоторый опыт в составлении вопросов для школьных и студенческих не-ТВ игр. Я был молодым и дерзким и решил попробовать. Я ничего не терял, но понимал, что мои шансы равны нулю. Но мне повезло! Меня выбрали из 12 претендентов и я занял эту позицию.
История была заброшена и я начал свою ТВ-карьеру. С этого времени я - главный редактор одной программы и ведущий другой. Сейчас я главный редактор «Кто хочет стать миллионером?», но СИ остается для меня главной. на протяжении уже 5 лет (к февралю 2009).
Расскажите нам о популярности СИ в России. Популярен ли вообще там жанр телеигры?
Я не могу сказать, что телеигры в России могут соперничать с футболом, поп-музыкой или кино, но у них весьма широкая аудитория. Для СИ это около 3 млн. человек, если верить Гэллапу. (Население России - 140 миллионов) Мы выходим в эфир 2 раза в неделю, в субботу и воскресенье в три часа дня.
"Достоевский" за 400
Расскажите нам о интеллектуальных играх в России в целом. Является ли это основной деятельностью в России или же скорее это хобби, которое является странным для большинства людей?
Я не думаю, что интеллектуальные игры где-либо могут быть "основной деятельностью". Уж точно не в России. И это потому, что большинство людей считают игроков странными и слегка причудливыми. Но в СССР интеллект и образование имели огромное значение. Таким образом, звезды телеигр приобретают огромное уважение в обществе.
Я могу сказать, что примерно для 100 000 русскоязычных людей во всем мире, интеллектуальные игры являются главным увлечением в их жизни.
В различных частях света, я знаю есть много разных мест для простых игроков: мероприятия при поддержке фирм, сборы средств, радио-и телевизионные конкурсы, школьные и университетские турниры, неофициальные игры в барах и ресторанах и т.д. Какие из этих возможностей существуют в России для любителей поучаствовать в играх?
Все из них. Школьные и университетские турниры наиболее популярны после телеигр. Другие виды тоже представлены, но не настолько широко. Все это движение практически свободно от денег и построено на альтруизме.
И СИ не является центром интеллектуального движения. Ее сердце называется "Что? Где? Когда?". Вы можете прочитать о нем здесь (ссылка на англовиики). Я играю в команде. занимающей 5 место в международном рейтинге, и у нас есть две бронзовые медали Чемпионата мира по «Что? Где? Когда?» (2006, 2007) и серебряная медаль Чемпионата России (2007). Для меня это блестящая игра, вершина интеллектуальных игр.
Следующий чемпионат мира пройдет в августе 2009 года в Калининграде. Быть может вы его посетите в роли почетного гостя?
Как вы думаете, существует что-либо о России, в частности, в русском национальном характере, что объясняет популярность игр и викторин?
До чтения вашей книги я подумал, что мы очень разные, и мы не сможем найти общий язык между нашими сообществами. Но сейчас я так не думаю. У нас есть гораздо больше общего, чем различий. Языковой барьер является нашей проблемой, но надеюсь, мы можем решить ее сообща.
По Вашему мнению, что отделяет хороший вопрос викторины (СИ или любой другой) от плохого?
Золотые страницы вашей книги, Кен, содержат 9 типов вопросов. Воспользуюсь этой классификацией.
(Здесь Илья отсылает к полуюмористической классификации из 12 главы моей книги "Мозголом")
1. Ваниль. Мы стараемя не писать таких вопросов в течение последних 10 лет, хотя СИ начинала с них. Это не требует квалификации. Это скучно.
2. Ваниль с горячей помадкой. Вы пишете, что большинство вопросов в Jeopardy! именно такие. Также и у нас. Это способ гарантировать ответы от игроков и сразу сказать нечто новое и интересное нашим зрителям.
3. "Превосходная степень". Мы любим и нередко используем эти простые факты
4. Уникальности. Мы также любим и нередко используем эти факты.
5. "Огромное количество". ы используем этот тип, но не очень охотно. Это очень просто писать, но не очень интересно играть и отображать.
6. Совпадение смысла. Здесь я процитирую вас: "Они не могут быть важными и значимыми, но они веселы и встречаются нечасто, и они напоминают нам о том, что истина может быть более странной, чем вымысел". 100% с вами согласен. Если мы найдем нечто интересное такого рода, безусловно, мы безусловно спросим об этом на игре.
7. Малоизвестные подробности. Я могу сказать, что этот тип является наилучшим для «Кто хочет стать миллионером?». Варианты делают эти вопросы более точными, однако они могут быть в равной степени вероятными. В нашей игре мы используем такие вопросы довольно редко.
8. Трюки. Мы используем их очень часто. Наш любимый вид или прием "Ответ на вопрос в самом вопросе или в теме". Это нравится нашим зрителям или игрокам.
(Примечание: если я правильно понял, Илья описал что то типа "Глупых ответов", часто используемых на Jeopardy!)
9. Puzzlers. Наши любимый тип, честно! Принцип "неизвестное об известном" является наиболее важным моментом в игре "Что? Где? Когда?", и во всем нашем сообществе. Не чистые знания, а здравый смысл, логика, дедукция, латеральное мышление, являются реальными показателями интеллекта, который стоит развивать. "Ага!" - именно ради этого момента озарения и играют люди. Написание подобного рода вопросов требует специальных навыков. И мы стараемся делать все от нас зависящее.
И наконец, есть ли у вас любимый вопрос вызвавший знаменитый или смешной инцидент на шоу, или просто любимый по другим причинам? Или по одному из каждого?
Было много. Но сейчас я не готов рассказать о них. Память - не очень надежная штука. Попрошу фанатов игр вспомнить, а затем прислать их вам.